Форум » Форум по истории (архив) » Нет ли где в Сети текста договора Смоленска с Ригой и Готским берегом? » Ответить

Нет ли где в Сети текста договора Смоленска с Ригой и Готским берегом?

Паршев: иначе договора смоленского князя Мстислава Давыдовича? Может, кто его читал? Есть там использование в качестве синонимов "варяга" и "латина"?

Ответов - 4

Colonel Hunter: ... правда довольно старый (М.Н. Тихомиров, 1960): Что делается во времени, то и отойдет со временем, но да будет сказано добрым людям, и грамотою утвердится, чтобы то было всем ведомо и (тем), кто после (нас) в живых останется. В том году, когда умер Албрехт, епископ Рижский, вздумал князь Смоленский Мстислав Давыдов сын, прислал в Ригу своего лучшего попа Еремея и с ним умного мужа Пантелея из своего города Смоленска. Те двое были послами в Риге, из Риги ехали на Готский берег (чтобы) там заключить мир. Утвердили мир, потому что не было мира для всех купцов между Смоленском и Ригой и Готским берегом. Над этим мирным (договором) трудились добрые люди: Ролф из Кашеля, божий дворянин (и) Тумаш Смолнянин, чтобы мир был на веки. Установили же мир, как было бы хорошо для Руси и для всего Латинского народа, кто в Руси торгует; такой мирный договор, чтобы мир был твердым, и был бы приемлем для князя и для всех Рижан и для всего Латинского народа и для всех тех, кто плавает по Восточному морю, чтобы найдя закон, так написать, как надо сохранять (мир) Руси с Латинским народом, и Латинскому народу с Русью его держать, чтобы мы так учинили. Того же не дай бог, чтобы между нами ссора была, либо человека убили до смерти, как человека (убьют), то заплатить чтобы мир не был разрушен; так платить, как бы то обеим (сторонам) приемлемо было. Здесь начинается Правда: 1. Если будет убит свободный человек (то платить), 10 гривен серебра за убитого. Если будет убит холоп, 1 гривну серебра заплатить в Смоленске. Столько же платить и в Риге и на Готском береге. 2. Око, рука, нога или иное что-либо, платить всякий раз по пяти гривен серебра; за око 5 серебра, за руку 5 серебра, за ногу 5 серебра, и за всякий сустав пять гривен серебра. За зуб 3 гривны серебра; и в Смоленске и в Риге и на Готском береге. 3. Кто ударит другого палкой, а будет синяк, или (человек будет) окровавлен, то платить полторы гривны серебра. По уху ударит, 3 четверти серебра. А если это сделают послу и попу, то вдвое взять, два платежа. Если кого ранят (то), полторы гривны серебра, если тот не останется калекой, также платить в Смоленске и в Риге и на Готском береге. 4. Если провинится Русин в Риге или на Готском береге, то в колодки его не сажать. Если же провинится Латинин в Смоленске, то не сажать его в тюрьму; а если не будет (по нем) поруки, то посадить в оковы. 5. Если Латинин даст Русину товар свой в долг в Смоленске, то заплатить сперва Немчину, хотя бы (должник) должен был кому-либо из Русинов. Также взять Русину в Риге и на Готском береге. 6. Если разгневается князь на своего человека, а Русин будет должен Немчину, а князь отнимет (у провинившегося) все, и жену и детей (отдаст) в холопство, сперва заплатить (долг) Латинину, а потом князь (поступает) как ему угодно со своим человеком. Такой же закон и для Русина в Риге и на Готском береге. 7. Если Латинин даст княжескому холопу в займы, или иному доброму человеку, а умрет не заплатив, тот, кто возмет его наследство, тот платит Немчину. Таков же закон и для Русина в Риге и на Готском береге. 8. Русину не обвинять Латинина с одним свидетелем; если не будет двух свидетелей, одного Немчина, а другого Русина, добрых людей. Так же Латинину не обвинять Русина, если не будет свидетеля Русина, а другого Немчина в Риге и на Готском береге. 9. Русину не вести Латинина к железу горячему, разве тот сам захочет. А Латинину также Русина не вести, разве сам захочет. 10. Русину не вызывать Латинина на поле биться в Русской земле, а Латинину не вызывать русина на поле биться в Риге и на Готском береге. 11. Если латинские гости побьются между собою в Русской земле или мечом, или дубиною, то до этого князю нет дела, судятся они между собою. Также, если Русский гость побьется в Риге или на Готском береге, до того Латинянам нет дела, они сами между собою придут к соглашению. 12. Если застанет Русин Латинского человека со своею женою, то заплатить 10 гривен серебра. Так же сделать и Русину в Риге и на Готском береге. 13. Если Латинский человек учинит насилие над свободной женой, а прежде она не блудила, за то платить 5 гривен серебра. Тот же закон для русина в Риге и на Готском береге. Если впервые ее так осрамили, то ей взять гривну серебра за насилие. 14. Если кто изнасилует робу, а будут свидетели, то платить гривну серебра. Таков же закон для Русина в Риге и на Готском береге. 15. Если (случится) между Русином и Латиняном, свяжут они друг друга без вины, то за то платить 3 гривны серебра. 16. Если Русин обязан будет платить Латинскому человеку, а не захочет платить, то Латинскому человеку просить у тиуна дать детского. Если тот даст детского, чтобы взять (виновного), а не доправит в течение 8 дней товар у Русина, то русину дати по себе поруку. Если же Смоляне не дадут Латинянину удовлетворение, то Смоляне (обязаны) сами платить долг. Тот же закон для Русина в Риге и на Готском береге.

Colonel Hunter: 17. Если тиун услышит, что пришел латинский гость, то должен послать к нему людей с телегами, чтобы перевезти товар, а не задерживать (доставку товара); если же задержит, то может случиться гибель (товара). 18. Если латинский гость и Смолняны приедут на Волок, то метать жребий, кого раньше везти в Смоленск. Если же окажутся люди из иной земли, тех везти после. Тот же закон для Руси в Риге и на Готском береге. 19. Пусть так будет: как придут Латинские гости в город с Волока, то они дадут княгине постав частины, тиуну на Волоке дают рукавицы, чтобы товар перевез без задержек. 20. Если какой волочанин возмется латинский товар везти через Волок, а что погибнет из того товара, который ему был поручен, то платить всем волочаном. Тот же закон для Руси в Риге и на Готском береге. 21. Если Латинянин придет в город, то он может свободно продавать и об этом он не обязан говорить никому. Также делать Руси в Риге и на Готском береге. 22. Если Латинянин захочет поехать из Смоленска со своим товаром в иную страну, князь за это не должен его задерживать, ни иной кто-либо. Также и русину ехать из Готского берега до Травны. 23. Если Русин купит у Латинского человека товар, а возмет к себе, то тому Латинскому человеку не брать товар обратно, а Русин ему заплатит. Также и Русину не брать у Латинского человека своего обратно, а заплатить. 24. Русину не звать Латинского человека на суд иного князя, а только на суд перед Смоленским князем; если же сам (ответчик) захочет, то тот идет. Также Латинскому человеку не звать русина на иной суд, как только в Риге и на Готском береге. 25. Русину не ставить перед Латинским человеком детского, не объявив об этом старосте Латинскому. Если тот не послушает старосты, то можно приставить против него детского. Также Латинскому человеку на Русина не ставить бирича в Риге и на Готском береге. 26. Латинскому человеку давать весцу с двух капий весу Смоленскую куну. 27. Если Латинский человек купит гривну золота, и даст взвесить, то (обязан) дать весцу Смоленскую ногату. Если же продаст, то не дает ничего. 28. Если Латинский человек купит серебряные сосуды, то дать весцу от (каждой) гривны серебра по Смоленской ногате. Если же продаст, не давать ничего. 29. Если латинский человек купит гривну серебра, то дать весцу две векши. Если же продаст, не давать ничего. 30. Если Латинский человек даст серебро пожигать, то давать от гривны серебра Смоленскую куну. 31. Если капь, в которой весят будет испорчена, либо легче другой, то доставить обе (капи) в единое место, одна лежит у святой Богородице на горе, а другая в Латинской церкви, обе выровнять (по одному весу). 32. Латинскому человеку свободно (торговать) в Смоленске, какой товар захочет купит без препятствия. Также делать Руси в Риге и на Готском береге. 33. Всякому Латинскому человеку свободен путь из Готского берега до Смоленска без мыта. Такой же закон и для Руси, от Смоленска до Готского берега. 34. Латинскому человеку (можно) не ехать на войну с князем (Смоленским), ни с Русью. Если сам хочет, тот едет. Также Русину не ехать с латинским (военачальником) на войну, ни в Риге, ни на Готском береге. Если же хочет сам, то едет. 35. А если какой-либо Русин или Латинский человек поймает вора, над тем (вором) ему своя воля, как хочет, так и делает. 36. Ни одному Русину не давать пересуда в Риге, ни на Готском береге. Также Латинскому человеку в Русской земле не давать пересуда никому. 37. Если какое дело будет окончено в Смоленске между Русью и между Латинским народом, перед судьями и перед добрыми людьми, того больше не зачинать в Риге и на Готском береге. И что будет докончено в Риге и на Готском береге, перед судьями и перед добрыми людьми, того в Смоленске не зачинать.

Colonel Hunter: 38. Епископ Рижский, магистр божьих дворян и все земледержцы дают по Двине свободный (путь) от верховьев и до устья в море и по воде и по суше всему Латинскому народу и Руси (тем), кто настоящие купцы. И мы даем (путь) свободный от моря: кто хочет по Двине ехать вверх или вниз. 39. А у кого разобьется учан, либо челн, не дай того, боже, или у Русина, или у Латинского человека, в тех областях, кто дал этот свободный путь, товар того свободен на воде и на береге каждому от вреда; тот же товар, который утонул брать из воды на берег на месте силами своих людей. Если же надобна еще большая помощь, тогда нанимая при свидетелях, кто был тут, тот будет свидетель; что им посулишь, то дай, а больше не давай. Тот же закон для Латинского человека в Русской земле, в области князя Смоленского и в области Полоцкого князя, и в области Витебского князя. Когда эта грамота была написана, от Рождества Господня до сего лета прошла одна тысяча лет и 200 лет и 8 лет и 20, (составлена) от епископа Рижского пробста Ягана, магистра Волквен, божьего дворянина, и от горожан Рижских, пред всеми латинскими купцами. Эта грамоту утверждена всех купцов печатию. Это дело выполнили умные купцы: Регньбод, Детярт, Адам, – они были от горожан на Готском береге. Мьмьбернь, Вредрик Доумб – те были из Любека; Гиндрик Готь, Илдигер – те два были из Жата; Конрат Шхельоде, Яганть Кинть – те два были из Мюньстера, Бернярьоде, Вълкерь – те два были из Грюнига; Ермебрехтьоде, Албрахт – те два были из Дортмунда, Гиндрик-Цижик из Бремена, Албрахт Слук, Берняртоде, Валторьоде, Албрахт Фохт – те горожане из Риги. И иных много умных добрых людей. Который Русин или латинский человек скажет против этой правды, того считать за плохого человека. Эта грамота принята на Готском береге перед Русским послом и перед всеми латинскими купцами.


Паршев: жаль, нет оригинала, там забавные выражения были типа "рукавицы перстаты". Я точно где-то видел чересполосицу терминов, но не помню, не то немец-варяг, не то латин-варяг. Может, в договоре Новгорода? Варяжская вера в смысле латинская тоже где-то мелькала.



полная версия страницы