Форум » Форум по истории » Гипотеза В.Н. Русинова и дата поездки летописца на Ладогу » Ответить

Гипотеза В.Н. Русинова и дата поездки летописца на Ладогу

Николай Ф.: Авторы новейшего статистико-лингвистического направления в текстологии предпринимают попытки оспорить гипотезу А.А. Шахматова о 3-х редакциях ПВЛ. В.Н.Русинов ЛЕТОПИСНЫЕ СТАТЬИ 1051–1117 гг. В СВЯЗИ С ПРОБЛЕМОЙ АВТОРСТВА И РЕДАКЦИЙ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ» http://www.unn.ru/pages/vestniki_journals/99990194_West_istor_2003_1(2)/B_3-6.pdf [quote] «Предложить более простое и естественное разрешение поставленного вопроса помогает сделанный в ходе исследования принципиально важный вывод о принадлежности всего комплекса летописных статей за 1051–1117 гг. Печерскому монаху Василию, то есть одному автору. Как было отмечено выше, текст «Повести временных лет» в летописях лаврентьевской традиции обрывается под 1110 г.не на полуслове или на неоконченной фразе, а завершается целой фразой, которую можно считать окончанием рассуждения о столпе-ангеле, предваряющего дальнейшее рассуждение об ангелах вообще. Логичнее всего допустить, что на этом месте Василий по той или иной причине вынужден был сделать перерыв в работе над летописью, но нет необходимости приурочивать его работу к 1110 г. или к 1111 г., поскольку он мог выполнять ее и несколько позднее, например, в 1112–1113 гг., переписывая составленный ранее в черновом варианте текст. С учетом этого можно полагать, что перерыв в летописной работе Василия был связан с пришедшейся как минимум на 1114 г. его поездкой на север Руси, во время которой он посетил и Ладогу. Путешествие на далекий север Василий мог совершить, выполняя какие-нибудь поручения киевских властей во главе с недавно занявшим киевский великокняжеский престол Владимиром Мономахом. Летописный текст, не завершенный Василием, в оригинале или в одной из уже снятых с него копий, мог оказаться в руках у игумена Сильвестра, который в 1116 г. тоже скопировал его, снабдив изготовленный список своей записью. Так мог возникнуть древний протограф летописей лаврентьевской традиции. По завершении северной поездки Василий, не преминувший воспользоваться ею для пополнения своей летописи новыми известиями, возвратился в Киев. Здесь он продолжил текст летописи с того самого места, где ранее ему пришлось временно остановиться, завершил рассуждение об ангелах под 1110 г., а впоследствии довел изложение событий до 1117 г. включительно. Вполне возможно, что одновременно Василий дополнил свой труд рядом посвященных семейным делам Владимира Мономаха известий, которые, судя по летописям лаврентьевской традиции, первоначально отсутствовали в нем. Так мог возникнуть древний протограф летописей ипатьевской традиции. Прекращение летописи Василия на 1117 г. было обусловлено, скорее всего, его преклонным возрастом и кончиной. Исходя из этих соображений, допустимо рассматривать летописный труд, выполненный Василием до поездки на русский север с посещением Ладоги в 1114 г., как первую редакцию «Повести временных лет», а текст памятника, дополненный и продолженный им по возвращении в Киев, как вторую редакцию».[/quote] Замечания. Идея в целом интересная. Действительно, два ладожских известия 1096 и 1114 написаны явно одним лицом. Также как и статья 1110 г. в Лаврентьевской явно начата и продолжена тем же автором. Гораздо проще предположить однако перерыв в работе не Василия, а Сильвестра, который попросту мог не успеть списать весь летописец (скажем до отъезда книги и автора-владельца). Ладожская поездка (если только их не было две) описана и в Лаврентьевской и в Ипатьевской, что врядли позволяет связать перерыв в работе именно с поездкой на Ладогу. След. поездка на Ладогу «прежде сих 4 лет» могла состояться между 1109 (1113 – 4) и 1112 (1116-4). В 1112 г. содержит излишне подробную даты 12 мая и 29 июня (отъезд из Новгорода и приезд в Киев свадебного поезда дочери Мстислав). Надо думать, что наш автор прибыл в Киев с этим поездом. А в Ладоге был несколько ранее сего времени.

Ответов - 3

Ваксман: а какую же роль в этом всем играет Нестор?

Николай Ф.: У Русинова по-моему никакой.

Николай Ф.: Посл. абзац следует читать. Статья 1107 г. написана после 1113 г., Так как в ней говорится о Святополке в прошедшем времени (как об умершем). След. поездка на Ладогу «прежде сих 4 лет» могла состояться между 1109 (1113 – 4) и 1112 (1116-4). В 1112 г. содержит излишне подробную даты 12 мая и 29 июня (отъезд из Новгорода и приезд в Киев свадебного поезда дочери Мстислав). Надо думать, что наш автор прибыл в Киев с этим поездом. А в Ладоге был несколько ранее сего времени.




полная версия страницы