Форум » Форум по истории (архив) » Прически и внешний вид первых Рюриковичей » Ответить

Прически и внешний вид первых Рюриковичей

smrx: Недавно нашел статью с аргументами против норманской теории - http://www.paganism.ru/ozar4.htm. Статья, понятное дело тенденциозная, но некоторые моменты в ней меня заинтересовали. Поэтому я и решил задать вопрос на этом форуме, какие другие мнения есть по поводу внешнего вида и причесок первых варяжских князей и воинов из их дружин. Действительно ли у всех скандинавов было принято носить бороды и длинные волосы, и отсутсвие этих признаков считалось бесчестием? Или описание Святослава Львом Диаконом не соответствует действительно или является поздней правкой? Откуда взялась традиция изображать первых киевских князей безбородыми с длинными усами? Интересно еще почему например на вот этих поздних гравюрах: http://www.veliky-novgoro...ur/index/images/rurik.gif http://www.veliky-novgoro...our/index/images/oleg.gif Рюрик изображен с бородой, а Олег уже нет?

Ответов - 3

Лена М.: Внешний облик Святослава Игоревича в принципе в данном контексте может свидетельствовать лишь о скорости ассимиляции варягов-скандинавов на Руси. Для её оценки в этот период можно провести следующую аналогию - в 945 году внук Ролло пожелал научить своего первенца северному наречию но был вынужден позвать учителя из Скандинавии. Среди нормандских поселенцев норвежский язык был уже утрачен... Что же касается облика-причесок скандинавов эпохи викингов... С одной стороны бородатость-длинноволосость очевидно превалирует - сие например демонстрируют мужские головы на резьбе повозки из Осеберга. С другой стороны в археологических материалах Бирки зафиксированы складные бритвы, а в Англии эпохи викингов в обиходе была «датская мода» (длинные челки и бритые затылки) - именно такую прическу норманнов можно видеть на ковре из Байё...

a_e_g: В нормандском завоевании Англии 1066 г. участвовал весьма небольшой процент потомков скандинавов, кроме того весьма сильно ассимилированный нейстрийскими франками . regards, aeg

a_e_g: цитата X. ОБЩЕСЛАВЯНСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВАРЯЖСКИХ (ВЕНДСКИХ) КНЯЗЕЙ И ДРУЖИННИКОВ Как в занесенных к нам с балтийского Поморья вендских словах, учреждениях, формах язычества и т. д. мы находим доказательства западно-славянскому происхождению варяжских князей так из дошедших до нас общеславянских особенностей их быта мы заключаем о невозможности их неславянского происхождения. Избегая повторения уже всем известных доказательств, я только для памяти указываю на совершенное тождество княжеского родового начала у нас и у прочих славянских народов; на поклонение Олега, Игоря, Святослава - Перуну и Волосу, по русскому закону; на постановление Владимиром славянских идолов в Киеве и т.д. Только для памяти повторяю, что мнимонорманское начало не оставило у нас ни одного следа ни в языке, ни в религии, ни в праве, ни в обычаях. Оспаривать общие места, на которых, за недостатком более существенных доказательств, норманская школа утверждает свое мнение о скандинавизме варяжской руси, я не буду; всякий поймет. что если на примеры воинственности, сластолюбия, гордости, мстительности и т. п. у норманнов и русских князей я не отвечаю сотнями подобных примеров из прочих славянских историй, я это делаю не по недостатку материалов, а потому что одна только частная характеристика варяжских князей может вести нас к определению их народности. Из мало исследованных до сих пор общеславянских частностей домашнего быта варяжских князей, особенно замечательны следующие: Бритье головы и бороды. Лев Диакон описывает следующим образом наружность Святослава: «*******************************» (Leo Diac. ed. Bonn. 156). Боннский перевод неверен: *Barba rara, praeter labrum superius, densis et in longitudinem promissis capillis bene pilosum. Capite item erat admodum glaber, nisi quod ad utrumque latus cincinnus dependebat, nobilitatem generis declarans». ***** - attenuo, nudo, privo; deglabro, depilo: ********** - glabresco; ********** - nudatus (Gloss. vet.). Следовательно, ************ не значит, что у Святослава борода была редкая, barba rara, а бритая; он же сам безбородый nudatus barba. - ***** *****, переведено utrumque latus. ******** ******* - alteruter, alterutrum; один, одно из двух; *** ******: - in diversum. in alteram partem, «* *******************************» (Menand. ap. auctor. de barbar. 195) - один из двух Диоскуров. «***-********************************************* ********** *********» (Eustath. p. 1573, 60 in Thes. Gr. l. ed. Didot, v. **-*****). Неопределенность значения испорченного греческого *******, допускает двоякое объяснение места Льва Диакона. Слова «****** ****** ****** **************» могут значить: ad utrumque latus capitis cincinnus dependebat и ad unum capitis latus. Карамзин (I. 192) избрал последнее чтение, без сомнения, как указывающее на малороссийский казацкий чуб; между тем, Козьма Пражский говорит о знатном чехе времен Болеслава Грозного (932): «Quos ut vidit Dux buxo pallidiores prae timore, unum qui fuit primus inter seniores, apprehendens per circinnos (cincinnos) verticis, ut fortius valuit. percutiens amputauit ceu teneri papaueris caput» (I. 13). Здесь дело идет, кажется, как у Святослава по боннскому переводу о раздвоенном чубе, висевшем по обеим сторонам головы. Венгерские язычники носили тройные чубы: «Primus autem inter Hungaros, nomine Vatha, de castro Belus, dedicavit se daemoniis, radens caput suum, et cincinnos dimittens sibi per tres partes, ritu paganorum» (Thwrocz ap. Schwandt. Scrpt. rer. Hung. I. 129). Руяне брили голову и бороду; волосы на голове иногда подстригали коротко. Так, Саксон Грамматик об идоле Святовита в Арконе: «Corrasae barbae, crines attonsi figurabantur, ut artificis in-dustriam Rugianorum ritum in cultu capitum aemulatam putares» (XIV. 823). Тоже самое об идоле Святовита в Hist., episc. Cammin: «Idolum autem erat quadriceps, humanam staturam adaequans, resecta barba et capillis, oblonga veste talari amictum» (Scrpt. rer. ep. Bamberg. II. 509). Мы видели совершенное сходство в описании Перунова идола у Нестора с изображением кумира Черноглава в Книтлинга саге; у одного «ус злат»; у другого «mystax argenteus»; ни русская летопись, ни скандинавская сага не упоминают о бороде и о волосах. Только один верховный жрец у руян носил длинные волосы и бороду противно народному обычаю: «Hujus (Svanteviti) sacerdos, praeter communem Patriae ritum, barbae, comaeque prolixitate spectandus» (Saxo Gramm. XIV. 824). И у нас белозерские волхвы являются с бородами: же повелЪ бити я, и потергати брадЪ ею» (Лавр. 76); обстоятельство, подтверждающее мнение Моне о финно-литовском происхождении арконских жрецов (Nord. Heid. I. 183) 190. Ибн-Гаукал свидетельствует о языческом обычае руси брить бороду друг другу (Fraehn. Ibn-Foszl 266); Димешки рассказывает, что из руссов одни бреют бороду, другие окрашивают ее сафрано-желтым цветом (ibid 73); Эдриси (Хвольс. Ибн-Даста, 50), что некоторые из руссов бреются, между тем, как другие отращивают себе бороды; в последних (см гл. XIX) мы угадываем или норманнов, сокрытых под общим назва-нием руси, или крещеную русь191. На миниатюрных рисунках воль-фенбиттельской легенды и вышеградского кодекса (1006 и 1129) древние чехи представлены с коротко подстриженными волосами, длинными усами и без бороды. Славянином, по бритой голове, оказывается Саксонов «Sveno, superne tonsus» (VIII. 381), уже тождественный по имени со славянским Свеном (Sven ас Sambar), о котором упоминается в числе Гаральдовых спутников (ibid. 377). Мы не имеем положительных данных о славянских чубах; носили ли их одни князья у известных племен или отличались только длиной чубов? Дитмар говорит о лутичах: «Pacem abraso crine supremo et cum gramine, datisque affirmant dextris» (VI. 65). Из этих слов Воцель (Grundz. d. b. Alt. 216) заключает, что славяне имели обыкновение носить пучок волос на передней части головы; мне кажется, что Дитмар указывает именно на чуб и на темя; при совершении клятв лутичи, вероятно, обрезали конечные волосы своих чубов, а, быть может, и самые чубы, crinis supremus; слово чуб, чуприна (польск. czub, czupryna, чешск. cub, cupryna) существует у всех славянских народов. На Руси стали отпускать волосы и бороду только вследствие принятия христианской веры; так монах Адемар об эпохе Владимира: «Post paucos dies quidam Grecus episcopus in Russiam venit, et medietatem ipsius provintiae, quae adhuc idolis dedita erat, conver-tit, et morem Grecurn in barba crescenda et ceteris exemplis eos susci-pere fecit» (Adem. Hist. I. III. ap. Pertz, VI. 129. 130). В договорах, памятнике языческих времен нет статьи о бороде; в Правде, составленной под влиянием новых христианских обычаев, положено 12 гривен продажи за порвание бороды: «А кто порветь бородоу, а въньметь знамение, а вылch1123;зуть людие, то 12 гривенъ продажch1123;; аже безъ людии, а въ покленch1123;, то нch1123;ту продажи» (Р. Пр. П. §60). Приношение волос в жертву богам было у всех народов обычаем глубокой древности; постоянное бритье головы отличительной чертой азиатских религий, преимущественно фригийского идо-лопоклонения; у Гомера (Il. IV, 533) фракийцы названы чубоносцами, *******; Плутарх (Thes. V) указывает на аравийское происхождение бритья бороды и волос у еввийских абантов. От того же восточного источника ведут, вероятно, свое начало и постриги славянские. О польских пострижинах свидетельствуют Мартин Галл, Кадлубек, Длугош и прочие192; у нас языческие постриги переходят (подобно другим древнеславянским религиозным обычаям) в соответствующий им христианский обряд восточной церкви удерживая от первобытного своего значения сажание на коня и духовное свойство между постригающим и родственниками постригаемого (см. Карамз. III. прим. 143. 331. - Снегир Р.пр I 210, 211. -Лавр. 172,173.- Ипат. 141. - Новг. 46). Мациевский, нисколько не заботящийся об изучении источников, силится доказать чисто христианское (восточное) происхождение славянских постриг (Ист первоб. церкви у слав. 175-189); он не понял существенного отличия обоих обрядов; языческим знаменовалось пожизненное соблюдение народного обычая пострижения или бритья; христианский - был временным символическим жертвоприношением. Как славянские источники свидетельствуют о всеславянском обычае бритья или пострижения бороды и волос, так, напротив, германские о неприкосновенности и религиозном значении той и других у всех народов германского племени. Длинные волосы были отличительным знаком свободного мужа; бритая голова клеймом раба. Франки признавали только reges crinitos; у Григория Турского Клодвиг назван Chlodovaeus Comatus. Германские язычники клялись волосами и бородой (Водановой); клятва per capillos воспрещается в Новеллах 77. с. 1. § 1. Скандинавский Один прозывался Harbardr, Sidrani, (haarreich), Sidskeggr (bartreich); Top - краснобородым, raudskeggiadr (Grimm. D. M. 134. 161). В древней Эдде (Rigsmal) говорится о волосах и бороде свободных людей, ярлов и конунгов. Jomsvikinga сага сохранила предание о том, как осужденные на обезглавление норманские викинги заботились перед смертью о неприкосновенности своих волос, «mox vir juvenis producitur, magna coma et bombycis instar flava. Thorkel solitam quaestionem proponit. Ille... hic comam a capite expeditam teneat, caputque raptim attrahat, ne coma sanguine madescat» (Scrpt. h. Isl XI. 139, 140). Обритие головы почиталось у германских и скандинавских народов высшим бесчестьем; о примерах см. у Гримма (DRA. I, 239-241, 283-286. II, 702, 703)193 И теперь, на скандинавское ли происхождение указывает бритая голова Святослава? И возможно ли допустить, чтобы уже во втором поколении династии знамением благородства норманского конунга (*** **** *****) явилось то, что у норманнов почиталось клеймом позора и рабства? P.S. ******* изображают греческий текст regards, aeg




полная версия страницы