Форум » Форум по истории (архив) » Откуда руги пришли на Дунай? » Ответить

Откуда руги пришли на Дунай?

ВладимирЪ: Что говорит археология о передвижении ругов? Выявленны ли предметы на территории дунайского Ругиланда свойственные ругам?

Ответов - 25

Олег: ВладимирЪ пишет: цитатаЧто говорит археология о передвижении ругов? В общих чертах так: Руги (как носители германской культурной принадлежности) в начале I тыс. н.э. фиксируются на Скандинавском полуострове, да затем на балтийское побережье, в том числе на остров Рюген, да после же в продвижении в южном да юго-западном направлениях, да, наконец, в Паннонии. ВладимирЪ пишет: цитатаВыявленны ли предметы на территории дунайского Ругиланда свойственные ругам? Выявлены.

ВладимирЪ: Спасибо. А вот Птолемей их отмечает между Одером и Вислой. Откуда и куда их готы вытеснили готы. Я видел мнение польского историка о том, что руги были среди носителей оксывской кульутры. Все ли руги с Поморья пришли на Дунай или они разделились на западных и восточных. Иордан называет каких-то рогов (а рогами он называет ругов в других местах) среди восточноевропейских племен подчиненных германарихом. Олег пишет: цитатаВыявлены. А какие? Может быть особые фибулы? Приведите, пожалуйста, если можно, название.

Олег: ВладимирЪ пишет: цитатаА какие? Попробуйте полистать десятую главу книжицы по теме: Ю.К.Колосовская «Рим и мир племен на Дунае. I-IV вв. н.э.» М.: Наука, 2000.


Святич: Олег пишет: цитатаРуги (как носители германской культурной принадлежности) в начале I тыс. н.э. фиксируются на Скандинавском полуострове А вы не могли бы указать сочинение, помещающее ругов в начале I тыс.н.э. на Скандинавский полуостров?

Олег: Святич пишет: цитатаА вы не могли бы указать сочинение, помещающее ругов в начале I тыс.н.э. на Скандинавский полуостров? Ну, например, классическое сочинение достопочтенного Людвига Шмидта: L.Schmidt. Geschichte der deutschen Staemme. I. Die Geschichte der Ostgermanen. Berlin: Weidmannsche Buchhandlung, 1910. 493 pp.

Святич: Олег пишет: цитатаНу, например, классическое сочинение достопочтенного Людвига Шмидта: Простите, но версии и предположения современных авторов меня, в данном случае, беспокоят мало. Интересны первоисточники. Кто из древних? А то мне как-то ничего, кроме списка Иордана, на ум не приходит. Сей же список, по причине отдалённости автора как по времени так и по месту, не больно-то заслуживает доверия. Большиство помянутых там этнонимов более нигде не засвидетельствованны. Кстати, если вы, всё таки, настаиваете на доверии к данному тексту Иордана - не забудьте что у него руги «отличаются от германцев».

Олег: Святич пишет: цитатаверсии и предположения современных авторов меня, в данном случае, беспокоят мало Речь изначально велась о СОВРЕМЕННОЙ археологической фиксации ругов в Европе, посему сей ваш пассаж очевидно не по делу. Святич пишет: цитатаИнтересны первоисточники. Кто из древних? А то мне как-то ничего, кроме списка Иордана, на ум не приходит. И совершенно напрасно - руги упоминаются задолго до Иордана целым рядом античных авторов, начиная с Тацита: Тацит пишет: цитатаДалее, у самого Океана, - ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен - круглые щиты, короткие мечи и покорность царям. За ними, среди самого Океана, обитают общины свионов; помимо воинов и оружия, они сильны также флотом. Трудно не заметить - уже Тацит локализует ругов вблизи свионов, где-то в Северной Европе. Святич пишет: цитатане забудьте что у него руги «отличаются от германцев» Не хуже меня знаете, что сие место у Иордана не слишком надежно - ввиду принципиально различных редакций.

Святич: Олег пишет: цитатаРечь изначально велась о СОВРЕМЕННОЙ археологической фиксации ругов в Европе, посему сей ваш пассаж очевидно не по делу. Мой пассаж весьма по делу. Поскольку археологическая фиксация ругов в Скнадинавии на рубеже эр - это из области ненаучной фантастики. Олег пишет: цитатаТрудно не заметить - уже Тацит локализует ругов вблизи свионов, где-то в Северной Европе. Действительно, трудно не заметить что у Тацита руги среди континентальных народов, рядом с лемовиями, лугиями и прочими обиттелями земель к югу от Балтики. В отличии от свеонов, обитающих «среди океана». Собсвенно говоря, с южнобалтийской локализацией ругов никто и не спорит. Речь о вашей локализации ругов в Скандинавии. И тут Тацит вам не помошник. Олег пишет: цитатаНе хуже меня знаете, что сие место у Иордана не слишком надежно - ввиду принципиально различных редакций. Соотвественно и сам пассаж Иордана о ругах в тот же тазик.

Лена М.: Святич пишет: цитатаПоскольку археологическая фиксация ругов в Скандинавии на рубеже эр - это из области ненаучной фантастики Вы не правы Сергей. Археологическая фиксация ругов в Скандинавии на рубеже эр - это устоявшийся уже в литературе факт. Вот например что пишет о ругах Вера Павловна Буданова в своей монографии «Готы в эпоху великого переселения народов» (М.: Наука, 1990, с. 185): «Руги (лат. Rugi) - германские племена, обитавшие сначала на Скандинавском полуострове (Норвегия). Оттуда руги переселились на балтийское побережье, а затем, вытесненные готами, начали своё продвижение в южном или юго-западном направлении. В V в. дислоцировались в Паннонии, к северу от готов, занимавших Нижнюю Паннонию. Вместе с Одоакром, а затем вместе с Теодорихом двинулись в Италию.»

a_e_g: В.В.Лавров «ВОСТОЧНЫЕ ГЕРМАНЦЫ В ПРИАЗОВЬЕ В III-IV ВВ. Н.Э.»: цитата Еще одним аргументом В. П. Будановой в пользу меотийской локализации остроготов является ссылка на так называемый дорожник Александра, где сообщается: ... Вероятно, В. П. Буданова не имеет достаточно ясного понятия о том, что представляет собой «Дорожник Александра». Как известно, он был составлен неизвестным автором для императора Констанция (337-361 гг. н. э.) перед его походом на персов в 346 или в 359 гг. н. э. Источниками этого произведения стали первые четыре книги «Анабасиса Александра» Арриана, а также «Жизнь и деяния Александра Македонского» Псевдо-Каллисфена в переводе Юлия Валерия. Причем названия тех народов, с которыми воевал Александр Македонский, автор «Дорожника» зачастую заменял ему современными (Kubitschek 1916: 2363–2366). Именно с такой подменой мы и сталкиваемся в рассматриваемом фрагменте — автор итинерария заменил скифов, с которыми воевал Александр, на современных ему готов. Таким образом, в вопросе о географической локализации готов ссылка на этот источник неуместна. P.S. Только не надо называть это публицистикой - тут всё по делу . ВП в этом смысле не исключение... regards, aeg

Святич: Лена М. пишет: цитата«Руги (лат. Rugi) - германские племена, обитавшие сначала на Скандинавском полуострове (Норвегия). Оттуда руги переселились на балтийское побережье, а затем, вытесненные готами, начали своё продвижение в южном или юго-западном направлении. В V в. дислоцировались в Паннонии, к северу от готов, занимавших Нижнюю Паннонию. Вместе с Одоакром, а затем вместе с Теодорихом двинулись в Италию.» Ну есть такое мнение у Будановой. И что из этого следует? Ровным счётом ничего. С первоисточниками-то напряжёнка. Кстати, об археологии в вашей цитате ни слова. Так что не понятно откуда вы взяли «общепринятость» этого мнения.

Олег: Святич пишет: цитатаКстати, об археологии в вашей цитате ни слова. Так что не понятно откуда вы взяли «общепринятость» этого мнения. Вы невнимательно читаете, что вам пишут. Я вам давеча привел классическую работу Людвига Шмидта, в коей самые различные основания локализации ругов в Скандинавии рассмотрены комплексно, если не сказать исчерпывающе. Дальнейшие исследования по сей теме лишь уточняли те да иные аспекты, но не более того.

Святич: Олег пишет: цитатаЯ вам давеча привел классическую работу Людвига Шмидта, в коей самые различные основания локализации ругов в Скандинавии рассмотрены комплексно, если не сказать исчерпывающе. Я вас, вообще-то, просил дать первоисточники. Мнение Шмитта - только его мнение. Аналогично мнению Будановой. Единственный известный мне текст, помещающий ругов в Скандинавии - «Гетика» - никаких оснований для локализации не даёт. Вам известны иные тексты? Назовите их. Потому что без них все скандинавские локализации ругов - гадания на кофейной гуще. P.S. Шмитт, слачаем, не о Ругаланне писал?

a_e_g: ... поскольку ему дана ясная оценка (как националисту ), например, Е. Ч. Скржинской в комментарии 61 к «Гетике» Иордана: цитата Основным трудом по древнейшей истории германских племен до сих пор является книга Л. Шмидта (L. Schmidt, Geschichte der deutschen Staemme bis zum Ausgang der Voelkerwanderung. Die Ostgermanen. 2 Aufl., Muenchen, 1934). Немецкий ученый, десятки лет работавший библиотекарем Дрезденской государственной библиотеки, собрал огромный материал по истории каждого из известных германских племен, использовав как источники, так и литературу. В этом отношении его книга полезна. Однако в ряде случаев она грешит национализмом; Л. Шмидт видит главную движущую силу “эпохи переселения народов” в германских племенах и преуменьшает роль многочисленных славянских племен, историческое значение которых столь ярко отражено в византийских источниках VI-VII вв. Роль, которую играли славянские племена в Восточной и Центральной Европе, не уступает роли германцев в более западных и юго-западных ее частях. Л. Шмидт, конечно, полностью использ-овал сведения, приводимые в “Getica” Иордана. Что касается сообщения о готах - выходцах с острова Скандзы, то Л. Шмидт твердо убежден, что в рассказе Иордана (§§ 25, 94) заключено ядро исторической достоверности, и поэтому правильно считать, что готы пришли из Скандинавии к устьям Вислы, но никак не наоборот. Того же мнения на основе археологических исследований придерживается и Оксеншерна, публикующий интересную карту (Е. С. G. Oxenstierna, Die Urheimat der Goten, S. 182; ср. также новейшую работу Шварца: E. Schwarz, Germanische Stammeskunde). Что вполне естественно, если обратить внимание на год и место издания данного труда Л.Шмидта: 1934 год, Мюнхен, то есть «третий рейх» . regards, aeg

Лена М.: Доброго всем здоровья! С данными-материалами Людвига Шмидта не бывает особых-принципиальных методичечских проблем ежли подходить к ним корректно - четко отделяя фактологические зёрна от концептуальных плевел. И уж тем более от политических выводов. При должном учёте сих простейших методических принципов работы Шмидта по германским племенам до сих пор остаются если не эталоном соответствующих исторических исследований как ране, то по крайней мере обязательной точкой отсчёта.

a_e_g: Во-первых, ссылка на Шмидта («История немецких племен до конца переселения народов» в серии «Источники и исследования по древней истории и географии», издававшейся В. Зиглином) - это уход в сторону от темы, поскольку Святич интересовался именно первичными источниками по ругам в Скандинавии. Во-вторых, корректнее было бы процитировать Шмидта или хотя бы указать номер страницы в его работе. В-третьих, есть сомнения, что кто-либо из присутствующих читал или собирается читать данный опус Шмидта (тогда зря я пункт «во-вторых» написал ). Скорее всего ссылки на него вторичны или третичны (например, через ту же Скрижинскую, Дельбрюка или проект EthnoHistory и т.п. ). Да и переводился ли он на русский язык? цитата С данными-материалами Людвига Шмидта не бывает особых-принципиальных методичечских проблем ежли подходить к ним корректно - четко отделяя фактологические зёрна от концептуальных плевел. Я не возражаю. Имеете что-нибудь сказать по существу дела ? Жванецкого («вокруг да около умеет каждый...») цитировать не буду . regards, aeg

Лена М.: a_e_g пишет: цитатассылка на Шмидта - это уход в сторону от темы, поскольку Святич интересовался именно первичными источниками по ругам в Скандинавии Локализация ругов в Скандинавии основана на КОМПЛЕКСНОМ рассмотрении-анализе ВСЕХ источников по античным германцам-ругам, кое и проделал в свое время Шмидт. Учитывая же что изначально в сей дискуссии речь вообще не шла о письменных источниках по ругам, а именно об археологической фиксации ругов в Европе, то как раз попытка свести все основания по ругам к упоминаниям Тацита-Иордана-прочих и есть «уход от темы».

a_e_g: цитата Согласно исследованиям западных археологов, сугубо германскими оказались культуры т. н. ясторфского круга, которые охватывали крайний север Центральной Европы и юг Скандинавии (2-я пол. I тыс. до н. э.). Одним из ответвлений “ясторфского мира” является оксывская культура северной Польши на рубеже н. э., которая хронологически и территориально совпадает (по Тациту) с готтонским “коленом” германцев (древнейшие бургунды, вандалы, готы, ругии) . Формирование оксывцев началось в кон. 2 в. до н. э. в результате “переправы” части южно-скандинавских позднеясторфоидных обитателей, которые частично вытеснили более раннее население. А это были как раз персонажи нашей 2-й главы — “финальные” праславяне позднепоморской культуры. Значительная часть последних отошла из региона польского Поморья южнее. Оставшаяся же часть поморцев, как и некоторые из племён культуры западнобалтских курганов (последняя из поднелужицких, по-видимому иллироязычных, групп), были германизированы . Носители же континентальных позднеясторфоидных археологических групп документально зафиксированы Цезарем , Плинием Старшим и Тацитом. Последние два автора засвидетельствовали собственно-“тевтонские” (западногерманские) племена конца 1 в. н. э. в виде 3-х достаточно близких друг к другу этно-языковых группировок : ингвевонов, иствевонов и герминонов . Есть косвенные основания считать достаточно близкими к этой “тройке” и четвёртое из “тацитовых” западногерманских “колен”. Это — циркум-карпатские скиро-бастарны . Наибольшее родство этого ответвления “тевтонов”, возможно, имело место с пра-баварско-швабским западногерманским лингвистическим подразделением (герминонами) . Членение германцев на континентальных “тевтонов” и т. н. гото-скандинавов (как раз накануне их дальнейшей диссимиляции) в 4 в. до н. э. ещё застал греческий мореплаватель Пифей . Формирование же этих 2-х исходных ветвей данной исследуемой нами западноиндоевропейской группы имело место, cкорей всего, где-то в 1-й пол. I тыс. до н. э. Тогда в Ютландии и на севере Германии появляются древнейшие “ясторфоидные” археологические элементы. Именно их наиболее архаичные комплексы, характерные южной Скандинавии, представляют собой последовательные этапы социального и племенного развития этого полуострова. К важнейшим предковым компонентам “ясторфства” принадлежало одно из своеобразных явлений — группа археологических культур т. н. “боевых топоров и шнуровой керамики”. Её представителем в Скандинавии оказалась (правда на позднем своём этапе) культура ладьевидных секир (2-я четв. 2-го тыс. до н. э.). Она формируется на территории современной восточной Эстонии, распространяется на её западную часть, Хиуму, Cарему, крайний юг Финляндии, Аланды, а потом достигает Средней Швеции. (Абакумов А.В. - «четко отделяя фактологические зёрна от концептуальных плевел» ) regards, aeg

Лена М.: a_e_g пишет: цитатаСогласно исследованиям западных археологов, сугубо германскими оказались культуры т. н. ясторфского круга, которые охватывали крайний север Центральной Европы и юг Скандинавии (2-я пол. I тыс. до н. э.). Одним из ответвлений “ясторфского мира” является оксывская культура северной Польши на рубеже н. э., которая хронологически и территориально совпадает (по Тациту) с готтонским “коленом” германцев (древнейшие бургунды, вандалы, готы, ругии) . Формирование оксывцев началось в кон. 2 в. до н. э. в результате “переправы” части южно-скандинавских позднеясторфоидных обитателей, которые частично вытеснили более раннее население. Ну и чем сие в отношении ругов принципиально отличается от схем Шмидта-Будановой?

a_e_g: Если бы увидел, то самое мне место в «Уголке слесаря» было бы То есть письменных источников по южноскандинавской локализации ругов нет (исключая сомнительные данные Иордана), только археологические. Можете-хотите Вы с Олегом толком объяснить Святичу, чтобы он понял? Если нет, так и скажите - Ваша репутация от этого не пострадает . regards, aeg

Святич: a_e_g пишет: цитатаТо есть письменных источников по южноскандинавской локализации ругов нет (исключая сомнительные данные Иордана), только археологические. Так и я говорю что нет писменных. Что же до археологических... Какие могут быть археологические основания, если нет точной локализации ругов, а значит нет возможности связать с ними конкретную археологическую культуру? Соотвественно имеются только околовсяческие рассуждения, проистекающие из одного единственного соощения Иордана. Крайне сомнительного.

a_e_g: ... считать (в предположении, что руги были носителями ясторфской культуры), что они пришли в Поморье не из южной Скандинавии, а из северной Германии, где эта культура тоже наличествует. Тем более и письменные источники явно подтверждают происхождение из Скандзы (которая может и не быть Скандинавией ) только винилов-лангобардов. Если данное предположение верно, то скорее всего ругов можно идентифицировать с какой-либо из пограничных ясторфско-поморских групп, типа губинской (не с «губинской», а «типа» ). Губинская группа в междуречье Одер-Нейсе считается созданной выходцами из Анхальта и южного Бранденбурга (ясторфская культура - но не из Скандинавии ) и носителями одной из поздних стадий поморской культуры. А языковую принадлежность ругов (славяне, германцы, балты и пр.) археологическими методами определить нельзя . Тогдашние «племена» не были достаточно устойчивыми образованиями, и отдельные их подразделения (округи или сотни) вполне могли присоединяться к другому племени. regards, aeg

oldbuster: Надо бы еще пару капель дегтя добавить a_e_g пишет: цитата... считать (в предположении, что руги были носителями ясторфской культуры), что они пришли в Поморье не из южной Скандинавии, а из северной Германии, где эта культура тоже наличествует. А так ,вообщем то, в последнее время и считают,по крайней мере те кто серъезно пытается разобраться в «наследии Коссины».Потому как не складывается логическая картинка путем подгона мат. культур под мифических геманцев\готов. И число сторонников поморской версии растет ,в отличии о заложников морально устаревшей пангерманисткой версии. Принадлежность многих северных племен была принята была за германскую из уважения к античному литературному термину«германцы» и авторов типа Коссины\Шмидта При этом лингвинистическую принадлежность никто так и не потрудился сделать,хотя топонимы\гидронимы\этнонимы\имена вроде как имеются.Единственный кто попытался это сделать-Д.М.Кембл при помощи ассоциации европейских антикваров 19 века под редакцией Р.Г.Латтама(одного из авторов переднеазиатской версии происхождения индоевропейцев) после скоропостижной смерти Ивана Митчеловича.Результаты его докладов даже в западной историаграфии малоизвестны и практически не используются, хотя версия нисколько за сто лет не устарела,что говорит о некорректном, как минимум, методе и подходе к анализу у историков пангерманиссткого толка. Я бы сторонникам\защитникам Шмидта ,при всем уважении к автору и его действительно серъезному труду, посоветовал бы освежить в памяти хронологию развития аттрибутирования артефактов(введения норм дендрохронологии и спектрального анализа,не говоря уже о введении шкалы поправок) прежде чем называть анализ первых десятилетий 20 века- комплексным, тем более исчерпывающим.Тут упоминался комплексный анализ,но почему то опустился факт что сам метод был предложен Стюартом Пигготом спустя 40 лет после выхода монографии Шмидта. И предложен был именно из за явно хромающего метода систематизации данных и его применения для таких широких вопросов.Суть проблемы сводилась к тому ,что практически единственным на тот момент способом аттрибутирования артефактов была стратификация слоев и типологическое сравнение.Второй метод использовался чаще,так как на момент изучения большинство атрефактом УЖЕ находилась в антикварных коллекциях.«Корректность» результатов подобных анализов известны-Шлимановский пример с Троей, Эвансовский каталог по критомикенской культуре,и знаменитый анализ вотивных артефактов из Темзы,когда к конскому наморднику (из коллекции Стивенсона)прикрутили рожки от чайника, дабы придать «типологическую достоверность «к найденному там же, рогатому шлему.Он так и участвовал в «комплексном анализе» лет сто, пока здравый смысл не вострожествовал и контору по производству рогов и копыт не прикрыли a_e_g пишет: цитатаА языковую принадлежность ругов (славяне, германцы, балты и пр.) археологическими методами определить нельзя в точку, это больше подходит под термин «исчерпывающее и комплексное» Тем более, что лингвистическая и генеологическая\генетическая сторона вопроса происхождения северных племен здесь видимо ключевая.Все современные археологические маркеры хоть и применимы для фиксации миграций КАКИХ то племен,но этого недостаточно что бы окончательно решить вопросы о происхождении народов, тем более носителей родственных языковых диалектов,долгое время взаимовлиявших друг на друга.При этом степень влияния\присутсвия( в вопросе миграций начала прошлого тысячелетия)лингвистических германцев на североевропейские и восточно европейские территории завистит напрямую от момента четкой фиксации уже сформировавшихся отдельных этнических групп в регионе,а не от фиксации их возможной прародины,которая тоже немаловажна,но не первостепенна для такого локального вопроса как-кто есть руги и т.д. Так что, очередь за «мичуринцами» и выявлением корректного маркера\механизма в генетике, для того что бы хотя бы определить степень присутсвия германоязычных племен в первые четыре столетия прошлого тысячелетия в интересующем всех регионе. Зы: Есть предложение- за особый вклад в развитие современной историаграфии и науки в целом- Коссину » поставить в угол» в ранге слесариссимуса,дабы Льву Николаевичу не скучно у вас было ....

ВладимирЪ: В этой схеме весьма споноым является скандинавское участие в сложении оксывской кул-ры, эта кул-ра ближе всего пшеворской, По его мнению Р. Волонгевич оксывская культура образовалась на основе взаимодействия культурных традиций хелминско-куявской группы пшеворской культуры и ясторфского населения Щециньского Поморья. Происхождение пшеворской культуры связано с территорией нижней Силезии и примыкающей части Великопольши, испытавшими довольно ощутимое ясторфское влияние. Скандинавское участие прослеживается только для вельбаркской кул-ры. Так где здесь руги? Страбон локализует их между Одером и Вислой. Тогда его руги, видимо потомки упомянутого ясторфского населения Щециньского Поморья. И вопрос об их скандинавских корнях, в таком случае, решается с помощью материалов дооксывской археологии Щециньского Поморья.

a_e_g: P. CORNELI TACITI DE ORIGINE ET SITV GERMANORVM: цитата[44] Trans Lygios Gotones regnantur, paulo iam adductius quam ceterae Germanorum gentes, nondum tamen supra libertatem. Protinus deinde ab Oceano Rugii et Lemovii; omniumque harum gentium insigne rotunda scuta, breves gladii et erga reges obsequium. Suionum hinc civitates ipso in Oceano praeter viros armaque classibus valent. Если карта не видна, то она здесь. Как можно видеть, ни о каких «ругах в Скандинавии» речь идти не может . Побережье Балтийского моря между заливом Коданус (омывающим Кимврский полуостров) и устьем Одера (Виадулы) - напротив острова Рюген. Иордан (IORDANIS DE ORIGINE ACTIBUSQUE GETARUM) упоминает их дважды: цитата hi omnes excisis rupibus quasi castellis inhabitant ritu beluino, sunt et his exteriores Ostrogothae, Raumarici, Aeragnaricii, Finni mitissimi, Scandzae cultoribus omnibus mitiores; nec non et pares eorum Vinoviloth; Suetidi, cogniti in hac gente reliquis corpore eminentiores: quamvis et Dani, ex ipsorum stirpe progressi, Herulos propriis sedibus expulernnt, qui inter omnes Scandiae nationes nomen sibi ob nimia proceritate affectant praecipuum. sunt quamquam et horum positura Grannii, Augandxi, Eunixi, Taetel, Rugi, Arochi, Rauii... (cap.III) цитата Rugi vero aliaeque nationes nonnullae Bizzim et Arcadiopolim ut incolerent, petiverunt. (cap.LI) Ну и еще «Житие святого Северина» Евгиппия. Павел Диакон PAULI DIACONI HISTORIAE LANGOBARDORUM в 1-й главе I книги «Истории лангобардов» прямо отрицает скандинавскую локализацию ругов, указывая на их германское происхождение: цитата Gothi siquidem Wandalique, Rugi, Heruli atque Turcilingi, necnon etiam et aliae feroces et barbarae nationes e Germania prodierunt. Pari etiam modo et Winilorum, hoc est Langobardorum, gens, quae postea in Italia feliciter regnavit, a Germanorum populis originem ducens, licet et aliae causae egressionis eorum asseverentur, ab insula quae Scadinavia dicitur adventavit. Он специально противопоставил винилов = лангобардов на острове Скандза другим племенам (вандалам, ругам, герулам и турклингам), вышедшим «e Germania». «Scadinavia» получилась у Павла Диакона под влиянием «Натуральной истории» Плинии Младшего (книга IV, гл.27). В других источниках название дано несколько другое: Scadan, Scandanan или Scadanan в Origo gentis langobard., а также Scatenauge в «Chronicon dothaniim» (MGH серия Leges, IV). Павел Диакон упоминает и о дунайских ругах (книга I, гл.19 в дополнение к «Житию святого Северина»): цитата His temporibus inter Odoacar, qui in Italia per aliquot iam annos regnabat, et Feletheum, qui et Feba dictus est, Rugorum regem, magnarum inimicitiarum fomes exarsit. Qui Feletheus illis diebus ulteriorem Danubii ripam incolebat, quam a Norici finibus idem Danubius separat. In his Noricorum finibus beati tunc erat Severini coenobium. Qui omni abstinentiae sanctitate praeditus, multis iam erat virtutibus clarus. Qui cum iisdem in locis ad vitae usque metas habitasset, nunc tamen eius corpusculum Neapolis retinet. Hic saepius hunc de quo diximus Feletheum eiusque coniugem, cui vocabulum Gisa fuit, ut ab iniquitate quiescerent, verbis coelestibus monuit. Quibus pia verba spernentibus, hoc quod eis postmodum contigit, longe antea futurum praedixit. Adunatis igitur Odoacar gentibus quae eius dicioni parebant, id est Turcilingis et Herolis Rugorumque parte, quos iam dudum possidebat, necnon etiam Italiae populis, venit in Rugiland pugnavitque cum Rugis, ultimaque eos clade conficiens, Feletheum insuper eorum regem extinxit; vastataque omni provincia, Italiam repetens, copiosam secum captivorum multitudinem abduxit. Tunc Langobardi de suis regionibus egressi, venerunt in Rugiland, quae latino eloquio Rugorum patria dicitur, atque in ea, quia erat solo fertilis, aliquantis commorati sunt annis. Historia Langobardorum codicis Gothani (глава 3) - о войне Одоакра с ругами: цитата Illo vero tempore exivit rex odoacer de ravenna cum exercitu alanorum, et venit in rudilanda, et pugnavit cum rugiis, et occidit fewane rege rugorum, et secum multos captivos in italia adduxerunt. regards, aeg



полная версия страницы