Форум » Форум по истории (архив) » Повесть о Словене и Русе » Ответить

Повесть о Словене и Русе

Лена М.: рабинович пишет: цитатаГ-жа Мельникова, а что вы знаете о повести о словене и русе? существуют ли копии ее 16-го века? когда она могла быть написана? Насколь я себе то представляю самая ранняя фиксация памятника («О истории еже о начале Руския земли и создании Новеграда и откуду влечащася род Словенских князей») - суть Летописный свод 1652 года. По мнению специалистов текст памятника относится к первой половине XVII века. рабинович пишет: цитатачто вы о ней думаете? Сказание о Словене и Русе лежит в общем контексте тогдашних попыток-усилий в истолковании славянских этнонимов - начатых пожалуй еще с легенды о славянских братьях в Cosmae Pragensis Chronicae Bohemorum.

Ответов - 8

МАВ: Приветствую! цитатаПо мнению специалистов текст памятника относится к первой половине XVII века. Интересно, на что «опирались» писатели «сказания.»? С уважением. МАВ

Лена М.: МАВ пишет: цитатаИнтересно, на что «опирались» писатели «сказания.»? В основаниях сказания лежит вытеснение в апокрифическом толковании библейской генеалогии ветхозаветных персонажей легендарными-вымышленными первопредками - Словен и Рус вводятся в круг прямых потомков Иафета.

МАВ: Непонятно. Если легенды о Славене и Русе вымысел, то почему не «домыслили» и их потомков-князей, а заодно и их легендарные свершения. Да и Татищев в ИЛ определил девять поколений (от Владимира древнего до буривоя), что довольно точно (относительно конечно) совпадает с археологическими данными о приходе славян в район Ильменя, хотя знать об археологии не мог. Весьма сомнительно, что эти легенды основаны только на библейских сюжетах. С уважением.МАВ


Лена М.: МАВ пишет: цитатаЕсли легенды о Славене и Русе вымысел, то почему не «домыслили» и их потомков-князей, а заодно и их легендарные свершения. Отчего же? Вполне домыслили. МАВ пишет: цитатаДа и Татищев в ИЛ определил Общее отношение Татищева к подобным домыслам о происхождении славянских этнонимов от баснословных «первопредков» было однозначное-отрицательное: «Чехи и поляки вымыслили трех братов: Чеха, Леха и Руса, наш новгородец князя Славена и других странных имян, которые басни от самых тех сложений легко обличаются.» МАВ пишет: цитатаВесьма сомнительно, что эти легенды основаны только на библейских сюжетах. В основаниях - типичные для XVII века баснословия о «начале славян», наложенные в том числе на библейские генеалогии.

a_e_g: Таковое широко встречается. Примеры. 1.«Троянская» генеалогия франков. Дардан (предок троянского царя Приама) по сходству имени идентифицируется с Дардой, сыном Зеры (внука библейского патриарха Иакова). От Приама выводится длинная линия троянских царей вплоть до 677 до н.э. (когда Троя была разрушена киммерийцами), плавно переходящая в линию киммерийских царей, затем в королей сикамбров и, наконец, франков, включая Меровингов с Каролингами. 2.«Троянская» генеалогия Скьёлдунгов, Инглингов и англо-саксонских королей. От того же Дардана выводится Мемнон (упоминаемый в поэме «Эфиопика» племянник Приама), сын которого Трор идентифицируется с предком Одина, от сыновей которого и происходят Скьёлдунги, Инглинги, все короли англов, саксов и ютов, а также раннесредневековые саксонские герцоги (включая Видукинда). Похоже, что данная версия поддерживалась и более поздними саксонскими герцогами и графами (Людольфингами, Брунонингами и Иммедингами), поскольку они считали себя потомками Видукинда. Сюда же и Рюриковичи... 3.Генеалогия арабских халифов. Сын Авраама Исмаил считается предком всех арабских племен, включая хашимитов (клан самого пророка Мухаммеда), его ближайших преемников, Алиидов, Омейядов, Аббасидов и Фатимидов. Впрочем сам Мухаммед скромно ограничивал свою генеалогию Аднаном (предположительно 8-е поколение от Исмаила) и говорил: «Обо всём, что за Аднаном ведает только Аллах, а генеалоги лгут» 4.Милесианская генеалогия легендарных королей Ирландии. Очень похожа на «троянскую» генеалогию франков: скифские цари (потомки Гомера, сына Яфета) «путешествуют» на Крит, затем на Готланд, потом в Галисию (северо-запад Испании) и, наконец, в Ирландию 5.«Потомки» царя Давида По объему до Рюриковичей не дотягивают, но кого там только нет: губернаторы Иудеи времени Ахеменидов, ранние епископы Иерусалима и Селевкии, галло-римские чиновники и магнаты, короли, охраняющие Грааль, бунтовщик Симон бар Гиора, эксилархи (вожди изгнанных из Палестины евреев - до начала XV в.)... Источники в основном позднесредневековые (XV-XVII вв.), но используются и более ранние, например, «Хроника Сен-Дени» (для «троянских» франков). Отличное пособие для демонстрации типичных генеалогических ошибок: неправомерная идентификация 2 личностей на основе сходства имен (требуется, по крайней мере, еще совпадение времени и места), смешивание мужской и женской линий, объявление завоевателей потомками завоеванных (как с троянцами и киммерийцами), конъектуры с использованием посторонних имен (кельтские имена в генеалогии континентальных саксов) и пр. Прямо как больной, болеющий сразу всеми болезнями для студента-медика А вот Флетчер (цитируется в IV-м томе «The Principal Navigations, Voyages, Traffiques, and Discoveries of The English Nation», выпущенном Richard Hakluyt) утверждает, что у Рюрика было не 2 брата, а 3: цитата The countrey of Russia was sometimes called Sarmatia. It changed the name (as some do suppose) for that it was parted into diuers smal, and yet absolute gouemments, not depending, nor being subiect the one to the other. For Russe in that tongue doeth signifie as much as to part, or diuide. The Russe reporteth that foure brethren, Trubor, Rurico, Sinees, and Variuus deuided among them the North parts of the country. Likewise that the South parts were possessed by 4. other, Kio, Scieko, Choranus, and their sister Libeda: each calling his territorie after his owne name. Of this partition it was called Russia, about the yere from Christ 860. [Sidenote: Strabo in his 7. booke of Geogr.] As for the coniecture which I find in some Cosmographers, that the Russe nation borowed the name of the people called Roxellani, and were the very same nation with them, it is without all good probabilitie, both in respect of the etymologie of the word (which is very far fet) and especially for the seat and dwelling of that people, which was betwixt the two ruiers of Tanais and Boristhenes, (as Strabo reporteth) quite another way from the countrey of Russia. Далее он называет северную часть Руси (Новгород, Устюг, Вологда и пр.) Белой Сарматией, а остальную (включая Москву, Владимир и Рязань) - Чёрной. regards, aeg

МАВ: Приветствую! цитатаТаковое широко встречается Это факт известный, но вроде во всех этих «генеалогиях» нет разрывов типа «между Владимиром и буривоем было девять поколений,а имена их неизвестны». У тех же скандинавов не только все имена известны, но и их «подвиги». Почему в русской легенде о Славене и пр. нет «непрерывности». Если все вымысел, то могли бы и сочинить. Или это остатки устных преданий о временах, о которых никто уже ничего не помнит? С уважением.МАВ

a_e_g: Это заимствование из иноземных источников, скорее всего польских. При цитировании интересующая Вас часть могла потеряться. Это только предположение Обратите внимание, сколько сохранилось (количественно и по степени сохранности) западноевропейских источников и сколько древнерусских. Вам это ни о чём не говорит? regards, aeg

МАВ: цитатаЭто заимствование из иноземных источников Да, вполне возможно. Однако что то и свое должно было быть. цитатаОбратите внимание, сколько сохранилось (количественно и по степени сохранности) западноевропейских источников и сколько древнерусских. Насколько знаю, этим еще и Китай славился. :)



полная версия страницы