Форум » Форум по истории » Методология и вокруг » Ответить

Методология и вокруг

Лена М.: Тема предназначена для обнародования информации и обсуждений, так-иначе связанных с теми-иными аспектами исторической методологии и вокруг неё...

Ответов - 11

Лена М.: Кучина А.В., Кучина Л.В. «История Польши» Яна Длугоша как проявление культурной памяти поколений (на примере рассмотрения истории и культуры древнерусских городов) // Человеческий капитал, 2013, 2(50), с. 97-107. Историческая память является одним из феноменов, связанным с сохранением и трансляцией исторической информации, позволяющей осветить некоторые стороны осознания прошлого. Статья посвящена рассмотрению известий о истории и культуре городов Древней Руси в Польской Хронике Яна Длугоша. Авторы проанализировали текст Хроники в сопоставлении со сведениями, содержащимися в древнерусских летописях и других источниках. Ключевые слова: культурная память, история, культура, история России и Западной Европы с. 106: Сведения Длугоша о древнерусских городах и их фортификационных сооружениях заслуживают большого внимания. Метод, примененный Длугошем в описании русского края, далеко выходит за пределы средневекового мировоззрения. Рассказывая о городах, автор старается подчеркнутьих характерные черты: даёт сведения о топографическом положении городов, об их торговом значении; рассказывает о храмовом строительстве и почти никогда не забывает сообщить о крепостных и оборонительных сооружениях края. Такой метод определен тем, что в Польше в XV веке начинают развиваться географические знания, и Длугош использует в своем произведении личные наблюдения путешественника (было установлено, что Длугош бывал в Подолии) и соответствующие отчеты того времени. Все это повышает ценность труда Длугоша для исследователей древнерусского края. Интерес автора к землям западнорусского края обусловлен тем, что эти земли в XV веке входили в состав Польско-Литовского государства. Несмотря на то, что известия Длугоша содержат немногочисленные ошибки и неточности, это не снижает их значимости как важного источника по истории и культуре древнерусского края. Культурная память формируется веками. Одной из форм проявления культурной памяти являются тексты. Эти тексты транслируются из прошлого в настоящее и непосредственно связаны или с ситуацией в обществе, или с жизнью определенной его группы. Прошлое является искусственным продуктом современности, поэтому встает вопрос, какое же прошлое исследует историк, которое моделируется уже в настоящем, в современности. События либо продолжают жить в культурной памяти, либо забываются. Хроника Я. Длугоша является востребованной уже на протяжении многих поколений. События, отраженные в его истории, непосредственно функционируют в настоящем, и только недостаточная доступность текстов, мешает им прочно войти не только в научный оборот, точнее сказать в научный оборот небольшой группы специалистов, но и в современное общественное сознание. Именно процессы мировой глобализации могут позволить получить доступ к малоизвестным памятникам культурной памяти человечества и приоткрыть многие загадочные страницы истории человечества. Кучина Антонина Витольдовна, кандидат культурологии, доцент кафедры социальных наук и государственного управления Московского Государственного областного университета Кучина Луиза Владимировна, аспирант Российского института культурологии Именно методологически весьма НЕординарная работа, что называется, на стыке - рекомендую...

Лена М.: Peter Vandenabeele, Howell G. M. Edwards, and Luc Moens. A Decade of Raman Spectroscopy in Art and Archaeology // Chemical Reviews, 2007, Vol. 107, No. 3, 675-686. Contents 1. Introduction 675 2. Spectral Libraries and Chemometrics 676 3. Instrumentation 677 4. Pigment Analysis 678 5. Biomolecules 679 6. Corrosion 681 7. Ceramics, Glasses, and Enamels 681 8. Minerals and Gemstones 682 9. Conclusions 682 10. Acknowledgments 682 11. References 682 с. 682: 9. Conclusions This review reports on the applications of Raman spectroscopy in the investigation of archaeological and art objects. It gives an overview of the most important findings of the past decade. Raman spectroscopy is becoming increasingly important in art analysis, as seen by the number of papers that are published in this research field. Archaeometry is a challenging research field, where the purpose is the extraction of as much information as possible from fragile and unique artifacts. Raman spectroscopy is well-adapted for the nondestructive examination of molecular species with a good spatial resolution. The use of Raman spectral libraries is reviewed, the evolution of Raman instrumentation is discussed, and the potential toward mobile equipment for in situ investigations is discussed. Many papers have been published on pigment analysis of art objects. The controversy of the Vinland map is discussed, and several groups have studied pigment degradation. Many biomaterials have been examined using FT-Raman spectroscopy to avoid fluorescence emission. Other important research topics include the analysis of corrosion phenomena with Raman spectroscopy, the analysis of glass, glazes, and ceramics, and the study of minerals and gemstones. Prof. Luc Moens is professor in analytical chemistry and vice-rector of Ghent University. His research concerns mass spectroscopy and Raman spectroscopy, often dedicated to archaeometry. The main topic of his research group is the development of analytical methods with application fields in biomedical, environmental, geological, archaeometrical, and industrial analysis. Рекомендую...

Лена М.: Перепал мне тут примечательный (методологически) обзор: Gregory D. Smith, Robin J.H. Clark (Christopher Ingold Laboratories, University College London). Raman microscopy in archaeological science // Journal of Archaeological Science, 2004, 31, 8, 1137–1160. Improvements in the instrumentation for dispersive and interferometric Fourier transform (FT) Raman microscopy haveovercome many of the earlier limitations of these techniques, thus opening the way for their widespread and routine utilisation inarchaeometry laboratories. The use of Raman spectroscopy for identifying and studying archaeological materials has ?ourished inrecent years, but the resulting articles have seldom been published in the archaeology literature, thus limiting their impact on the field. Therefore, this article covers concisely the theory and instrumentation of Raman microscopy and then comprehensivelyreviews the many applications of this technique in archaeometric research. The signi?cant advances made in archaeological sciencethrough the use of Raman microscopy are highlighted, but many areas requiring further research, such as the generation of moreextensive and reliable spectral libraries and the surmounting of obstacles in the analysis of certain classes of historical materials, arealso revealed. Keywords: Archaeology; Archaeometry; Art; Vibrational spectroscopy; Raman microscopy


Лена М.: Сергей Карпов. В истории нет места дилетантам. Главная задача – сохранение научных школ // Литературная газета, 2016, №42, 26 октября - 1 ноября, с. 22. ЛГ-досье Сергей Павлович Карпов – президент исторического факультета МГУ, академик РАН, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории средних веков исторического факультета. Научный руководитель лаборатории истории Византии и Причерноморья МГУ. Председатель Учебно-методического совета (УМС) по истории и искусствоведению УМО по классическому университетскому образованию. – Как вы полагаете, существует ли кризис в современной исторической науке? – С моей точки зрения, стоит говорить не о кризисе, а о реальном состоянии науки со всеми сложными моментами и проблемами, которые, безусловно, существуют. Арсенал любой науки, в том числе науки исторической, обновляется каждые пять-десять лет. Порой – кардинально. Это даже не связано с идеологическими установками. Просто появляется новый социальный опыт. А самое главное – увеличивается объём информации. Сегодня он огромен, освоить его можно, только обладая необходимыми компетенциями и адекватным инструментарием анализа. Но у нас катастрофически падает общегуманитарная культура – ключевая проблема именно в этом. Нельзя создавать исторические шедевры там, где не существует начальной прочной интеллектуальной основы. Поэтому прежде всего необходимо решать проблемы школьного и, отчасти, вузовского преподавания, его системности и полноты, а затем уже переходить к проблемам самой исторической науки. Мы должны принимать во внимание, что наше общество предельно поляризовано. Это факт. Среди трёх русских – четыре мнения. А значит, возникает вопрос: сколько в той или иной работе идеологических конструкций, а сколько реального труда, новизны, фундаментальности. Ведь есть труды, написанные сто лет назад, и они востребованы больше каких-то современных. Потому что в них – надежный фактический материал, притом – в хорошем изложении. Вы можете пренебречь несколькими процентами устаревших идейных конструкций, но воспринять главное, наработанный добротный фундамент. И в этой связи сейчас нужно решать важную задачу – создавать доступные верифицированные базы и банки данных (в том числе электронные), где будут содержаться только материалы с грифом «проверено». Это могут быть монографии, другие формы и жанры, но главное – они должны основываться на достоверных источниках, которые позволят делать объективные выводы. Причём не сглаживая противоречия, которые, несомненно, существуют в любом историческом процессе. Нужно прямо говорить о печальных страницах нашей истории, объяснять причины просчётов и преступлений и не умалчивать достижений, движителей побед. История – комплексная наука, в которой нет места дилетантизму. Часто историками считают себя прочитавшие 5–6 книг на исторические темы. Но историком является только тот, кто владеет мастерством источниковедческого анализа. Ключ к постижению истории – умение работать с разными и многоязычными подчас источниками во всей их максимальной полноте, разнообразии. Без умолчаний и произвольной выборки материала. Надо уметь оценивать исторические процессы в комплексе, не выдергивая явление из контекста. Как поступают, например, с пактом Молотова–Риббентропа… Сегодня много говорят о значении истории. Однако на фоне совершенно справедливых высказываний о значимости этой науки происходит процесс противоположного свойства – сокращение набора на исторические специальности в периферийных вузах. Под словом «периферия» я ничего негативного не подразумеваю это историческая данность. Так вот, количество бюджетных мест на исторических факультетах катастрофически сокращается. Порой на порядок, а где-то и вовсе кафедры и факультеты закрываются и сливаются с другими. Слияния и критические сокращения бюджетного набора студентов на исторические специальности коснулись Костромы, Орла, Смоленска, Нижнего Новгорода, Новгорода Великого, Саранска, Челябинска, других городов… И это опасно не только потому, что будущих учителей станет меньше, как и количество тех, кто готовит учителей. Главное – уничтожаются научные школы. А ведь это самое большое наше достояние, и для возрождения понадобятся труды многих десятилетий … Важная проблема исторической науки – критерии оценки качества и эффективности. Это ни в коем случае не должен быть формальный принцип, когда подсчитывается количество цитирований… Это какое-то вульгарное понимание наукометрии… Ведь можно написать вызывающе-сенсационную работу и спровоцировать огромное количество цитирований. Но за этим не будет ничего, кроме эффектных слов и самопрезентации. А можно написать замечательный, основательный труд, внести вклад в науку, но он будет посвящён локальному историческому сюжету и его цитировать не станут… Значит, дело не в цитировании. Главный критерий эффективности – это монография, которая признана научным сообществом, комментированное издание источников, проблемная статья. А признание определяется не цитированием, а рецензированием. Так вот этот институт рецензирования практически уничтожен. Рецензий у нас почти не пишут (или пишут только по заказу) и редко публикуют. На что же тогда ориентироваться?.. Мы нуждаемся в инструменте, который бы отделял научно установленное от предполагаемого и выдуманного. Особенно в ситуации, когда каждый за собственные деньги может издать книгу. Пожалуйста, пиши и распространяй огромным тиражом бестселлер «Космонавтика при Иване Грозном»… И наконец, ещё один очень важный момент, иллюстрирующий состояние дел. У нас разучились (за немногими счастливыми исключениями) писать на исторические темы доступным и хорошим языком, где популяризация соединена с научной основательностью. Как это делали Платонов, Ключевский, Костомаров, многие другие наши учителя… Жанр популярной исторической литературы в значительной мере утрачен. И возрождать его очень трудно. Вместе с тем надо приучать интересующихся историей и к чтению специальной научной литературы, показывая лабораторию исследований. Мы ушли от идеологизации, и это привело к хорошим результатам в поиске истины. Появилось немало серьезных исследований разных тем и, что особенно радует, – публикаций источников, включая архивные. Однако можно констатировать, что работ, которые бы стали мерилом, нашим национальным достоянием, как произведения Н.М. Карамзина или С.М. Соловьева, не появилось. Одна из причин – у нас даются гранты на готовый результат, а не на текущие исследования. А ведь труд историка это на девять десятых – поиск в архивах, систематизация материала, работа с текстом… У нас восторжествовал зарубежный принцип – оплачивать зрелищный результат, а не процесс. В случае с историческим исследованием такой принцип приводит к печальным результатам. Сегодня наука история переживает сложный период. И как никогда требует поддержки со стороны общества и государства. И прежде всего она должна быть направлена на сохранение и создание научных школ. – Ваше отношение к тому, что назначен новый министр образования и науки? Что вы ожидаете от этого кадрового решения? – Любого руководителя следует оценивать по результатам его деятельности. Мне кажется, не нужно с самого начала давать некие решительные оценки. Но, полагаю, нынешний министр обладает всеми возможностями, потенциалом развивать наше образование. Важно, что О.Ю. Васильева понимает значение и роль как среднего, так и высшего образования… Первые шаги, которые она делает (в частности, по введению устного компонента в ЕГЭ, по уточнению наукометрических показателей) – это шаги в правильном направлении. Я желаю ей успехов. Сегодня очень сложная ситуация в школе и переломить ее – трудная задача для любого руководителя, в решительной поддержке нуждается и академическая наука, опутанная бюрократическими путами неразумной регламентации. Реформа академии пока не усилила, а ослабила наши конкурентные преимущества, разорвав органическую связь между отделениями РАН и научными институтами. Если говорить об истории в школе – то там явно не хватает часов для изучения этого важнейшего предмета. При этом в школьные программы вводятся все новые дисциплины. Нужно понимать, какие предметы формируют интеллект и саму личность. Это в первую очередь – русский язык и литература в едином сплаве, история и география. Именно эти три важнейшие дисциплины делают человека гражданином и патриотом. И жертвовать ими, потесняя их в учебных программах, мягко говоря, нецелесообразно. – Приближается юбилей Октябрьской революции, а у нас до сих пор не устоялось определение, что это было. То и дело приходится слышать формулировку «переворот»… Звучат предложения объединить Февраль и Октябрь и говорить о «Великой русской революции»... Каково ваше мнение на этот счёт? – Мне представляется, что необходимо рассматривать Русскую революцию во всём развитии, от февраля 1917 года до окончания Гражданской войны – её прямого продолжения. Мы уже давно в таком аспекте изучаем, к примеру, Французскую революцию XVIII века. В ходе Русской революции были разные этапы, а сама она была порождением сложных социальных процессов, и не в последнюю очередь – наступившего в ходе Первой мировой войны глубокого кризиса. Октябрьский переворот (кстати, именно так он именовался вначале самими его организаторами) – один из очень важных этапов Русской революции, изучать которую необходимо на основе всего комплекса противоречивых источников, рассматривая все стороны этого события и его, безусловно, всемирно-историческое значение. У нас уже есть образцы такого сбалансированного подхода, учитывающего как великие беды, порождённые революцией с её братоубийственным противостоянием борющихся сил, так и раскрепощённый потенциал народа, сделавшего нашу страну одной из великих мировых держав. Только один из примеров – монографии В.А. Никонова. – Решена ли в России проблема единого учебника истории? – Она решается. Но сейчас стоит вопрос не о едином учебнике, а о едином комплексе учебных материалов, который подчинён историко-культурному стандарту. Составители очень долго бились над его разработкой, было много споров и дискуссий. Я был одним из рецензентов, сделал ряд замечаний, многие были учтены. Суть стандарта в том, чтобы, сформировать необходимый для современного человека и гражданина набор знаний о прошлом, без путаницы и мифологизации нашей истории. Приходилось искать баланс, жертвовать чем-то второстепенным. По отечественной истории стандарт выработан и утверждён. И при всех его недостатках он, с моей точки зрения, позитивен по сравнению с тем, что было раньше. По всеобщей истории стандарт сейчас формируется. Часто слышны обвинения, будто историки делают что-то в угоду властям предержащим. Так я вам скажу определённо: когда составлялся стандарт, никакого вмешательства властей не было. Беседовал Василий Травников Теги: Россия , история , образование (с) Литературная газета

ziza: Однако можно констатировать, что работ, которые бы стали мерилом, нашим национальным достоянием, как произведения Н.М. Карамзина или С.М. Соловьева, не появилось. Как же так? В истории нет места дилетантам, и вдруг предлагается Карамзин, который литератор, историограф (в смысле составителя официальной идеологизированной истории), но никак не историк. Его и современники историком не считали: В его «Истории» изящность, простота Доказывают нам, без всякого пристрастья, Необходимость самовластья И прелести кнута. У Соловьёва изложение часто скатывается в обычный пересказ источников, без анализа и выводов. Он ближе к историкам, чем Карамзин, но принимать его за образец тоже спорная идея.

Лена М.: Не стоит оценивать труды Карамзина-Соловьёва мерками нашего времени... Для своего же времени их работы были и прорывом, и эталоном... Сейчас, увы, подобного НЕ наблюдается, но это, вообще говоря, НЕ случайно...

ziza: Карамзина можно сравнить и с ним самим. Как представитель сентиментализма, он, казалось бы, и в исторических сочинениях должен больше интересоваться чувствами и внутренним миром простого человека. Писать что-то типа "Простые люди древней Италии", о плотниках, сапожниках и крестьянах. И сочувствовать их стремлению к лучшей жизни. Но ничего такого не наблюдается. Карамзин пропагандирует противостояние либеральным реформам: незачем детям быть умнее отцов. Выходит, что сентиментализм у него не такой, как у Жан-Жака Руссо.

Ваксман: Вопрос об отношении Карамзина к сентиментализму, самодержавию, сапожникам древней Италии, однополым бракам, и пр. к делу не относится. Он относится к биографии Карамзина а не к его деятельности как историка и ее результатам

ziza: Это относится к мировоззрению Карамзина. А мировоззрение имеет самое прямое отношение и к его творчеству как литератора, так и к историческим сочинениям. Современники подобную деятельность не слишком приветствовали. И ученика Карамзина Жуковского осуждали: "руку жмет камер-лакею бедный певец". Когда автор на словах сочувствует маленькому человеку и уделяет столько внимания его чувствам, но в то же время приветствует деспотизм, крепостничество и подавление любой попытки улучшить общество, это выглядит странно. При всех научных заслугах Карамзина его исторические сочинения не что иное как агитки, созданные по социальному заказу самодержавия.

Ваксман: Эмоции насчет самодержавия и заказа на его поддержку составляют ту великую сторону "русской души", которая называется: три человека - четыре мнения. Наверно это важно и современно - заявить, что имярек подкуплен самодержавием или еще кем, и потому какая-то бяка. Мне однако это малоинтересно кем, когда, за сколько, при каких обстоятельствах Карамзин был куплен - ибо соображения о его купленности отражают коловорот в головах людей, чьи мнения для меня заведомо менее важны, чем тот интерес, который у меня вызывает чтение самого Карамзина. Карамзин дает фактуру, выводы из нее, картину происходившего, и я как читатель оцениваю и принимаю логику изложения. Современный грамотный редактор указывает, что там или сям К ошибся ибо неправильно истолковал то сообщение, а этого и этого просто тогда не было известно. А как там его подкупало злобесное самодержавие меня ну никак в этом контексте не волнует.

Лена М.: М.Б.Медникова (Институт археологии РАН). Использование соединений ртути в погребальном обряде племён эпохи бронзы Восточной Европы // Российская археология, 2015, №2, с. 51-59. Отправной точкой для данной работы послужило аналитическое исследование образцов человеческих останков из двух погребений эпохи раннего металла европейской части степного коридора Евразии. Использован рентгенофлуоресцентный спектрометр EDAX Orbis PC Micro-XRF Analyzer, позволяющий осуществлять недеструктивное экспресс-определение элементного состава от Na до U с пространственным разрешением от 10 мкм без предварительной пробоподготовки. Проведено исследование наружной поверхности фрагмента лобной кости так называемого майкопского вождя, мужчины 40-44 лет, из погр. 18 кург. 1 могильника Марьинская 3. Главными элементами, характеризующими химический состав данного образца, являются ртуть и сера. Это означает, что лобная кость майкопского “вождя” была окрашена неразбавленной киноварью (HgS). Второй проанализированный образец представлял собой фрагмент глиняной обмазки лицевой части черепа молодого мужчины из кург. 7 могильника ингульской катакомбной культуры Заможное. Установлено, что моделированное глиной лицо катакомбника было окрашено пигментом, составленным из смеси гематитов и киновари. Эти случаи использования киновари восходят к исходному, очень древнему уже на тот момент ближневосточному обряду. Окраска киноварью лица майкопского вождя из Марьинской находит прямую аналогию в материалах PPNB из Сирии (Телль Абу Хюрейра). Второй обнаруженный нами пример использования ртути еще больше сближается с другими локальными вариантами докерамического неолита (Кфар Ха Хореш в нижней Галилее) благодаря использованию в погребальном обряде моделировки лицевого скелета глиной. Ключевые слова: погребальный обряд, рентгено-флуоресцентный анализ, майкопская культура, ингульская катакомбная культура, соединения ртути, киноварь, эпоха раннего металла. Методологическ очень примечательная работа, особенно, с точки зрения применения естественно-научных методов в исторических исследованиях...



полная версия страницы