Форум » Форум по истории » Происхождение балтов по Ушинскасу В.А. » Ответить

Происхождение балтов по Ушинскасу В.А.

Владимир: В замечательном сборнике http://www.infanata.org/2007/10/31/slavjane.-jetnogenez-i-jetnicheskaja.html http://natahaus.ifolder.ru/3943661 есть статья В.А.Ушинскаса Роль культуры штрихованной керамики в этногенезе балтов. В статье автор приходит к выводу что культра восточно-литовских курганов является продуктом нескольких, хронологически близко связанных миграций западного происхождения, а исчезновение культры штрихованной керамики следует объяснять уходом её носителей, соответственно, по мнению автора, роль её носителей в этногенезе балтов следует признать весьма ограниченной. Очень интересная концепция, похожие мысли у меня возникали без подобного детального анализа археологических материалов. Хотелось бы почитать продолжение, если оно существует, есть ли доступная литература? Развивается ли это направление далее? Вот еще у М.Б. Щукина об этом: [quote]Преодолеть эти “чары балтийства” и призывал советских археологов И.Вернер, заметив в одной из последующих работ (Werner 1981), что облик исторических летто-литовцев, предки которых представлены, в частности, культурой восточно-литовских курганов, заметно отличался от своих восточных соседей в Белоруссии, на Псковщине и на Смоленщине обилием бронзовых украшений, оружием в погребениях и прочим. Они, будучи по языку восточными балтами, по культуре ближе западным балтам, обитателям Мазурии, Самбийского полуострова и западного побережья Литвы. Процесс постепенного их продвижения на восток и вытеснения носителей культуры штрихованой керамики прослеживается и литовскими археологами (Ушинскас 1988; Ушинскас 1989; Michelbertas 1986).[/quote]

Ответов - 2

Tomas Baranauskas: Владимир пишет: облик исторических летто-литовцев, предки которых представлены, в частности, культурой восточно-литовских курганов, заметно отличался от своих восточных соседей в Белоруссии, на Псковщине и на Смоленщине обилием бронзовых украшений, оружием в погребениях и прочим. Они, будучи по языку восточными балтами, по культуре ближе западным балтам, обитателям Мазурии, Самбийского полуострова и западного побережья Литвы. Процесс постепенного их продвижения на восток и вытеснения носителей культуры штрихованой керамики прослеживается и литовскими археологами Здесь какая-то путаница. Во-первых, что такое "летто-литовцы"? По термину можно подумать, что литовцы и латышы или их общие предки (а может быть аукштайты и латгалы?). Но связывание их только с "культурой восточно-литовских курганов" показывает, что латгалы или латыши здесь не при чем. Во-вторых, можно подумать по изложенному, что "культура восточно-литовских курганов" очень отличалась от "культуры штрихованой керамики", что была к востоку от нее. Но ведь эти культуры принадлежат к разным эпохам, а территориально не соседствовали, а частично покрывали друг друга. В-третьих, культура восточно-литовских курганов весьма отличается от современных ей культур западных балтов как раз с точки зрения значительно меньшего богатства погребального инвентаря и очень мало отличается от соседних славянских курганов.

Ваксман: По Щукину и отчасти Хабургаеву, история балтогенеза такова. На момент 0 имеются наиболее культурные западные балты (пруссы и др.), менее культурные восточные балты (Литва - Латвия), и наименее развитые днепровские балты. Затем происходит движение народов, и некоторые из западных балтов (галинды) оказываются восточнее восточных балтов (и называются голядь). Подобно тому как западные славяне-вендичи, кочуя в том же направлении, становятся вятичами. Какова здесь археологическая база сказать трудно



полная версия страницы