Форум » Форум по истории » Аркаим, Синташта и вокруг » Ответить

Аркаим, Синташта и вокруг

Лена М.: Тема предназначена для обнародования информации и обсуждений, так-иначе связанных с Аркаимом, Синташтой, синташтинской культурой, древностями бронзового века Южного Урала, и вокруг сего...

Ответов - 16

Лена М.: В.И.Стефанов (УрГУ). О культурной принадлежности Большого Синташтинского кургана // Российская археология, 2009, 1, 18-24. Принадлежность Синташтинского Большого кургана-святилища к синташтинскому культурному комплексу специально не обосновывалась. Исходя из результатов анализа вещественных остатков, полевой документации, отчётных данных и опубликованных материалов, автор делает вывод об очень и очень большой сомнительности безусловной принадлежности памятника к массиву древностей синташтинской культуры. А ещё констатирует необходимость новых раскопок на сохранившейся северной поле кургана, а также привлечения дополнительных данных, полученных в том числе методами естественных наук.

Лена М.: А.В.Епимахов, Н.А.Берсенева. Вариативность погребальной практики синташтинского населения (поиск объяснительных моделей) // Вестник Новосибирского государственного университета, серия: история, филология, 2012, том 11, №3, 148-170. Исследование посвящено проблемам, связанным с проявлениями культурной вариативности на синташтинских погребальных памятниках Южного Урала (начало II тыс. до н.э.). При соблюдении основных канонов погребального обряда вариативность в планировке могильников, структуре погребальных сооружений, составе жертвоприношений и обращении с умершими представляется очевидной. В работе предложен ряд объяснительных моделей, учитывающих хронологический и географический факторы, направления внешних связей, особенности культурогенеза, социальную неоднородность населения. В качестве основного объяснения погребальной вариативности наиболее вероятным нам кажется социальный фактор. Взлет социальной сложности обществ бронзового века Южного Урала приходится на синташтинский период, и в это же время наблюдается и наиболее очевидный пик культурной вариативности.

Лена М.: О.П.Бачура (Институт экологии растений и животных УрО РАН, Екатеринбург). Сезонный хозяйственный цикл населения синташтинской культуры Южного Зауралья // Российская археология, 2014, 2, 21–26. Удалось показать, что на изученных поселениях синташтинской культуры был сходный сезонный цикл хозяйственной деятельности. Население проживало на территории поселений преимущественно в холодное время года (с осени до весны или начала лета). В этот период крупный и мелкий рогатый скот содержали и выпасали вблизи поселений. В летние месяцы значительную часть скота отгоняли в отдаленные от постоянных поселений районы, для того чтобы сохранить кормовую базу для холодных периодов года. В летний период на территории поселений оставалась, скорее всего, небольшая часть населения, а остальные уходили вместе со стадами. На территории Аркаима в летние месяцы численность населения была выше, чем на других поселениях.


Лена М.: Н.А.Берсенева. О подходах к изучению милитаризации синташтинского общества // КСИА, 2013, 231, 36-43. Выводы. Таким образом, абсолютное большинство погребенных с предметами вооружения составляли мужчины, что неудивительно. Следует отметить, что достаточно редкие и бесспорно связанные с военной деятельностью категории инвентаря надежно зафиксированы только в мужских погребениях. Это составляющие колесничного комплекса, топоры, наконечники копий, булавы. Предметы вооружения практически отсутствуют в женских могилах. Женщины, вероятно, в военной сфере задействованы не были, равно как и в охоте. По крайней мере, сопроводительный инвентарь не свидетельствует об их вовлеченности в эти занятия. Вероятно, единичные наконечники стрел, обнаруженные в женских погребениях, не могут быть интерпретированы как оружие, они несли, скорее всего, семантически иную нагрузку (см. напр.: Калинина И.В., 2009. Очерки по исторической семантике. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та. 270 с. С. 142–208). Интересен тот факт, что в детских погребениях, хоть и единично, представлено не менее половины всех типов синташтинского оружия, за исключением топоров, колесниц и костяного доспеха. Впрочем, в коллективных могилах с колесницами, как уже упоминалось выше, детей иногда погребали вместе со взрослыми: в «колесничном» погребении 8 кургана 2 могильника Каменный Амбар 5 был захоронен взрослый мужчина в сопровождении троих детей возрастом от 5 до 10 лет (Епимахов А.В., 2005. Ранние комплексные общества Севера Центральной Евразии (по материалам могильника Каменный Амбар-5). Кн. 1. Челябинск: Челябинский дом печати. 192 с. С. 36). Вероятно, часть детей обучалась военному делу с самого раннего возраста. Долговременное сохранение по сути избыточных и затратных военных технологий, таких как колесничество, предполагает обязательную передачу знаний от поколения к поколению. Интересной особенностью синташтинских погребений является абсолютная взаимовстречаемость в непотревоженных погребениях всех категорий инвентаря: предметов вооружения, орудий труда, украшений и предметов быта. Это говорит либо об отсутствии воинской специализации как таковой, либо об отсутствии строгих правил выбора сопроводительного инвентаря. Очевидно, что погребальный обряд не отражает напрямую социальные реалии. Погребальный памятник отражает их в еще меньшей степени. Тем не менее, можно предположить, что доля предметов вооружения среди погребального инвентаря не свидетельствует о массовой вовлеченности мужского населения в военные конфликты (только около 40% мужчин погребены с оружием). Кроме того, удельный вес предметов, бесспорно являвшихся оружием, таких как топоры и наконечники копий, минимален как среди всего предполагаемого комплекса вооружения, так и в сравнении с другими категориями металлических изделий, среди которых оружие составило 2% (Дегтярева А.Д., 2010. История металлопроизводства Южного Зауралья в эпоху бронзы. Новосибирск: Наука. 162 с. Рис. 31) (см. также табл. 1). Вероятно, количество мужчин, обучавшихся военному делу и колесничеству, было сравнительно невелико, и данная деятельность не являлась их основным занятием. Несмотря на то что технологии продолжали сохраняться, их практическое применение в военных действиях представляется если не сомнительным, то достаточно редким. Весьма НЕтривиальная работа, в том числе и методологически... Особо отмечу - сей выпуск КСИА основан на материалах Всероссийской научной конференции «Роль войны и военного дела в развитии древних и средневековых обществ», состоявшейся в Москве, в Институте археологии РАН, 21–22 ноября 2012 года... Посему - на заметку всем интересантам военной истории...

Лена М.: Хохлов А.А., Китов Е.П. Предварительное сообщение о палеоантропологическом материале эпохи средней бронзы могильника Буланово I // Вестник Челябинского государственного университета, серия История, 2009, 6(144), 5-7. Работа посвящена изучению краниологического и одонтологического материала могильника Буланово I степного Приуралья. Всего было исследовано 10 черепов, относящихся к эпохе средней бронзы синташтинского времени. По результатам исследования выявлена неоднородность серии. Имеются черепа по структуре европеоидные. Присутствуют также черепа, на которых отчётливо выделяются признаки как краниометрические, так и одонтологические, характеризующие северо-восточное население, а именно урало-западносибирское. Подтверждаются ранее выдвинутые наблюдения, что в формировании физического типа носителей синташтинско-потаповского круга культур могли принимать участие люди древнеуральского типа и других близких ему восточных комплексов. На с. 6-7: Совокупный кранио-одонтологический анализ свидетельствует, в первую очередь, о присутствии в серии компонента/ов, своим происхождением связанного/ых с территориями Приуралья и Западной Сибири. Это делает более весомыми высказанные ранее предположения [Хохлов А.А. Палеоантропология эпохи бронзы Самарского Поволжья // История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. Бронзовый век. Самара, 2000, 309–332; Хохлов А.А. Палеоантропологические реконструкции как источник изучения этногенетических процессов (по материалам эпохи бронзы Волго-Уралья) // Бронзовый век Восточной Европы: характеристика культур, хронология и периодизация. Самара, 2001, 359–362.], что среди населения синташтинско-потаповского круга культур отчетливо и немало был представлен древнеуральский/уралоидный антропологический вариант. В перспективе авторы предполагают более подробное и тщательное изучение палеоантропологических материалов Булановского могильника, других синхронных могильников степного и лесостепного Приуралья, комплексное освещение расогенетического процесса в конце среднебронзового века на географической границе Европы и Азии. К сведению поклонникам "арийского Аркаима"...

Лена М.: Приходько В.Е., Иванов И.В., Зданович Д.Г., Зданович Г.Б., Манахов Д.В., Инубуши К. Аркаим - укрепленное поселение эпохи бронзы степного Зауралья: почвенно-археологические исследования М.: ФГУП Издательский дом "Типография" Россельхозакадемии, 2014. 266 с. Обл. 250 экз. ISBN отсутствует Укрепленное поселение Аркаим – выдающийся памятник эпохи бронзы Евразии, открыто в 1987 г. в Челябинской области. Это одно из 22 поселений синташтинской культуры (3700–4000 л. н.) Южного Зауралья. Его диаметр 170 м. Хорошо сохранилась планировка: внешний ров, развалы двух концентрических оборонительных стен с 66 жилищами. В них могло проживать до двух тысяч человек – древних металлургов и скотоводов. Аркаим – важная страница ранней истории индоевропейского населения степей. На основе изучения спорово-пыльцевых спектров и древних погребенных почв реконструированы экологические условия эпохи бронзы с б?льшей тепло- и водообеспеченностью, чем современные. Изучены погребенные и современные почвы и растительность, изменения их свойств под влиянием погребения, антропогенных воздействий и заповедного режима. Обсуждается возможность существование древнего земледелия. В настоящее время Аркаим – заповедник, объект комплексных археологических, почвенных, ботанических и геологических исследований и популярный туристический объект. Монография адресована археологам, почвоведам, географам, местным краеведам и всем, кого интересует история и природа нашей страны. ОГЛАВЛЕНИЕ А.Л.Александровский. Предисловие 7 Введение 9 Глава 1. И.В.Иванов. Аркаим – ландшафтно-исторический заповедник: проблемы и феномены 11 Глава 2. В.Е.Приходько. Методы исследования 20 Глава 3. Аркаимская долина: природно-ландшафтные и историко-культурные особенности заповедной зоны 24 3.1. И.В.Иванов, Д.В.Манахов, В.Е.Приходько, С.С.Чернянский. Природные условия Аркаимской долины 24 3.2. Д.Г.Зданович, Г.Б.Зданович. Памятники эпохи бронзы Аркаимской долины 33 Глава 4. Климат и ландшафт Аркаимской долины в эпоху бронзы 42 4.1. Н.П.Герасименко, В.Е.Приходько. Палинологическое и микробиоморфное исследования и реконструкция палеоклимата в период Аркаима 42 4.2. В.Е.Приходько, И.В.Иванов, Д.В.Манахов, С.С.Чернянский, К.Инубуши. Палеопочвенные исследования поселения Аркаим и курганов Аркаимской долины, реконструкция палеоклимата 49 4.3. В.Е.Приходько. Аркаимская долина и общие ландшафтно-климатические условия эпохи бронзы лесостепной и степной зон Евразии 76 Глава 5. Д.Г.Зданович, Г.Б.Зданович. Аркаим и «Страна городов»: модели существования, экономика, экология 89 5.1. Вопросы хронологии 90 5.2. Аркаим: планировочное решение и вмещающий ландшафт 91 5.3. Аркаим: функции и функционирование, проблемы палеодемографии 101 5.4. Экономические модели 112 5.5. Палеоэкология и диета палеопопуляции 125 5.6. Аркаим: социум 129 5.7. Военное дело и вооружение 133 5.8. Субкультуры эпохи бронзы (мужское и женское) 135 Глава 6. Почвы и растительный покров Аркаимской долины до и после введения режима заповедности 142 6.1. А.М.Ермолаев, В.Е.Приходько. Растительный покров и его изменение после введения заповедного режима 142 6.2. И.В.Иванов, Д.В.Манахов, В.Е.Приходько. Характеристика почв и почвенного покрова до введения режима заповедности 162 6.3. В.Е.Приходько, Д.В.Манахов, Е.В.Манахова. Изменение почв при переводе в заповедный режим 187 6.4. К.Инубуши, Х.Нагано, М.Кавашигаши, В.Е.Приходько. Формы соединений углерода и азота и эмиссия парниковых газов в почвах заповедника Аркаим 196 Заключение 208 Список литературы 217 Приложение 240 Сведения об авторах 261 Content 264 Пожалуй, к настоящему времени это самый полный компендиум по Аркаиму...

Лена М.: Шнирельман Виктор Александрович (Институт этнологии и антропологии РАН, Москва). Конструирование исторического наследия - случай Аркаима // Сибирские исторические исследования (Национальный исследовательский Томский государственный университет), 2015, №2, с. 53-65. Сегодня широкая общественность проявляет большой интерес к историческому наследию, и археологи утратили свою былую монополию на эту проблему. Наследие стало стержнем оживленного дискурса, в котором участвуют различные группы с собственными интересами. Для них наследие представляется важным символическим ресурсом, позволяющим выдвигать определенные требования и достигать специфических целей. Ярким примером такого дискурса служит Аркаим, памятник бронзового века на Южном Урале. Ключевые слова: наследие, археология, Аркаим, национализм, религия Это доработанный вариант доклада, представленного в октябре 2014 года в Томске на Международной научной конференции «Человек в меняющемся мире. Проблемы идентичности и социальной адаптации в истории и современности: методология, методика и практики исследования». Рекомендую... работа у меня наличествует...

Лена М.: Петров Ф.Н. (Музей археологии и краеведения, Дубна). Поселение Аркаим в научной и научно-популярной литературе // Российская археология, 2015, №2, с. 167-176. Поселение Аркаим широко известно в России и в мире, популярно как место исторического и “эзотерического” туризма, здесь создан крупный музейный комплекс. Однако этот археологический памятник до сих пор исследован недостаточно, материалы его изучения опубликованы лишь частично, ключевые для его понимания данные планиграфии и стратиграфии уже более двадцати лет остаются недоступны научному сообществу, что делает принципиально непроверяемыми все создаваемые и тиражируемые реконструкции этого поселения. Аркаиму посвящено множество научно-популярных изданий, содержащих статьи и материалы, выполненные на хорошем уровне, однако во всей этой продукции присутствует диспропорция научных и научно-популярных данных, популяризация умозрительных гипотез и недостаточно апробированных предположений, а также активное использование в популяризации Аркаима артефактов и изображений, не имеющих никакого отношения к этому археологическому памятнику. Необходимо осуществить серьезную научную критику сложившейся традиции популяризации аркаимских материалов, очистить ее от всех недостоверных гипотез и посторонних артефактов. Еще одной важной задачей является продолжение полевых археологических исследований поселения Аркаим. Помимо решения научных задач, это позоволит создать новые информационные поводы и найти выход из сложившейся ситуации, при которой количество антинаучной информации, распространяемой в обществе про Аркаим, во много раз превышает количество научно-популярных материалов. Ключевые слова: Аркаим, эпоха бронзы, Зауралье, историография, научно-популярная литература Рекомендую... работа у меня наличествует...

ziza: найти выход из сложившейся ситуации, при которой количество антинаучной информации, распространяемой в обществе про Аркаим, во много раз превышает количество научно-популярных материалов. Зачем это археологам? "Антинаучная информация, распространяемая в обществе про Аркаим" никак их работе не мешает. На финансирование исследований это никак не влияет. И популяризировать там пока нечего. Материалы ещё не изданы как следует. Даже если реконструкцией займутся профессионалы, сейчас выйдет такая же лженаука.

Лена М.: ziza пишет: И популяризировать там пока нечего. Материалы ещё не изданы как следует Ну это не совсем так, см. к примеру у того же автора: Ф.Н.Петров Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы Гл. ред. И.Б. Даченков [Аркаим: в поисках правды] Дубна: Экспресс, 2009. 64 с. 400 экз. Рекомендую...

ziza: Автор свои книги в ЖЖ выложил: http://dubna-petrov.livejournal.com/40383.html Вот и "Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы": https://yadi.sk/i/k5n1l2CncUqGC

Лена М.: Ф.Н.Петров Поселение Аркаим в культурном пространстве эпохи бронзы [Аркаим: в поисках правды] Дубна: Экспресс, 2009. 64 с. Обл. 400 экз. ОГЛАВЛЕНИЕ I. К постановке проблемы 4 II. «Страна городов»: мифы и реальность 5 III. Аркаим: численность населения и длительность существования 7 IV. «Фортификация, достойная средневековых крепостей» 17 V. Сакральная геометрия Аркаима 22 VI. «Протогородская цивилизация» Зауральской степи 26 VII. Аркаим в системе палеоклиматических реконструкций 28 VIII. Поселения эпохи бронзы 30 IX. Дома эпохи бронзы 34 X. Оседлое скотоводство в Зауральской степи 35 XI. Человек и общество эпохи бронзы 41 XII. Ритуалы и символы эпохи бронзы 43 XIII. Исторические судьбы населения эпохи бронзы 52 XIV. Культурное пространство эпохи бронзы 54 Список источников и литературы 56 Summary 63

ziza: Виноградов Н.Б. Степи Южного Урала и Казахстана в первые века II тыс. до н.э. (памятники синташтинского и петровского типа) Челябинск, Абрис, 2011 ISBN 978-5-91744-003-3 http://libgen.io/book/index.php?md5=ae939000bd7fff3a95f93b1825456990 http://disk.tom.ru/e7drtyb

Лена М.: И.Э. Любчанский. Курганный могильник Соленый Дол (итоги исследований 2006–2010 годов) Челябинск : АБРИС. 2017. 132 с. Обл. 130 экз. 5-91744-098-9 В представленной книге впервые публикуются материалы уникального для Южного Зауралья могильника Соленый Дол, раскопанного автором при поддержке студентов Челябинского госуниверситета и сотрудников Заповедника «Аркаим» на юге Челябинской области. Дается подробное описание погребальных и поминальных комплексов, культового сооружения, проводится анализ погребального инвентаря и погребального обряда, которые рассматриваются в контексте изменения материальной культуры кочевого населения Евразийских степей в эпоху «поздней древности» (III век н.э.). Книга предназначена для специалистов-археологов, а также всех интересующихся археологией Южного Урала. Ключевые слова: Соленый Дол, могильник, погребальный обряд СОДЕРЖАНИЕ Введение 4 Глава 1. Могильник Соленый Дол (по материалам полевых исследований 2006–2010 гг.) 6 § 1. Описание могильника Соленый Дол 6 § 2. Описание исследованных погребальных комплексов могильника Соленый Дол 14 - Курган №3 14 - Курган №4 26 - Курган №5 45 - Курган №10 54 - Курган №20 69 - Курган №22 77 - Курган №8 82 - Сооружение №5 86 Глава 2. Характеристика и анализ погребального обряда могильника Соленый Дол 94 Глава 3. Могильник Соленый Дол и его место в культуре кочевников Южного Урала эпохи «поздней древности» 105 Заключение 116 Библиография 119 Приложение 1. Китов Е.П. (Челябинск), Хохлов А.А. (Самара). Краниология могильника Соленый Дол позднесарматского времени в Южном Зауралье 124 Любчанский Илья Эдуардович - российский археолог, кин. Закончил исторический факультет Челябинского государственного университета в 1990 году. В студенческие годы занимался археологией под руководством С.Г. Боталова. Большую роль в становлении научных интересов сыграли С.Г. Боталов, В.А. Иванов, B.C. Мосин, М.Г. Мошкова, И.П. Засецкая. В 1990-1991 гг. сотрудник Озерского музея, с 1991 года работает в Челябинском госуниверситете, в настоящее время - доцент кафедры археологии, этнографии и социоестественной истории. Кандидатская диссертация: «Керамика южноуральской лесостепи середины первого тысячелетия н.э. как источник по этнокультурной реконструкции» (Уфа, 2000). Научный руководитель В.А. Иванов. Исследовательские интересы лежат в области изучения этнополитической и культурной истории номадов Евразии эпохи «великого переселения народов».

Лена М.: Примечательное издание попалось на глаза: Горизонты цивилизаций, 2017, вып. 8, с. 1-350. Во многом посвящено, как раз, Аркаиму и вокруг него: СТАТЬИ Быстрова Т.Ю. 5-15 КОМПАКТНОСТЬ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР КАК УСЛОВИЕ ИХ УСТОЙЧИВОСТИ: ПРОТОГОРОДА ЮЖНОГО УРАЛА И УРАЛЬСКИЕ ГОРОДА-ЗАВОДЫ XVIII ВЕКА Жукова И.В., Савельева Т.В. 16-37 РУССКОЕ НЕОЯЗЫЧЕСТВО И ЕГО ИСТОКИ. «МЕСТА СИЛЫ» ЮЖНОГО УРАЛА Загидуллина М.В. 38-67 КАК ИЗМЕРИТЬ ПОПУЛЯРНОСТЬ АРКАИМА? ГОЛОСА ВСТРОЕННЫХ МЕТРИК В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ПАНМЕДИАТИЗАЦИИ Зданович Г.Б., Малютина Т.С. 68-84 БОЛЬШОЙ СИНТАШТИНСКИЙ КУРГАН - ДРЕВНЕЙШЕЕ ХРАМОВО-ПОГРЕБАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ СТЕПНОЙ ЕВРАЗИИ. К ПЕРСПЕКТИВЕ ИССЛЕДОВАНИЙ Зданович Д.Г. 85-98 СИНТАШТА: ТЕРРИТОРИЯ МЕСТА Иващенко С.Н., Рахно А.В., Репин С.Ю., Скандаков И.Е., Сосункевич Ю.А., Толпеко И.В., Чудесников А.В. 99-113 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПАРК «УРОЧИЩЕ ТАРЫ»: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Кириллов А.К. 114-140 АСТРОНОМИЧЕСКАЯ ДАТИРОВКА БИТВЫ НА ПОЛЕ КУРУ, ЦЕНТРАЛЬНОМ СЮЖЕТЕ ИНДИЙСКОГО ЭПОСА «МАХАБХАРАТА» Куприянова Е.В. 141-152 РОВ В ПОГРЕБАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМА САМОИДЕНТИФИКАЦИИ У НАСЕЛЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ Лобанкова И.П. 153-169 КУЛЬТУРА ПРОТОГОРОДА АРКАИМ: ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕКОНСТРУКЦИЯ Новоженов В.А. 170-220 ДРЕВНЕЙШИЕ ВОЗНИЧИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ СТЕПИ Патрушев В.С. 221-236 ВОЗМОЖНОСТИ РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ФИННО-УГРОВ ВОЛГО-КАМЬЯ НАЧАЛА ЭПОХИ ЖЕЛЕЗА Пыслару И., Пожидаев В. 237-268 МЕТАЛЛ ЭПОХИ БРОНЗЫ ЕВРАЗИИ, ЕГИПТА И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СВЕТЕ ПРОЦЕНТНЫХ СООТНОШЕНИЙ Смирнов М.Г., Смирнова Н.Ю. 269-278 К ВОПРОСУ О ВОСПРИЯТИИ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В ДРЕВНИХ И СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ Шакиров С.М. 279-290 АРКАИМ КАК ТРАНСМЕДИАЛЬНЫЙ ОБРАЗ Шиженский Р.В., Суровегина Е.С. 291-309 НАЧАЛО МЕЖДУНАРОДНЫХ КОНТАКТОВ РУССКИХ ЯЗЫЧНИКОВ XXI ВЕКА: «PER ASPERA AD ASTRA» Яковлева Е.Л. 310-320 ИНКЛЮЗИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК КАК ХРАНИТЕЛЬ ТРАДИЦИИ МЫСЛИ. МНЕНИЯ. ОПЫТ Карпушева Е.Т. 321-324 «ПО СЛЕДАМ ДРЕВНИХ АРИЕВ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В АРКАИМ) Московкин В.В. 325-335 НАЧАЛА ПУТИ И ГОРИЗОНТЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Перельман Е.Б. 336-339 ЗАКОНЫ ЭКОЛОГИИ КАК ОСНОВА КУЛЬТУРЫ Ращупкин Г.В. 340-350 «ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ» АРКАИМЦЫ Горизонты цивилизаций (Челябинск: ООО Центр интеллектуальных услуг Энциклопедия) - это: Кросс-дисциплинарный журнал, посвященный проблемам цивилизационного развития в историческом и перспективном аспектах. Журнал размещает на своих страницах исследования археологов, географов, философов, экономистов, филологов, социологов, культурологов, антропологов, представителей точных наук, экологов, касающиеся вопросов развития земной цивилизации: ее типа, эволюционной траектории, особенностей исторического пути, специфики современного состояния, перспектив, альтернатив, включая вопросы ноосферного развития, экологических программ и др. В отличие от мультидисциплинарных журналов, печатающих под одной обложкой исследования разных наук, кросс-дисциплинарный журнал "Горизонты цивилизации" размещает исследования, позволяющие сквозь инструментарий конкретных наук видеть разные аспекты развития цивилизации как целого. Редколлегия: М.В.Загидуллина, доктор филологических наук, профессор Челябинского государственного университета Г.В.Ращупкин, кандидат химических наук, исполнительный директор Уральского экологического союза Г.Б.Зданович, доктор исторических наук, профессор Челябинского государственного университета Е.В.Куприянова, кандидат исторических наук, директор Учебно-научного центра по изучению природы и человека Челябинского государственного университета

Лена М.: Логвин А.В., Шевнина И.В., Колбина А.В. Курган Халвай 5 - комплекс синташтинской культуры из Северного Казахстана // Самарский научный вестник, 2017, том 6, №4(21), с. 131-138. Работа посвящена результатам исследования кургана Халвай 5. Памятник находится на левом берегу Тобольского рукава Каратомарского водохранилища (Северный Казахстан, Костанайская область) в 7 км к северо-востоку от поселка Халвай и в 500 м к северо-востоку от синташтинского кургана Халвай 3. Диаметр кургана 30 м со рвом, высота 0,8 м. Под насыпью кургана зафиксировано пять погребений. Все подкурганные захоронения кургана Халвай 5 относятся к XXI веку до н.э. к синташтинской культуре. Все основные погребения кургана Халвай 5 были ограблены в древности. Ров после захоронения усопших (по крайней мере, на момент ограбления ям) какое-то время не засыпался. Погребальные камеры имеют перекрытие из досок и бревен, стены их облицованы корой и травой, дно также устлано травой и корой. В ходе исследования были выполнены следующие анализы: антропологический, палеозоологический, палеоботанический, дендрохронологический, рентгенофлюоресцентный (РФА), радиоуглеродный. Жертвенный комплекс представлен КРС, МРС и лошадьми. Среди находок, полученных в результате исследования кургана Халвай 5: керамические сосуды, бронзовый топор-тесло, каменные наконечники стрел, абразивы и терочники, зооморфный жертвенник-терочник. В насыпи кургана было исследовано погребение раннесарматского времени. Ключевые слова: курган Халвай 5; курган Халвай 3; Синташта; синташтинские памятники; синташтинский погребальный обряд; ограбление могил; эпоха бронзы; Тургай; Тургайский прогиб; эпоха бронзы Тургая; дендрохронология синташтинских памятников; радиоуглеродное датирование синташтинских памятников; рентгенофлюоресцентный анализ синташтинских металлических изделий. Логвин Андрей Викторович - заведующий археологической лабораторией, Костанайский государственный университет (г. Костанай, Республика Казахстан) Шевнина Ирина Викторовна - научный сотрудник археологической лаборатории, Костанайский государственный университет (г. Костанай, Республика Казахстан) Колбина Алина Викторовна - научный сотрудник отдела региональной истории, Костанайский областной историко-краеведческий музей (г. Костанай, Республика Казахстан)



полная версия страницы