Форум » Форум по истории » Йогайла, Швитригайла, православие... » Ответить

Йогайла, Швитригайла, православие...

Deli2: Заметки из разных авторов по теме свидетельств и интерпретаций православия детей Иулиании Александровны (дочери тверского князя Александра Михайловича, второй жены великого князя литовского Альгирдаса). Несколько источников, мнений, интерпретаций (со ссылками на фрагменты). http://k999.livejournal.com/20093.html?mode=reply

Ответов - 36

Сибиряк: Сразу вспомнилось в тему: каков мог быть возраст Ягайло в 1378 г., если вопрос о его женитьбе встал только около 1384 г.? Или есть сведения о том, что он уже был женат до сватовства сначала к московской княжне, а затем к Ядвиге? Принято датировать рождение Ягайло (ок. 1351) по времени заключения брака Ульяны Александровны с Ольгердом около 1350. Однако, заключение брака совсем не обязательно ведет к рождению в следующем же году ребенка, к тому же мальчика, который к тому же доживет до совершенолетия. Таким образом, брак Ульяны - это такой же косвенный признак, как и последующий брак самого Ягайло. Есть ли достоверные сведения о деятельности Ягайло до 1378?

Deli2: Процитирую то, что написал Флоря в комментариях к Макарию со ссылкой на Wasilewski. Daty urodzin. Как надежно установлено к настоящему времени на основании сопоставительного анализа источников, сыновья Ольгерда от второй жены появились на свет в следующей очередности: 1) Скиригайло—Иоанн (1354 или 1355); 2) Корибут— Дмитрий (1358 или 1359); 3) Ягайло—Иаков (Владислав) — 1362 или 1363; 4) Лугвень—Симеон (1364 или 1365); 5) Вигант—Александр (1367 или 1368); 6) Коригайло—Константин (Казимир) — 1369 или 1370; 7) Минигайло (1370 или 1371), умер в детстве; 8) Свидригайло—Лев (Болеслав) — 1375 или 1376 (Wasilewski. Daty urodzin. S. 15—34). Помещение Ягайла на первом месте в родословных книгах, данными которых пользовался митр. Макарий, вызвано тем, что Ягайло унаследовал от отца великокняжеский титул. После смерти Витаутаса, Швитригайла с Йогайлой имели весьма эмоцинально выраженный конфликт удививший многих свидетелей. Конфликтующим "старшему" и "младшему" братьям было, соответственно, ок. 80 и ок. 60 лет.

Colonel Hunter: Deli2 пишет: Конфликтующим "старшему" и "младшему" братьям было, соответственно, ок. 80 и ок. 60 лет. В год смерти Витовта, судя по процитированному вами выше мнению, Ягайле было 68, а Свидригайле 55 лет. Откуда же взялись 80 и 60? Или вы берете уже завершающий этап этой т.н. "феодальной войны"?


Deli2: Colonel Hunter пишет: В год смерти Витовта, судя по процитированному вами выше мнению, Ягайле было 68, а Свидригайле 55 лет. Откуда же взялись 80 и 60? Или вы берете уже завершающий этап этой т.н. "феодальной войны"? Луцкая война происходила в 1431-1433 гг. Братьям было, примерно, 69-72 г. и 56-59 г. Папа угрожал Швитригайле отлучением от церкви за конфликт с Польшей в 1431 г., Йогайла умер в 1434 г., т.е. достигнув середину восьмого десятка. К тому времени с братом он не помирился, более того, конфликт всё ещё набирал обороты, кульминация, видимо, состоялась в 1435 году.

Сибиряк: В надежность датировок я конечно не поверю, но все же приятно узнать, что люди, серьезно занимавшиеся вопросом, пришли к выводу, что на момент смерти Ольгерда и в период подготовки к Куликовской битве :) Ягайла был еще очень юн. Следовательно делами управляли бояре Ольгерда?

Deli2: Сибиряк пишет: В надежность датировок я конечно не поверю Почему? Сибиряк пишет: Следовательно делами управляли бояре Ольгерда? Не совсем бояре, дядя Йогайлы - Кястутис. В политике активное участие принимала и мать - Иулиания.

Сибиряк: Не совсем бояре, дядя Йогайлы - Кястутис. Так вроде там конкуренция была между трокским и виленским дворами? И в мамаевой авантюре Кейстут, кажется, не был замешан? В политике активное участие принимала и мать - Иулиания. Вот это интереснее. При деловой женщине наверняка должен быть и мужчина. Никаких подробностей не сохранилось?

Deli2: Сибиряк пишет: Так вроде там конкуренция была между трокским и виленским дворами? И в мамаевой авантюре Кейстут, кажется, не был замешан? При жизни Альгирдаса конкуренции не было. Кястутис и Любартас признавали старшенство Альгирдаса и каждый воевал закрывая свой отрезок границы. Любартас - польскую, Кястутис - немецкую, Альгирдас - московскую и все остальные. Конфликт между Йогайлой и Кястутисом начался из-за войны с Орденом. Йогайла видел бесперспективность этой войны, а Кястутис настаивал на её продолжении. Йогайла был втянут в войну с Москвой посля того, как Андрей Полоцкий не признал его власть и бежал в Москву. Дмитрий Иванович поддержал Андрея и в 1379-1380 гг. вторгся на территорию ВКЛ, занял Стародуб и Трубчевск (которым владел брат и союзник Андрея Полоцкого - Дмитрий Брянский). Сибиряк пишет: При деловой женщине наверняка должен быть и мужчина. Никаких подробностей не сохранилось? Сохранилось. Мужчин-сыновей при ней было достаточно. Роль доверенного лица и дипломатического курьера выполнял старший сын Скиргайла. Интересная деталь подтверждающая деятельную натуру "grosse konigin": в договоре Йогайлы с Орденом 1381 года подпись Иулиании стоит первой. Видимо, Иулиания выступала доверенной посредницей и на переговорах с Москвой. Перед лицом военной угрозы Ордена Йогайле не было выгодно обострять отношения с Москвой, но Иулиании предстояло отговорить Дмитрия Ивановича от поддержки Андрея Полоцкого.

Сибиряк: При жизни Альгирдаса конкуренции не было. Кястутис и Любартас признавали старшенство Альгирдаса и каждый воевал закрывая свой отрезок границы. Ну это совершенно понятно. Я имею в виду период в первые 5-6 лет после смерти Ольгерда. Конфликт между Йогайлой и Кястутисом начался из-за войны с Орденом. Йогайла видел бесперспективность этой войны, а Кястутис настаивал на её продолжении. Насколько понимаю, трения, связанные с орденскими делами, имели место уже с 1379-80. Вот мне и интересно, или Ягайла сам был зрел не по годам и разбирался в политике как восточной так и западной лучше умудренного опытом дяди, или все же были у него опытные советники. Мужчин-сыновей при ней было достаточно. Роль доверенного лица и дипломатического курьера выполнял старший сын Скиргайла. Скиргайла, насколько я понял, уже достиг зрелого возраста к моменту смерти Ольгерда, и в 1379 совершил дипломатический вояж по Европе. Можно понять, почему обошли Ольгердовичей от первого брака, но почему не отдали престол Скиргайлу? Кому-то не выгодно было иметь взрослого великого князя? Интересная деталь подтверждающая деятельную натуру "grosse konigin": в договоре Йогайлы с Орденом 1381 года подпись Иулиании стоит первой. Да, деталь действительно очень интересная, спасибо! По-моему, очевидно, что Ульяна была регентшей в эти годы. В этой связи возникает вопрос, насколько оправдан устоявшийся в русском сознании образ Ягайлы, как злого ворога, поддержавшего Мамая. Ведь в сущности имеем неокрепшего подростка, оказавшегося игрушкой в руках придворных группировок.

Deli2: Сибиряк пишет: Скиргайла, насколько я понял, уже достиг зрелого возраста к моменту смерти Ольгерда, и в 1379 совершил дипломатический вояж по Европе. Можно понять, почему обошли Ольгердовичей от первого брака, но почему не отдали престол Скиргайлу? Кому-то не выгодно было иметь взрослого великого князя? Видимо, всё решали личные качества (говорят, Скиргайла отличался несдержанным нравом и любовью к выпивке). О придворных группировках что-то определенное сказать сложно. Престол у язычников не наследовался так же как у христиан. Альгирдас тоже не был старшим сыном. Наримантас и Манвидас были постарше Альгирдаса. Как то они уживались. Скиргайла был предан Йогайле, хотя формально вполне мог бы пойти по пятам Андрея Полоцкого. Сибиряк пишет: В этой связи возникает вопрос, насколько оправдан устоявшийся в русском сознании образ Ягайлы, как злого ворога, поддержавшего Мамая. Ведь в сущности имеем неокрепшего подростка, оказавшегося игрушкой в руках придворных группировок. Насчёт отрицательного образа Йогайлы, это всё относится к легенде первой половины 16 века: Сказание о великих князьях Владимирских http://www.laborunion.lt/memorandum/ru/modules/news/article.php?storyid=12 За Йогайлой стояла Иулиания и братья. Может быть их консолидировала опасность со стороны сыновей Марии Витебской. Летописи говорят о совместной неприязни этих двух "группировок". Нельзя утверждать, что Йогайла был подростком. К 1380 году ему уже исполнилось 18 лет - совершеннолетний. Его внук, немногим старше (19 лет) уже командовал огромной армией в походе против турок и в битве под Варной.

Сибиряк: Deli2 пишет: Нельзя утверждать, что Йогайла был подростком. К 1380 году ему уже исполнилось 18 лет - совершеннолетний. Его внук, немногим старше (19 лет) уже командовал огромной армией в походе против турок и в битве под Варной. Я бы сказал, что 18 - это верхняя оценка. Василевский указывает дату рождения приближенно 1362-63 (судить по поводу надежности такой датировки, не зная всех аргументов, крайне затруднительно, но не исключено, что доверительный интервал следует расширить до 3-4 лет), таким образом, во время подготовки к походу в верхнедонские земли Ягайлу могло быть всего-то 16 полных лет (надо полагать, что дело решалось не позже весны 1380). В таком возрасте русские княжичи уже как правило принимали участие в военных походах (под присмотром опытных воевод, разумеется), но для ведения самостоятельной политики такой возраст явно недостаточен.

Colonel Hunter: ... всегда удивлял тот факт, что их первый набор (от витебской княжны) носит только христианские имена, а второй (от тверской княжны) - двойные, христианские и языческие. Хотя по идее должно было бы быть все наоборот - более раннее поколение должно было быть ближе к языческой традиции. Может там был момент сознательного возврата к языческим традициям, нам теперь уже не заметный? Типа как у Владимира Святого: перед принятием христианства - последняя попытка вдохнуть жизнь в языческий пантеон? P.S.: а зачем вы в русском контексте используете формы Йогайло, Швитригайло? Это несет какую-то смысловую нагрузку?

Georgivs Novicianvs: ... всегда удивлял тот факт, что их первый набор (от витебской княжны) носит только христианские имена, а второй (от тверской княжны) - двойные, христианские и языческие. Хотя по идее должно было бы быть все наоборот - более раннее поколение должно было быть ближе к языческой традиции. Примеры языческой реакции не так уж редки для варварской Европы. Ср. Скандинавию. Кстати, а не использовалось ли в ВКЛ своего рода primo signatio? Его наличие многое бы объясняло, в частности решало бы вопрос о крещении Ольгерда.

Maxlit: Georgivs Novicianvs пишет: а не использовалось ли в ВКЛ своего рода primo signatio? Возможно подтверждением факта использования primo signatio является "молитвенное имя" Андрея Ольгердовича, когда Ольгерд привёл его в Псков и якобы только там крестил.

Deli2: Colonel Hunter пишет: ... всегда удивлял тот факт, что их первый набор (от витебской княжны) носит только христианские имена, а второй (от тверской княжны) - двойные, христианские и языческие. Хотя по идее должно было бы быть все наоборот - более раннее поколение должно было быть ближе к языческой традиции. Вопрос неоднозначный, могу лишь высказать мнение. Думаю, будучи молодым, Альгирдас мало внимания уделял вопросам престолонаследия. К тому же война с Орденом найболее интенсивной стала на втором этапе правления Альгирдаса. Война носила характер идеологического противостояния христианству. Видимо, язычество стало приобретать характер военно-политической основы для сплочения сил государства направленных на отражение католической экспансии. Другой аспект мог заключатся и в том, что Мария Витебская могла не считатся достаточно знатной для престолонаследия её детьми. Всё таки Мария и Иулиания, очевидно, фигуры из разных социальных ступеней. Дети Марии, как и её семья - типичные удельные князья. Для литовских удельных князей было правилом принимать религию того княжества, которым они владели. Собственно, для язычников в этом нет ничего противоестественного. По логике языческих верований в каждом крае должны быть свои боги или бог. Могли быть и другие причины, напр., случайное или необдуманное решение. Такая возможность вполне реальна, если не считать Альгирдаса политическим гением, все ходы которого идеально продуманы и имеют верное рациональное объяснение. По-моему, Альгирдас не был выдающимся политиком. Colonel Hunter пишет: а зачем вы в русском контексте используете формы Йогайло, Швитригайло? Это несет какую-то смысловую нагрузку? Нет, формы с окончаниями на "-о" не использую, это нонсенс. Князья, ведь, не были украинского происхождения. Черепнин пишет правильнее - Ягайла. Встречаются в русских современных текстах и Ягелло, Ягайлло и под. вариации. В любом случае, окончание на "-о" это всего лишь - граматическая ошибка, распространенная в совр. русском языке и для современных литовских фамилий. Фонетически "Ягайла" произносится с "Ja-" в начале слова, это неверно. Должно быть "Jo-", семантика имени включает в себя литовское слово "joti", фонетическая транскрипция на совр. русский - "йоти". Значит, найболее фонетически верная форма написания будет - Йогайла, т.е. так, как пишет Черепнин с заменой первой буквы на более фонетически подходящее созвучие. Насчёт Швитригайлы, с совр. русском языке используется польская транслитерация [побуквенно!]. Дело в том, что в польском первая буква имени может произносится как русский звук "ш-", а в совр. русском "с-" никак иначе не произносится. Фонетически это тоже неверно. Швитригайла - найболее фонетически верная форма.

Colonel Hunter: Deli2 пишет: Другой аспект мог заключатся и в том, что Мария Витебская могла не считатся достаточно знатной для престолонаследия её детьми. Вряд ли Ольгерд с самого начала предполагал, что это будет ненастоящий брак - "поживу пока с Машей, а вот потом женюсь на статусной принцессе". Deli2 пишет: Швитригайла - найболее фонетически верная форма. Ну мы ведь не ведем запись народных говоров в полевой лингвистическое экспедиции? Может, разумнее использовать принятые в русской научной литературе написания - Ягайла, Свидригайла? А то языковой макаронизм режет глаз.

Deli2: Colonel Hunter пишет: Вряд ли Ольгерд с самого начала предполагал, что это будет ненастоящий брак - "поживу пока с Машей, а вот потом женюсь на статусной принцессе". Тогда, когда женился на Маше, он мог думать: "мои дети будут удельными князьями", мог всего лишь мечтать: "может быть, когда нибудь, стану великим князем". Во время женитьбы на Иулиании был совсем другой политический расклад. Престолонаследие сыновей Иулиании стало реальным и желанным перспективным действием. Если бы Альгирдас крестил сыновей Иулиании, то тем самым он ослабил бы их права на престол. Православный канон отдаёт первенство наследия старшему сыну, т.е. - Андрею Полоцкому. Ретроспективна не моя оценка, а оценка с точки зрения великого князя: 1345 год и 1349 год. Colonel Hunter пишет: Может, разумнее использовать принятые в русской научной литературе написания - Ягайла, Свидригайла? В научной литературе принятыми выступают 3-4 формы. Общепринятой одной нет. Другое дело, что moto каждого научного исследования состоит из "как это устоено" и "как сделать лучше". Чередование в употребляемых формах 2-3 буквы, в этом смысле, ничего особенного в формах Йогайла, Швитригайла нет.

Daugaila: Colonel Hunter пишет: ... всегда удивлял тот факт, что их первый набор (от витебской княжны) носит только христианские имена, а второй (от тверской княжны) - двойные, христианские и языческие. Хотя по идее должно было бы быть все наоборот - более раннее поколение должно было быть ближе к языческой традиции. Тем более интересно, что Андрей Ольгирдович был крещен в Пскове. Думаю, "возврат" Ольгирда в "языческие корни" были условием Кейстута для занятия трона ВКЛ (после свержение Кейстутом Яунутия).

Deli2: Daugaila пишет: "возврат" Ольгирда в "языческие корни" были условием Для возврата нужен исход. Нет никаких хотя бы более-менее достоверных известий о православном крещении Альгирдаса.

Georgivs Novicianvs: Для возврата нужен исход. Нет никаких хотя бы более-менее достоверных известий о православном крещении Альгирдаса. Известий нет. Но какой-то статус по отношению к православной вере он имел. Иначе как его вокруг алтаря два раза водили? Не по языческому же обряду он венчался с Марией и Иулианией. Любой вариант кроме церковного венчания считался бы, по крайней мере применительно к его женам, блудом, а дети от такого брака - бастардами. О каком престолонаследии могла бы идти речь?

Deli2: Georgivs Novicianvs пишет: Любой вариант кроме церковного венчания считался бы, по крайней мере применительно к его женам, блудом, а дети от такого брака - бастардами. Это схематично, но - неверно. Исключения были всегда, напр.: Венчание называется "таинством брака", это церковный брак. Честный нехристианский брак между мужчиной и женщиной - это не церковное таинство, но и не блуд. Нехристианский брак может "освящаться" крещением одного или обоих супругов. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершение таинства брака не обязательно, так как благодать Крещения освящает и их супружество. «Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим; иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится, брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена , не спасешь ли мужа ? Или ты, муж , почему знаешь, не спасешь ли жены ?» (1 Кор. 7, 12-16).

Georgivs Novicianvs: "Послания" - это весомо. А что говорит на этот счет каноническое церковное право?

Georgivs Novicianvs: Недавно наткнулся у Феофана на упоминание о том, что в 4 в. один из константинопольских патриархов был крещен после (!) его избрания на этот пост. Я это к тому, что церковно-правовая практика христианства в ранние века его существования (т.е. и во время написания "Посланий") была не до конца установившейся и мирилась с разного рода вольностями, дабы не отрезать от церкви многих людей. Но что проходило в 4 в., не обязательно прошло бы в христианской Европе 14 в. Мне кажется, что в случае с Ольгердом имел место какой-то вариант частичного крещения или же полное крещение, а затем апостазия, например под нажимом Кейстута.

Ibicus: наводит на те же мысли.

Maxlit: о красных яйцах, хотел спросить мнения общественности

Colonel Hunter: Georgivs Novicianvs пишет: Я это к тому, что церковно-правовая практика христианства в ранние века его существования (т.е. и во время написания "Посланий") была не до конца установившейся и мирилась с разного рода вольностями, дабы не отрезать от церкви многих людей. Немного не так: в церковном праве есть специальный принцип икономии, который, грубо говоря, звучит так: если нельзя, но ОЧЕНЬ нужно - то можно. Разумеется, примененеи этого принципа требует специальной санкции церковных властей. Поэтому в этом [и других подобных случаях] расхождений с каноническим правом меньше, чем может показаться на первый взгляд.

Tomas Baranauskas: Colonel Hunter пишет: Хотя по идее должно было бы быть все наоборот - более раннее поколение должно было быть ближе к языческой традиции. Объяснение очень простое - дети от первого брака родились в Витебске, от второго - в Вильнюсе.

Deli2: Tomas Baranauskas пишет: Объяснение очень простое - дети от первого брака родились в Витебске, от второго - в Вильнюсе. Да, мы этот вопрос уже разьяснили :))

Ваксман: Да простится мне идиотский вопрос: Городок Недригайлов в Сумской области, не связан ли он с каким-либо литовским князем или воеводой?

Deli2: Ваксман пишет: Городок Недригайлов в Сумской области, не связан ли он с каким-либо литовским князем или воеводой? Не знаю, но похоже. Вторая часть имени "-гайла" производная от слова "galia" - лит. сила, мощь. Йогайла - мощный всадник (как и на его гербе). Не знаю, что значит "Недри-", похоже на "Швитри-", но может быть и другое слово. Это вопрос к филологам-лингвистам. P.S. Знакомый работал в строительном ЗАО "Галя" (в смысле - "мощь"), когда звонили из России или Белоруссии первый вопрос звучал прикольно: - Алло, добрый день. Это Галя?

ST: Deli2 пишет: Не знаю, но похоже. Вторая часть имени "-гайла" производная от слова "galia" - лит. сила, мощь. От gáilus 'резкий, острый'.

anrike: Городок появился где-то в первой трети XVII столетия. Скорее всего, название происходит от казачьего личного прозвища Недрыгайло (семантика, полагаю, прозрачна), подобно Жмайло, Побегайло, Трясило ... Ну и, в конце концов, есть же еще совсем уж не литовские Самойло и Мануйло :)

Ibicus: Ваксман пишет: Городок Недригайлов в Сумской области, не связан ли он с каким-либо литовским князем или воеводой? Недригайлов отлично этимологизируется на украинском материале и нет никакого смыса привлекать неизвестных под таким именем литовских князей. Интересно другое - речка, у которой стоит городок, в источниках встречается и как Дригайлиха и как Недригайлиха. Жители городка неформально называют его Дригайлов. Уникальнейшее явление.

Deli2: Никифор Грегор пишет о намерении великого князя литовского Альгирдаса принять православие, если Константинопольский патриарх отдаст Киевскую митрополию Роману - кандидату Альгирдаса, родственнику второй жены Альгирдаса Иулиании Тверской. Nicephorus Gregoras (Νικηφόρος Γρηγοράς) (~1295-1360) I. Bekker, ed., Nicephori Gregorae Historiae Byzantinae vol. 3, Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae pars XIX (Bonn: Weber, 1829), 517-518; [01828] ἀλλ' ἔστιν ἀλλοτριόφρων τε καὶ τῷ ἡλίῳ τὸ τῆς λατρείας σέβας νέµων µέν, ὑπισχνούµε [3.518] νος δ' ἐν τῷ ἄρτι καὶ ὁµόδοξος ἡµῖν κατὰ τὸ τῆς θρησκείας ἔσεσθαι σέβας, εἰ τῷ πρὸς αὐτοῦ πεµφθέντι πρεσβευτῇ Ῥωµανῷ τὴν τῆς ὅλης Ῥωσίας ἐπισκοπὴν καὶ µητρόπολιν ἐγχειρίσαιµεν κατὰ τοὺς νενοµισµένους τῆς ἐκκλησίας θεσµοὺς ἐκ διαδοχῆς τοῦ τετελευτηκότος ἀρτίως ἐκείνου Θεογνώστου. gens plerumque bellicosa et, quod nimium non est, invicta, sed diversae [518] mentis et solis venerationi deditus, pollicens se in nostram religionem se venturos, si Romano legato a se misso totius Russiae sedem episcopalem et metropolim ad leges ab ecclesia constitutas, ut subsequenti Theognostum brevi antea mortuum tradiderint. [01829] ἔστεργε γὰρ αὐτῷ καὶ προσέκειτο λίαν, τοῦτο µὲν καὶ ὡς ἐκ γυναικὸς συγγενεῖ τοῦ κηδεστοῦ ῥηγός, ὃς ὁµοροῦντα µὲν τετύχηκεν ἔχων αὐτόν, εὐσεβὴς δ' ἦν οὑτοσὶ καὶ τοῖς θείοις προσκείµενος δόγµασι καθ' ἡµᾶς, ὡς διὰ ταῦτα φίλον εἶναι κἀκεῖνον Ῥωµανῷ τουτῳΐ, καὶ ἡδέως αὐτοῦ ἀκούειν συχνὰ προσιόντος καὶ παραινοῦντος τὰ τῆς εὐσεβείας καὶ διδάσκοντος τάς τε δὴ τῶν προφητῶν καὶ ἀποστόλων ῥήσεις, ὡς καὶ ἀνὰ στόµα φέρειν κἀκεῖνον αὐτάς. nam ei cum amore dediti erant, orto ex soceri regis multeri, qui eos finitimos habebat, pius ille fuit et divinis nostris dogmatis deditus, ita ut amicus Romano esset. lubenter audiebat et laudabat religionem et discebat prophetarum apostolorum verba, ita ut in ore eius versarentur. [01830] ἔστεργεν οὖν κἀκεῖνος Ῥωµανῷ πῶς µὲν δι' ἐκεῖνα πῶς δὲ διὰ ταῦτα, καὶ µάλιστα ὡς προτελεσθεὶς τὰ τῆς εὐσεβείας ὑπ' αὐτοῦ δόγµατα συχναῖς διδασκαλίαις καὶ παραινέσεσι· Igitur amabat ille Romanum et ob has et ob illas causas. Praesertim quod ab eo in religionis dogmata initiatus erat, crebris doctrinis et admonitionibus [01831] καὶ ἦν ἐγγὺς τοῦ καὶ τῷ θείῳ τελεσθῆναι βαπτίσµατι. nec multum aberat, quin sacro baptismo imbueretur. Если кто силён в древнегречесском, помогите с переводом. У меня только перевод с латыни.

Глюкоза: http://shard1.narod.ru/biblio1.htm Там он по алфавиту, на букву Н.

Deli2: Да, спасибо. Это знаю - первый том. А у меня Nicephori Gregorae Historiae Byzantinae vol. 3. Увы, перевода третьего тома нет.



полная версия страницы