Форум » Форум по истории (архив) » Русы в середине VII в. ??? » Ответить

Русы в середине VII в. ???

Глюкоза: Несмотря на разгром Сасанидской державы, арабы застают Дербент хорошо укрепленным городом, комендант которого Шахрияр или Шахр-Бараз (он был родственник своего знаманитого тёзки, завоевавшего в 614 г. Иерусалим и в течение нескольких месяцев занимавшего сасанидский престол), правивший от имени последнего сасанидского царя Ездигерда III, "заключил с арабами мир, но джизию платить не хотел". Подчёркивая особое положение города и его стратегическое значение, он довольно независимо вёл переговоры с арабами, сообщив им: "Я нахожусь между двух врагов. Одни из них хазары, другие русы... Кроме жителей этих местностей, нет других, кто [умел бы] воевать с ними. Вместо джизии мы будем воевать." {Ат-Табари. "История пророков и царей". Пер.А.Р.Шихсаидова. Махачкала, 1971. -- Рукописный фонд Института истории, языка и литературы (Дагестанский филиал АН СССР), N 4803? c.39} Ездигерд III правил в середине VII в. О каких русах идёт речь ?

Ответов - 9

Глюкоза: Анализ письменных источников, и особенно "Тарих Баб ал-абваб", отчётливо свидетельствует, что к X в. основнной опорой и главной военной силой эмиров Дербента были гуламы. В.Ф.Минорский справедливо отмечал, что "перевод этого термина как 'рабы' оказался бы неточным" и предложил интерпретацию его как "стража или телохранители". {В.Ф.Минорский "История Ширвана и Дербента", с.163} Действительно, хотя среди гуламов имелись рабы, но, по сообщению источников, среди них были и отряды русов. Причём правители города так дорожили ими, что в 377 г.х. (987 г) эмир Маймун предпочёл отказаться от престола, но не выдал своих гуламов-русов на расправу восставшим мусульманам Дербента. Когда глава восставших проповедник Муса ат-Тузи "потребовал у эмира выдать ему его телохранителей-русов (гуламов), чтобы им был предложен ислам или смерть ..., эмир ответил отказом" и "укрепился в цитадели против проповедника". {В.Ф.Минорский "История Ширвана и Дербента", с.68} После продолжительной осады ему всё же пришлось признать себя побежденным и было заключено перемирие с условием, "что он сдаст цитадель, а сам со своими гуламами уйдёт в Табасаран" {В.Ф.Минорский "История Ширвана и Дербента", с.69}

Паршев:

Глюкоза: Но смысл не меняется: люди, нанятые правителем на военную службу за жалование. Тем более это русы.


Паршев: в данное время я лично нанят правителем на военную службу за жалованье. Понимаете, о чём я? И, скажем, чуть позднее у ромеев были действительно "варяги", нанятые на военную службу за жалованье. Но русами их не называли, и были и другие наёмники, неваряги.

Глюкоза: Паршев пишет: цитатау ромеев были действительно "варяги", нанятые на военную службу за жалованье. Но русами их не называли, и были и другие наёмники, неваряги. Да, англо-саксонские наемники были, при Комнинах. Но я же не о ромеях говорила, а о эмирах Дербента, причём в X веке. Вы полагаете, что терминология в византийских и восточных источниках одинакова ? Она ведь меняется и во времени, и в пространстве .

Паршев: кое-что в терминологии бывало и близко - термин русь и там и там встречается. С варягами же на Каспии несколько более туговато.

Владимир: Глюкоза пишет: цитатаО каких русах идёт р Посколььку это Ат-Табари (838-923), который писал не в 7-м веке, то это сообщение о русах считают (Новосельцев напр.) анахронизмом. Но упоминание заслуживает пристальнейшего внимания и выяснения того, кто может скрыватся под этим именем. Ведь указывается, что "Я нахожусь МЕЖДУ двух врагов" стало быть те, кто скрывается под именем русов занимают противоположное положение относительно Дербента к хазарам. Посмотрю дома внимательно "Историю хазар" Артамонова, там это время и место рассматриватеся подробно на базе большого корпуса источников. По памяти-же, кроме хазар в Дагестане было царство неких гуннов. Помнится были там и интересные подробности о религии этих гунн - поклонение их дубу.

Глюкоза: Понятно было бы, если русов назвали скифами или гуннами. Но здесь получается наоборот: применено более новое название. Довольно странно выглядит . У Новосильцева были какие-то аргументы, кроме "Это не может быть, потому что русов в то время не было" ?

Владимир: Глюкоза пишет: цитатаУ Новосильцева были какие-то аргументы, кроме Нет. И у Артамонова дается этот-же аргумент и предполагается, что русь здесь искажение какого-то местного названия. В Истории Хазар приводятся сведения об эотм эпизоде из Бал`ами,у которог говорится, что за Дербентом, пройдя Руссов и Джурханов, находится целое царство и много городов называемое Беленджер. Руссов же по мнению М.И. в это время на Кавказе "не был и не могло быть". До этого на этих землях упоминаются хазары и берсилы-барсилы. Можно очень осторожно предположить, что руссы это сильно искаженное берсула. Ранее, к 4-му веку, относится известие Истории агван, о нашествии росмосоков и тубальцев (т.е народов Роса, Мосоха и Тубал, т.е. просто неизвестных северных варваров), а другим источникам это их сопоставить с хайландурами. Артамонов приводит доводы что хайландуры это аланы. Возможно, что появление у Бал`ами русов обязанно вот этим библейским росам, побывавшим в Дагестане и некоторое время занимавших как раз земли к северу от Дербента. Попутно замечу, что несмотря на то что имя рос библейское, применялось оно для обозначения вполне реального народа или группы народов, так что и в случае псевдоЗахарии, народ Рос не какой-то мифический народ, а вполне натуральный, живой, только, по каким-то причинам (напр. совпадение проникновения христианства на кавказ и появления жестоких северных варваров) получивший это имя. Возможно, за некоторое соответствие библейскому пророчеству.



полная версия страницы