Форум » Рядом с историей (архив1) » «Когда я учился в ремеслухе, мы часто ходили драться с болландистами ... » Ответить

«Когда я учился в ремеслухе, мы часто ходили драться с болландистами ...

Colonel Hunter: ... на окраине Шахтинска. В ход шли железные прутья, велосипедные цепи, заточки… До сих пор помню вожака шайки болландистов – здоровенного верзилу по кличке Яшка Кривой, сына машиниста местной узкоколейки». Из мемуаров Полковника Хантера ……………………………………… Раз уж мы заговорили о пунктиках: у меня сложилось впечатление, что некоторые товарищи из РГГУ в последнее время чрезмерно злоупотребляют болландизмом. Это неразумно. Вот, например, отрывок из житийного «Сказания об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора»: «И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц на землю и стали избивать его ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а затем отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь. После этого сказали Феодору: «Если ты поклонишься богам нашим, то получишь все княжество князя своего». И ответил Феодор: «Княжения не хочу и богам вашим не поклонюсь, а хочу пострадать за Христа, как и князь мой!» Тогда начали мучить Феодора, как прежде Михаила, после чего отрезали честную его голову». Нетрудно догадаться, что извлек бы из этого отрывка какой-нибудь молодой честолюбивый болландист: мы бы услышали и о «символике сердца в раннем христианстве», и цитаты из псалмопевца Давида, и историю о Юдифи и нищщасном Олоферне, и о голове Иоанна Крестителя, и много еще чем… Но вместо этого лучше процитируем Иоанна де Плано Карпини – современника и, может быть, очевидца событий. «Тот (Михаил – Л.) ответил, что лучше желает умереть, чем сделать то, чего не подобает. И Бату послал одного телохранителя, который бил его пяткой в живот против сердца так долго, пока тот не скончался. Тогда один из его воинов, который стоял тут же, ободрял его, говоря: «Будь тверд, так как эта мука недолго для тебя продолжится и тотчас воспоследует вечное веселие». После этого ему отрезали голову ножом, и у вышеупомянутого воина голова была также отнята ножом». В общем следует сделать вывод, что агиограф, вопреки методологическим сомнениям болландистов, довольно точно передал обстоятельства смерти святых мучеников Михаила и Федора. Фацит: болландизм как метод анализа агиографических текстов не вызывает возражений. Но: пользовать его нужно осторожно даже в рамках агиографического жанра, а тем более не стоит рассматривать его как «золотой ключик» ко всем письменным текстам Средневековья. Удачи, Л.

Ответов - 2

P.L.: Мне кажется, что у Вас несколько превратное представление об отцах-болландистах. Может быть оно сложилось на основе творчества каких-нибудь отчественных последователей? Ну так и благородный португальский портвейн и напиток Агдам, кроме названия, ничего общего не имеют. То, что Вы написали - это не болландизм, а модная в широких кругах ограниченных людей деконструкция нарратива.

Colonel Hunter: P.L. пишет: цитатаМожет быть оно сложилось на основе творчества каких-нибудь отчественных последователей? Яволь, именно о них. Я ж специально в начале поста о Шахтинске гутарил... (Терпеливо), Л.



полная версия страницы