Форум » Рядом с историей (архив1) » Языческие и христианские имена на Руси » Ответить

Языческие и христианские имена на Руси

Colonel Hunter: Недавно Тексан задался интересным вопросом: когда христианские имена на Руси в массовом обиходе вытеснили языческие. Не претендуя на окончательный ответ на этот вопрос, приведу небольшую подборку берестяных грамот. Подборка эта делалась мной по другому поводу, так что она вполне может рассматриваться в качестве случайной выборки. Христианские имена я выделил красным. Языческие имена я выделил зеленым. Имена неясного происхождения и прозвища я выделил синим. ............................................................................ [Грамота № 246, Новгород, первая половина XI в.] От Жировита к Стояну. С тех пор, как ты поклялся мне на кресте и не присылаешь мне денег, идет девятый год. Если же не пришлешь мне четырех с половиной гривен, то я собираюсь за твою вину конфисковать товар у знатнейшего новгородца. Пошли же добром. [Грамота № 527, Новгород, вторая треть XI в.] Если будет война и на меня нападут, то проситесь через Гостяту к князю. [Грамота № 424, Новгород, первая четверть XII в.]. Грамота от Гюргия к отцу и к матери. Продавши двор, идите сюда – в Смоленск или Киев: дешев [здесь] хлеб. Если же не пойдете, то пришлите мне грамотку, как вы живы-здоровы. [Грамота № 421, Новгород, первая половина XII в.] От Братяты к Нежилу. Иди, сын, домой – ты свободен. Если же не пойдешь, я пошлю за тобой судебного исполнителя. Я заплатил 20 гривен, а ты свободен. [Грамота № 630, Новгород, первая половина XII в.] У Нежка долгу 19 берковцев, у Станьмира Жучковича 4 берковца и 6 кун, у Гургия, Непобудова внука, полгривны, у Путковой жены полгривны, у Местка-кузнеца без двух ногат гривна, У Жирка Оньковича полгривны, у Станишы полгривны. [Грамота № 624, Новгород, вторая половина XII в.] От Кузьмы к Черню. Выдай слуге моему семнадцать гривен, не задержи, [и] пошли сюда. Да берковец соли пошли сюда. А если тебе что-нибудь нужно из товара, то я пришлю. [Грамота № 9, Новгород, последняя четверть XII в.] От Гостяты к Василю. Что мне дал отец и родичи дали впридачу, то за ним. А теперь, женясь на новой жене, мне он не даст ничего. Ударив по рукам, он меня прогнал, а другую взял в жены. Приезжай, сделай милость. [Грамота № 502, Новгород, конец XII в.] От Мирослава к Олисею Гречину. Тут войдет Гавко-полочанин. Спрашивай у него, где он стоит на постое. Если он видел, как я Ивана арестовал, поставь его перед свидетелями [соответственно тому], как он ответит. [Грамота № 549, Новгород, конец XII в.] Поклон от попа к Гречину. Напиши для меня двух шестокрылых ангелов на двух иконках, [чтобы поставить] сверху деисуса. Приветствую тебя. А относительно платы [будет] порукой Бог или же договоримся. [Грамота № 350, Новгород, вторая треть XIII в.] От Степана и от матери к Полюду. Пришли ржи, продавши коня. [Грамота № 420, Новгород, вторая треть XIII в.] От Панка к Захарье и к Огафону. Я продал Миляте сорок бобров за десять гривен серебра. Когда получишь деньги, тогда отдай бобров; а деньги отдай Захарье. [Грамота № 404, Новгород, XIII в.] От Михаля к отцу. Если князь пойдет [в поход], то возьми коня у Федора и седло возьми. А хлебов не шли – здесь дешево. [Грамота № 715, Новгород, XIII в.] Тридевять ангелов, тридевять архангелов, избавьте раба Божия Михея от лихорадки молитвами святой Богородицы. [Грамота Вит. 1, Витебск, вторая половина XIII в. – первая половина XIV в.] От Степана к Нежилу. Если ты продал одежду, купи мне ячменя на 6 гривен. Если же чего-нибудь еще не продал, то пошли мне сами эти вещи. Если же продал, сделай милость, купи мне ячменя. (Продолжение следует)

Ответов - 14

Colonel Hunter: [Грамота № 377, Новгород, последняя треть XIII в.] От Микиты к Анне. Пойди за меня – я тебя хочу, а ты меня; а на то свидетель Игнат Моисеев … [Грамота № 69, Новгород, конец XIII в.] От Терентия к Михалю. Пришлите коня с Яковцем – поедет Савина дружина. Мы с Григорием в Ярославле живы-здоровы. Угличские [корабли] замерзли в Ярославле. Так что ты [посылай] до Углича, и как раз там дружина. [Грамота № 582, Новгород, конец XIII в.] Те два человека, что ты прислал, бежали, а коней где взяли, не знаю. А Тимоня умер. [Грамота № 289, Новгород, первая треть XIV в.] Поклон от Дорофея Осипу с братьями. Позаботься обо мне: вызвал [меня в суд] дворянин Федор, Внездов внук. А если что дашь дворянину, я … [Грамота Твер. 2, Тверь, первая половина XIV в.] Поклон от Григория матери. Прибудь ко мне срочно в Торжок – приведя в порядок свое имущество, поезжай в Торжок. Если застанешь меня, то я тебя повезу; если же меня в Торжке не застанешь, то ты тут меня жди, а я за тобой прибуду сам. А что заплатишь за провоз до Торжка, это за мной. Узнай, пропускают ли рожь для новгородцев беспрепятственно, [если да], то немедленно пришли [вест], и я сам поеду. [Грамота № 415, Новгород, середина XIV в.] Поклон от Фовронии Филиксу с плачем. Избил меня пасынок и выгнал со двора. Велишь ли мне ехать в город? Или сам поезжай сюда. Я избита. [Грамота № 610, Новгород, вторая половина XIV в.] Поклон от Роха господину моему Фефилату. Дал бы ты мне, господин, местечко на росчисти, и я бы, господин, себе избу поставил. А я тебе, господин, челом бью. Аминь. Господи, помилуй дьяка Бельского. [Грамота № 538, Новгород, вторая половина XIV в.] Наказ от попадьи попу. То, что у тебя произошло, дошло до Онании, и теперь это разносит Кюрьяк. Позаботься же теперь об этом. [Грамота № 271, Новгород, последняя четверть XIV в.] Поклон от Якова куму и другу Максиму. Купи мне, прошу тебя, овса у Андрея. Если продаст, возьми у него грамоту. Да пришли мне хорошего чтения, да вести мне сообщи… [Грамота № 272, Новгород, последняя четверть XIV в.] От Савлия к Максиму. Немедленно пришли коня. Зачем ты меня погубил? Второй раз рать ударила под Копорьем, и я без второго коня имущество побросал, а иное растерял. Пришли же теперь … Если будет тревога, на одном коне нет дома [возможности что-то сделать] … ни дров, и матери послать не на чем … [Грамота № 361, Новгород, конец XIV – начало XV в.] Поклон от шижнян и братиловичей господину Якову. Поезжай, господин, за своим хлебом, чтобы, господин, не гнил. А мы, господин, теперь погибли: хлеб померз, сеять, господин, нечего, и есть тоже нечего. Вы, господин, между собой никак не договоритесь, а мы между вами погибли. [Грамота № 124, Новгород, конец XIV – начало XV в.] Пришлите мне слугу – Борана или Уду; мне неможется. А лодку дай Павлу Собольцеву внаем. [Грамота № 43, Новгород, конец XIV – начало XV в.] От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку – рубашку забыл. [Грамота № 49, Новгород, начало XV в.] Поклон от Настасьи господам моим братьям. У меня Бориса [больше] нет в живых. Как, господа, позаботитесь обо мне и о моих детях? [Грамота № 17, Новгород, первая четверть XV в.] Поклон от Михайлы господину своему Тимофею. Земля готова, нужны семена. Пришли, господин, человека сразу же, а то мы не смеем брать рожь без твоего слова. [Грамота № 310, Новгород, первая четверть XV в.] Челобитье господину посаднику новгородскому Ондрею Ивановичу от твоего ключника Вавулы и от твоих крестьян, каковые крестьяне, Захарка да Нестерко, с Илова пришли жить за тобой, [а прежде] жили за Олексеем Щукой. Теперь, господин, Олексей не хочет нам давать ржи. Как ты, господин, о нас, своих крестьянах, позаботишься? Надеемся, господин, на Бога и на тебя, своего господина.

Colonel Hunter: В приведенной подборке заметна резкая цезура во второй половине XIII - начале XIV века. Именно тогда, насколько можно судить, христианские имена стали преобладать в массовом обиходе. Сложение современного русского именослова происходило чуть позднее - в XV-XVI вв., по-видимому, паралелльно с формированием великорусского этноса и нации. Не случайно, что тогда же входят в обиход слова русский и Россия. Лучшая известная мне работа по теме: С.Б. Веселовский. Ономастикон: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. Удачи, Л. П.С.: Нельзя ли убрать это ограничение на 5000 знаков?

Ibicus: по какому поводу Вы делали эту подборку? Подборка, конечно, показательная, но - почему она должна считаться случайной, а не иллюстративной? Идея - задайте этот вопрос как загадку.


Colonel Hunter: ... обычная учебная подборка - чтобы продемонстрировать стьюдентам берестяные грамоты во всем многообразии их тематики. Никаких иных целей я себе при этом не ставил. Удачи, Л.

Любитель Веристов: Colonel Hunter пишет: цитатаСложение современного русского именослова происходило чуть позднее - в XV-XVI вв., по-видимому, паралелльно с формированием великорусского этноса и нации. Не случайно, что тогда же входят в обиход слова русский и Россия. Вроде бы (это просто догадка, а догадки мои принципиально провокационные) Ярослав насаждал слово русский повсеместно из принципа (шшшш! баааальшой секрет! драматический...), возможно, завещанного ему Владимиром (не прямым путем, и, кстати, в одном любопытном моем тексте я объясняю, как именно, и, главное - зачем, и вовсе не по государственным причинам). И все же, и все же... Русский как существительное - популярностью не пользовалось, именно до Иванов Третьего и Четвертого... Но.... Идут постоянные междуусобицы, Новгород по-прежнему отдельная страна, тут еще татары под боком, и так далее, но... На каком языке говорит вся эта многоэтносовая, многонациональная толпа? Славянский из употребления, вроде бы, вышел, разделился на несколько диалектов-наречий, возможно даже отдельных языков. Поляки совершенно точно, еще при Ярославе, плохо понимают ростовчан. Если вообще понимают (не в том смысле, что перепились, или реалии разные, а именно лингвистически - понимание с трудом). От скандинавских языков восточные славяне и, очевидно, юго-восточные в особенности, отошли на много верст. Как называется язык, употребляемый в Киеве, скажем, в двенадцатом веке? Теперь поедем на север, там Вышгород-Камелот, это все еще Киев, близко, но дальше - Любеч. Город смешной, один детинец и все. Но - сто пятьдесят километров от Киева. То есть, во времена, когда страсти к путешествиям не было, человек мог родиться, прожить долгую жизнь, и умереть - все около Любеча. Как назывался язык, на котором он говорил? Понятно, что без киевского влияния не обошлось. И все же! Дальше на север, там еще лесов много всяких диких, и есть территории, где о княжеской власти никогда не слышали. Живут, как жили сразу после Потопа. На каком языке говорят они? Нет, не так - на КАКОМ-то как раз понятно, а вот КАК он назывался? В народе большой надобности называть язык не было, конечно же, там все - наши или альмань, филологией поселяне занимались редко и неохотно, и еще реже симпозиумы свои конспектировали с педантичной элегантностью. Но есть официальные документы. Что там? ***Языком славянским тебе говорю, княже! ...*** - как-то не катит. ***Языком, на Руси принятым*** - тоже. Но это - не самое главное. Поскольку - субъективность. А объективность есть взгляд со стороны. Как называли язык киевлян поляки? французы? немцы? итальянцы? сами скандинавы? Рутения, Годарики - это все замечательно, но это названия местности, а не языка. Причем, заметим, ВСЕЙ местности, еще необъединенной.

Tomas Baranauskas: Рюрик (862-879) Олег (879-912) Игорь (912-945) Ольга (945-957) Владимир св. Равноапостольный (980-1015) Святополк (1015-1019) Ярослав Мудрый (1019-1054) Изяслав (1054-1078) Святослав (957-972) Всеволод - I (1078-1093) Святополк - II (1093-1113) Владимир Мономах (1113-1125) Мстислав - I (1125-1132) Ярополк (1132-1139) Всеволод - II (1139-1146) Изяслав - II (1146-1154) Юрий Долгорукий (1154-1157) Мстислав - II (1157-1169) Андрей Боголюбский (1169-1174) Всеволод - III (1176-1212) Константин - I (1212-1219) Юрий - II (1219-1238) Ярослав - II (1238-1252) Александр Невский (1252-1263) Даниил - I (1229-1264) Ярослав - III (1264-1272) Василий - I (1272-1276) Дмитрий - I (1276-1294) Андрей - II (1294-1304) Михаил Святой (1304-1319) Юрий - III (1320-1326) Дмитрий - II (1326) Александр Тверской (1326-1338) Иоан - I Калита (1320-1341) Симеон Гордый (1341-1353) Иоанн - II (1353-1359) Дмитрий - III Донской (1363-1389) Василий - I (1389-1425) Василий - II Темный (1425-1462) Иоанн - III (1462-1505) Василий - III (1505-1533) Елена Глинская (1533-1538) Иоанн - IV Грозный (1538-1584) Федор Иоаннович (1584-1598) Борис Годунов (1598-1605) Лжедмитрий (1605-1606) Василий Шуйский (1606-1610) Михаил Федорович (1613-1645) Алексей Михайлович (1645-1676)

Colonel Hunter: А почему Бориса Годунова вы никак не маркировали?

Tomas Baranauskas: Colonel Hunter пишет: цитатаА почему Бориса Годунова вы никак не маркировали? Заколебался: имя местное, языческое, но стало христианским и здесь уже, видимо, не продолжает языческую традицию...

Colonel Hunter: ... после канонизации свв. Бориса и Глеба имя можно однозначно рассматривать как христианское. И уж тем более - для XVI-XVII вв.! Удачи, Л.

von Frauenholz: Tomas Baranauskas пишет: цитатауже, видимо, не продолжает языческую традицию... Это точно. Особенно если учесть, что Бориса Годунова крестили и крестили в честь христианского святого страстотерпца князя Бориса.

von Frauenholz: У древнерусских князей христианского периода было как минимум ДВА имени. И одно из них принципиально христианская. Так что Ваша подборка неполна.

Andrew: von Frauenholz пишет: цитатаУ древнерусских князей христианского периода было как минимум ДВА имени. И каким же было второе имя, к примеру, у Юрия Долгорукого ?

настя: Colonel Hunter Да, для начала надо было что-нибудь почитать из истории языческих и христианских имен...

Таня: На ловца и зверь.. ) только сегодня смотрела видео-лекцию Зализняка о сезоне 2015г. Среди прочего рассказали, что грамоты переснимали под более высоким разрешением и много текстов подправили. Среди них и грамота №377. Микита сватался не к Анне, а Маланье )) а первым прочтением было - Ульяница ))



полная версия страницы