Форум » Форум по истории (архив) » Цитата к старой теме ... » Ответить

Цитата к старой теме ...

Colonel Hunter: ... а именно к теме: «О чем свидетельствует язык берестяных грамот». Цитата: «Приведенные примеры показывают, что статус языкового образования - язык или диалект - не может определяться лингвистическими показателями (сходством или несходством речи населения тех или иных территорий и даже стран). Основным при разграничении языка и диалекта является не языковой, а этнопсихологический критерий. Все зависит от того, как самоопределяют себя люди, использующие то или иное языковое средство общения, - отдельным народом или частью другого народа; есть ли у них собственное этническое самосознание или они ощущают себя составной частью некоего этноса и не мыслят себя вне конкретной нации». (Ссылок не даю, не имею пока права - это рукопись, которая скоро станет книгой. Автор - лингвист, д.фил.н, профессор). Цитата приведена мной для того, чтобы показать - как опасно МЕХАНИЧЕСКОЕ перенесение данных лингвистики в «исторический контекст». И как легко здесь может возникнуть (взаимо)непонимание. Необходима, безусловна, профессиональная консультация и учет мнения специалистов - как при движении в одну сторону, так и при движении в другую. Удачи, Л.

Ответов - 4

ST: Я готов подписаться под этим текстом, но цель моих постингов о древненовгородском диалекте была в том, чтобы подчеркнуть, что как раз по объективным формальным параметрам («лингвистические показатели» Вашей цитаты), в том числе тем, -- и это самое главное -- которые используются в языковой таксономии (совместные инновации) вообще и таксономии славянских языков (итоги палатализаций и раскрытия функциональных дифтонгов с плавными) в частности, древненовгородский диалект не составляет отдельного, всем другим славянским языкам противопоставимого таксона со стандартным древнерусским. *В этом* смысле единого древнерусского (a.k.a общевосточнославянского) языка, распавшегося затем на... (далее по уютной школьной схеме) не было; а такой вывод (именно в *этом* смысле) очень важен для правильного понимания истории восточнославянских языков в частности и славянских языков вообще. Я сознательно не стал делать эту оговорку в начале той дискуссии, чтобы вывести оппонента из инерции восприятия ситуации, а сделал это ближе к концу. Сергей

Colonel Hunter: «Я сознательно не стал делать эту оговорку в начале той дискуссии, чтобы вывести оппонента из инерции восприятия ситуации, а сделал это ближе к концу. » Это «ближе к концу» очень похоже на «задним числом». :-) В остальном - мне понятна ваша позиция и она не вызывает у меня возражения. Удачи, Л.

ST: ››Это «ближе к концу» очень похоже на «задним числом». :-) Нет нет, всё было действительно так, как я написал. Вообще тезис «граница языка и диалекта -- этнопсихологический и политический, а не лингвистический феномен» не содержит никакого откровения и практически общепринят (хотя иногда лингвисты его и нарушают, если самостоятельные -- даже взаимоотталкивающиеся по самсознанию -- этносы говорят на структурно чрезвычайно близких языках: так, не очень-то прислушиваясь к мнению носителей, лингвисты упорно определяют сербохорватский и хинди-урду как единые языки). До обсуждения с Вами я обсуждал его на форуме у Томаса. Сергей


buster: То что вы процитировали- выделено в отдельный раздел\пока еще не гитику(этнолингвистику-наконец то ставшей модной)-но забыли указать ,что и этот инструмент действует по определенным совокупным правилам. На старом форуме поскипалось,я там от Пиггота вольный перевод его понимания построенния «действенной модели прошлого«оставлял. Вкратце- ‹‹интрументарий для построения может быть действенен, в случае следования следующим правилам: а)традиционным лингвистическим(языковое родство,образование новых) б)этнографическим,причем лишь разделенным-в отдельных случаях это культурология подразумевающая этническую самоидентификацию-здесь тоже немаловажную роль играет лингвистика(определение особенностей диалектов), в отдельных- ландшафтная география напрямую связанная как с лингвистикой(топонимы,этнонимы),так и с механизмом определяющим причины миграций(научная часть гумилевшины,если хотите) в)историаграфическим(хронология\генеология,достове рность)-знание языка оригинала приветствуется... г)социалогическим(часть культурологии) и экономика(опирающаяся на археологические факты) но никакие из этих правил не действенны,если они не подкреплены археологией,опять же должны быть учтены правила, с обязательным указанием на природу\характер включаемого материала .Так же необходимо понимание что отдельные гитики имеют разные скорости развития -еднственный способ смягчить острые края модели-всесторонние дисскуссии и консультации....›› Это конечно мнение археолога -ортодокса,но с мировым именем, всю жизнь следовавшего именно таковой методе построения анализа-заметим успешного,иначе на него никто бы не ссылался... Осталось самое важное-не дословная цитата с доклада о новейшей истории Британии- ‹‹Чем отдаленней события ,тем больше гитик и правил вовлечены в решение вопроса,тем сложнее и опаснее непропорцианальное их использование- использование же фактов извлеченных из взаимоисключающих моделей -религиозной(в основе историографической) и научной. с использованием общей терминологии -(судя по всему именно это товарища Стюарта и возмутило) , не только не помогают понять прошлое, но и вводят массу ложных понятий.В сущности такой метод может породить только одно-ерунду›› ....при этом Пиггот привел в качестве примера Тойнби Как видим из перечисленных пунктов-лингвистика занимает далеко не последнее место в анализе и перенос данных из любой гитики в другую череват недоразумениями,потому как разные внутренние правила... исходя из того ,что в последнее время появились новые «интструменты»-их тоже необходимо учитывать а)отдельный раздел культурологии-фолклер+мировоззрение и символизм\геральдику(в настоящее оформляется в отдельную школу,причем динамично развивающуюся) б)генетика-вырабатывающая свои правила и законы. понятное дело, что одному чловеку всего не охватить,поэтому и требуются консультации(на что указал Сергей),а еще лучше- рабочие группы,как в старые добрые времена. Но поскольку сегодняшний день-день авторов одиночек-перегибов избежать вряд ли удасться надеюсь, ветку вашу сильно не попортил....



полная версия страницы