Форум » Форум по истории » СПДК » Ответить

СПДК

Владимир: Подскажите пожалуйста, если кто-то читал, знает или может посмотреть, какой делается вывод в статье [quote]Нефёдов В.С. Данные о системе земледелия культуры смоленско-полоцких длинных курганов // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Вып. 10. Новгород, 1996[/quote] Ну и вообще, что пишут современные исслдеователи культуры по поводу её этнической атрибуции?

Ответов - 66, стр: 1 2 All

Deli2: Когда-то эту тему (СПДК) уже обсуждали. Владимир пишет: Ну и вообще, что пишут современные исслдеователи культуры по поводу её этнической атрибуции? «Исследователи, считающие банцеровскую и тушемлинскую культуры балтскими, подчеркивают, что между ними и позднейшими достоверно известными славянскими культурами той же территории нет генетической преемственности (Русанова, 1976, с. 63). Проблема преемственности в данном случае не может иметь однозначного решения. На территории Беларуси на балтский субстрат наслаивались славянские раннесредневековые культуры, происходили ассимиляционные процессы, имел место балто-славянский симбиоз и по меньшей мере две крупные волны славянской колонизации региона. Выявить в подобной перетасовке племен четкую преемственность в развитии славянской культуры на протяжении второй половины I тыс. нашей эры - задача чрезвычайно трудная. Однако мы отметим несколько моментов в пользу того, что славяне имеют отношение к памятникам типа Банцеровщина и Тушемля. В Беларуси на этих городищах, а также синхронных селищах есть слабопрофилированные сосуда по своим пропорциям, близкие к общепризнаным формам славянской керамики (Митрофанов, 1978, с. 139, рис. 16-19). На селищах близ дер. Ревячка, Городище, Дедиловичи открыты углубления в грунт жилища с печами-каменками (Митрофанов, 1978, рис. 34, 38, 40, 41, 45, 46). Они очень похожи на славянские полуземлянки, что может указывать на причастность славянского населения к памятникам Северной Беларуси. Подобные жилища размером 4х5 м с печью-каменкой удалось выявить нам при небольших раскопках на селище у дер. Лужесно возле Витебска. Здесь датирующим предметом является бронзовый пинцет. На поселениях типа Банцеровщины и Тушемли встречаются каменные жернова (городища Тушемли и Городок в верховьях Сожа, селище близ дер. Дедиловичи, селище-2 близ дер. Дорохи), что может свидетельствовать о появлении славян. На селищах Городище, Лукомль, Ревячка, Тайманово в Беларуси найдено пять железных ножей с валютообразным навершием ритуального назначения, которые являются предметами славянской культуры (Перхавко, 1979, с. 47). Анализ гидронимов Белорусского Подвинья, произведенный специалистами, показал, что здесь есть довольно ранние бесспорно славянские гидронимы и их процент даже несколько выше, чем процент бесспорно балтских (Катонова, 1978, с. 85). В древних городах Белорусского Подвинья Витебске, Лукомле обнаруживается значительный культурный слой третьей четверти I тыс. н.э. Между ним и последующими культурными напластованиями, связанными с восточнославянским прабело русским населением IХ-Х и ХI-XIII вв. нет стратиграфических разрывов, стерильных и других прослоек. По существу такая картина наблюдается на Полоцком городище. Предвестник Витебска в третьей четверти I тыс. н.э. находился в окружении четырех-пяти поселений, относящихся к культуре типа Банцеровщины и Тушемли. Между тем, города на территории Беларуси создали славяне и трудно считать, чтобы в канун становления этих городов вся окружающая территория была заселена исключительно балтами (Штыхов, 1978).» - Георгий В. Штыхов, ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЦКИХ КРИВИЧЕЙ «Фурасьев А.Г. в результате анализа имеющихся материалов культуры Тушемля-Банцеровщина и псковских длинных курганов приходит к выводу: "Скорее всего, культуры псковских длинных курганов и Тушемли-Банцеровщины представляют собой единый круг древностей, возникших в результате единых культурных процессов, происходивших в среде балтских племен в середине I тыс. н.э." (Фурасьев, 1992, с. 106-107).» - Е.А.Шмидт, О ТУШЕМЛИНСКОЙ КУЛЬТУРЕ IV-VII ВЕКОВ В ВЕРХНЕМ ПОДНЕПРОВЬЕ И ПОДВИНЬЕ (к вопросу этнической атрибуции)

Georgivs Novicianvs: Стоит ли рассматривать археологическую культуру исключительно в этническом контексте? Быть может, единство материальной культуры в большей степени говорит о территориальной общности, связанной скорее социально-экономическими связями, нежели языком и общность происхождения? Та же самая ПВЛ квалифицирует кривичей в первую очередь как "княжение", а не как этническую группу. Если признать некую надэтничность культуры и ее (прото)политический характер, многие вопросы снимаются сами собой.

Maxlit: Так когда же оно было такое "княжение кривичей"?


Georgivs Novicianvs: 9 в.

Maxlit:

Georgivs Novicianvs: Княжений кривичей, собственно, было несколько: изборское, смоленское и полоцкое. Существование племенных княжений в Восточной Европе в 9 - 10 вв. - общепринятая точка зрения, ставшая уже общим местом в историографии и основанная как на письменных источниках (ПВЛ, "Об управлении империей"), так и на археологических данных (раскопки протогородов, городищ, погребальных комплексов). Не вижу повода для сомнений.

Владимир: Georgivs Novicianvs пишет: Княжений кривичей, собственно, было несколько: изборское, смоленское и полоцкое. Про Изборск это фантазия, вроде бы В.В.Седова. Изборск вообще по данным Ипатьевской-Лавреньтьевской к кривичам не относится. О ранних статьях я уже процитировал летопись в другом посте, а в 1127-м посла князь Мстиславъ братю свою на КривичЪ . четъıрми пути . Вячеслава ис Турова . АндрЪя из Володимеря . а Всеволодка из Городна . и Вячеслава Ярославича исъ Кльчьска . тЪмь повелЪ ити къ Изяславлю. а Всеволоду Oлговичю повелЪ ити с своєю братieю на СтрЪжевъ к Борисову . и Ивана ВоитЪшича туже посла с Торкъı . и сна своeго Изяслава ис Курьска . с своим полком посла и на Логожескъ . а другаго сна своeго Рости[сла]ва посла с Смолнянъı . на Дрьютескъ . http://litopys.org.ua/lavrlet/po_st.php?297 Да и что такое Изборск - большой вопрос, есть обоснованное мнение, что это название Пскова когда в нем пребывали варяги http://gubernia.pskovregion.org/number_39/10.php Смоленск называется как место проживания кривичей, но не княжения, княжила там русь.

Maxlit: ... а не княжение кривичей - совсем другое дело. Их могло быть много этих племенных княжений, вот предполагается что было такое в центре с Лукомлем и соперничало с Полоцким (которое тогда было лишь одним из), так какое тут политическое (пусть и "прото") единство. Тут скорее видно, что единство скорее связано с археологич. культурой, чем наоборот.

Georgivs Novicianvs: ...в процессе дискуссии, так как сначала не совсем правильно сформулировал, тем более, что и этнокультурные, и территориально-политические признаки пристутствуют в арх. культуре и во многом пересекаются. Предпочтение я бы, все же, отдал последним, так как, с моей точки зрения, сам исторический процесс протекает в политических формах. Итак, общий культурный ареал кривичей, отразившийся в культуре длинных курганов, был скорее пережитком их общего племенного, еще домиграционного происхождения, чем показателем единства. Другое дело - локальные варианты культуры. Они обладали большим внутренним единством, включали как славянско-, так и балтоязычное население, и отражали вновь образовавшиеся территориальные общности. Можно спорить о численном соотношении славян и балтов в этих общностях, но главным для их исторического развития было то, что социальные связи в них строились поверх этнических барьеров. Такова моя интерпретация.

Владимир: Georgivs Novicianvs пишет: ПВЛ квалифицирует кривичей в первую очередь как "княжение", Там не так. И после этих братьев стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город - Смоленск; именно там сидят кривичи. Княжение не у кривичей, а у словен. Кстати, мне не доводилось встречать, чтобы кто-нибудь делал на этом акцент.

Лена М.: Вывод в этой статье делается следующий: На основании изложенного земледелие смоленско-полоцких кривичей VIII-X вв. можно в целом охарактеризовать как пашенное в форме лугового перелога.

Владимир: Большое спасибо. Стало быть, смоленско-полоцкие кривичи VIII-X вв. были самые что ни на есть славяне.

Maxlit: Нет. Это значит, что на данной территории земледелие в VIII-X вв. можно в целом охарактеризовать как пашенное в форме лугового перелога.

Владимир: Maxlit пишет: земледелие в VIII-X вв. можно в целом охарактеризовать как пашенное в форме лугового перелога. Но в это время никто кроме славян в этом и соседних регионах не практиковал такой тип возделывания земли. Основное население предшествующей тушемлинской кул-ры практиковало подсеку. Почитайте про Хозяйственно-Культурные Типы (ХКТ), в частности цикл статей В.Я.Конецкого http://gspo.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=3423 http://gspo.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=3424 http://gspo.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=3425 http://gspo.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=3426 http://gspo.ru/index.php?act=Attach&type=post&id=3427

Maxlit: Конечно, прочитаю в ближайшее время. В этом регионе, местами, подсеку использовали наверное еще и в 16 веке, не говоря уже про более ранние. Так какие выводы из этого следует сделать?

Владимир: Из этого разные, но дело то в том, что пашенное земледелие для Верхнего Поднепровья было новшеством. Кто-то должен был его туда принести. Но дело не только в одном лишь пашенном земледелии, синхронно с ним появляется целый комплекс новых предметов - жернова (а до этого у балтов были каменные зернотерки), косы-горбуши, ножи с волютообразными рукоятками, украшения дунайских типов, удила также дунайских типов или производные от таковых.

Georgivs Novicianvs: Пусть так, но днепровские балты не растворились в воздухе, а смешались с пришлым населением. Значит, какой-то балтский компонент так или иначе присутствовал в СПДК. Это с одной стороны. С другой, последние исследования белорусских генетиков показывают непрерывность генетической линии местного населения на протяжении около 150 поколений. Это значит, что численная доля балтов была немалой, насколько бы славянская культура, язык и методы хозяйствования ни распространились в Поднепровье и Подвинье.

Владимир: Georgivs Novicianvs пишет: но днепровские балты не растворились в воздухе, а смешались с пришлым населением. Я не уверен, что это следует принимать априори. Балтский компонент оценивать надо исходя из реальных данных, не теоретизируя на этот счет. Пока я читал лишь о наличи в СПДК элементов балтской женской субкультуры. Если бы на територии СПДК сохранялись бы балты, то мы бы о них знали из летописей, как знаем о голяди. Смешение не бывает полным и мгновенным. Вот на границе с Беларусией (за пределами СПДК, но на территории синхронных СПДК балтских культур) есть островки литовцев, они как были балтами так и остались, прекрасно сохраняют свой язык и культуру. А в те времена для смешения существовала масса препятствий, этнографических и экономических (различие в ХКТ). Georgivs Novicianvs пишет: последние исследования белорусских генетиков показывают непрерывность генетической линии местного населения на протяжении около 150 поколений. Что это за исследование? Я в общем то неплохо представляю методы исследования популяционной генетики, но не могу понять как это они пришли к такому выводу, имеено к привязке результатов к местности. Почему именно к Белорусии, а не скажем несколькими тысячами киллометров в какую-то сторону? Хорошо бы ссылку.

Deli2: Владимир пишет: Я не уверен, что это следует принимать априори. Балтский компонент оценивать надо исходя из реальных данных, не теоретизируя на этот счет. Так, по-моему, вопрос в том и был: из каких реальных данных исходите испаряя всех днепровских балтов? О «женской субкультуре» не надо, это неубедительно и даже несерьёзно.

Владимир: Deli2 пишет: О «женской субкультуре» не надо, это неубедительно и даже несерьёзно. Отчего не серьезно? Изучение сложного явления, методом разделения "переменных", стандартный методологический подход в любой науке. По ммоему сейчас это уже общепринятый подход - делить археологическую культуру на различные слои (террориальные, хронологические и т.п.) и в том числе выделять субкультуры, в том числе отдельно мужскую и женскую, поскольку области деятельности мужчин и женщин в древнем обществе были достаточно разделенны, различны были и личные вещи, в том числе украшения. И если женские украшения оказываются балтскими или славянскими из этого не должно автоматически следовать, что мужчины которые жили с этими женщинами были одного с ними происхождения. К примеру В.В.Седов в книге Древнерусская наодность приводит пример различия мужчин и женщин культуры Восточно-литовских курганов, они отличались даже краниометрически. Мужчин он сравнивал с ятвягами, женщин считал славянками. Deli2 пишет: из каких реальных данных исходите испаряя всех днепровских балтов? Я не испаряю ВСЕХ днепровских балтов. Раз были женщины, то значит где-то были и мужчины. Но необходима реальная оценка их количества и мест проживания, потому что лично у меня нет сомнений, что основным населением СПДК были славяне. Если Вы заинтересовались и прочитали статьи Конецкого, то тогда Вы можете знать, что 7-8 вв. отмечены уменьшением количества осадков, что привело к кризису хозяйства основанного на подсеке, что не могло не сказатся на демографической ситуации сообществ традиционно использующих этот тип земледелия. Кстати, не следует переоценивать и исходного количества населения Верхнего Поднепровья накануне появления там славян. Подсека быстро истощала почву и населения часто меняло место жительства, создавая видимость плотного заселения.

Deli2: Владимир пишет: Если Вы заинтересовались и прочитали статьи Конецкого, то тогда Вы можете знать, что 7-8 вв. отмечены уменьшением количества осадков, что привело к кризису хозяйства основанного на подсеке, что не могло не сказатся на демографической ситуации сообществ традиционно использующих этот тип земледелия. Всё это прочитал. Невпечатлило, слишком вольная фантазия, да и явное притягивание материала к нужным выводам. Там, практически, каждое предложение серьёзно доказывать надо, а у Конецкого доказательств - никаких. Несколько противоречивых цитат и пара ссылок. Вопрос только в том знал ли он о публикациях Римантене, Волкайте-Куликаускене и др.

Владимир: Имеет значение лишь то, как оценивают работы Конецкого коллеги археологи.

sarotte: > Я не уверен, что это следует принимать априори. Балтский компонент оценивать надо исходя из реальных данных, не теоретизируя на этот счет. Пока я читал лишь о наличи в СПДК элементов балтской женской субкультуры. Если бы на територии СПДК сохранялись бы балты, то мы бы о них знали из летописей, как знаем о голяди. Смешение не бывает полным и мгновенным. Вот на границе с Беларусией (за пределами СПДК, но на территории синхронных СПДК балтских культур) есть островки литовцев, они как были балтами так и остались, прекрасно сохраняют свой язык и культуру. За исключением Зетялского (Дятловского) островка (ныне уже исчезнувшего), другие литовские островки стали таковыми в результате процессов ассимиляции 19-20 в. Так что это свидетельство не в вашу пользу. Кстати, ту же голядь в летописях упоминают всего 2 раза. В связи с военными действиями (1058, 1147). А сидели бы тихо и не узнали бы мы про них. С другой стороны, был, например, литовский “островок” под Обольцами – его происхождение не ясно – толи это были потомки литовских колонистов 14 в, толи остаток местного балтского населения. > Что это за исследование? Я в общем то неплохо представляю методы исследования популяционной генетики, но не могу понять как это они пришли к такому выводу, имеено к привязке результатов к местности. Почему именно к Белорусии, а не скажем несколькими тысячами киллометров в какую-то сторону? Хорошо бы ссылку. Есть еще антропологические данные http://www.angelfire.com/nt/oboguev/images/ukant4.htm

Владимир: http://img2.imgspot.com/u/04/204/18/anthrotribes.JPG Обратите внимание, что население большей части территории СПДК (а также радимичи и дреговичи) имело тот-же тип, что и северяне, которых, на мой взгляд, очень сложно заподозрить в смешении с верхнеднепровскими балтами.

Deli2: Владимир пишет: Обратите внимание, что население большей части территории СПДК (а также радимичи и дреговичи) имело тот-же тип, что и северяне, которых, на мой взгляд, очень сложно заподозрить в смешении с верхнеднепровскими балтами. Как раз юго-восточная оконечность ареала балтийских гидронимов. Стык ТБ и Колочинской АК : http://www.laborunion.lt/memorandum/zemel3.jpg

Владимир: Deli2 пишет: юго-восточная оконечность ареала балтийских гидронимов. Стык ТБ и Колочинской АК Для Северян ?! Северяне целиком находятся южнее Сейма, южнее означенной границы. Там нет балтских гидронимов, но множество иранских.

Deli2: http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/rus9.gif http://www.hrono.ru/maps/polyane.gif http://gumilevica.kulichki.com/maps/args11.gif http://litopys.org.ua/litop/pics/ryb_rus3.gif

Владимир: Что Вы хотели этими картами сказать? Как было, так и осталось, северяне не затрагивают древнебалтского ареала.

sarotte: 1) во всех картах представленных Deli2 часть ареала северян находится севернее Сейма. Надо имет в виду и то, что периферия ареала балтских гидронимов простирается и южнее Сейма. 2) Во вторых, в представленной вами карте нету данных по балтам.

Владимир: sarotte пишет: во всех картах представленных Deli2 часть ареала северян находится севернее Сейма. А где северяне образовались и куда расселялись? sarotte пишет: Надо имет в виду и то, что периферия ареала балтских гидронимов простирается и южнее Сейма. Только балтов к моменту расселения северян там небыло. Возможно ранее, при формировании зарубинецкой кул-ры или постзарубинецких групп. Тут надо довгорится о чем мы вообще спорим. Балто-славянские отношения это факт (без относительно к качеству-количеству), но факт какого времени? Тут по соседству зашла речь о популяционной генетике - http://historiae.fastbb.ru/?1-10-0-00000007-003.001.001.001 Если бы балты составляли значительную часть северян или радимичей, то они бы передали бы им и свой значительный компонент N3 (если бы это были мужчины), но количество N3 у южных русских мало - 8%, по сравнению с 42% у балтов. sarotte пишет: Во вторых, в представленной вами карте нету данных по балтам. Попробую найти. Может быть тип балтов отражает северо-западный тип восто.славян - западных кривичей - т.е. долихокранный широколицый?

Deli2: Владимир пишет: но количество N3 у южных русских мало - 8%, по сравнению с 42% у балтов. Точнее - у восточных балтов, о днепровских ничего подобного сказать нельзя, ибо по ним нет соответствующих данных.

Владимир: Deli2 пишет: о днепровских ничего подобного сказать нельзя, ибо по ним нет соответствующих данных. Давайте определимся кто это, днепровские балты, какими географическими и временными рамками они ограниченны. Georgivs Novicianvs подразумевал под ними носителей тушемлинской культуры, т.е. наследников днепро-двинской, но обе культуры у Вас на карте находятся на финском пограничье. Предками восточных балтов, если я не ошибаюсь, принято считать носителей культуры штрихованной керамики, которые были более удалены от финской границы, чем днепро-двинские племена и у них следует ожидать меньшие частоты N3. Здесь явно что-то не сходится, и причина этого, на мой взгляд, в том, что археологическая картина не отражает в полной мере динамики перемещения населения. Можно предположить, что общие предки восточных и днепровских балтов в какой-то момент продвинулись далеко на северо-восток в область дьяковской кул-ры, а позже, с очередным колебанием климата вернулись на юг, обогатившись N3 и обогатив финов балтскими заимствованиями, а волго-окское междуречье балтскими гидронимами. Хотелось бы узнать каким видится сценарий (географически и хронологически) взаимодействия предков северян с (днепровскими) балтами.

Deli2: Владимир пишет: Предками восточных балтов, если я не ошибаюсь, принято считать носителей культуры штрихованной керамики, которые были более удалены от финской границы, чем днепро-двинские племена и у них следует ожидать меньшие частоты N3. Не знаю насчёт частоты, но балто-финские контакты более древние. По гипотезе Остренбского западные и восточные балты разделились из-за финского влияния, т.е. в результате миграций финских племён на территорию между историческими западными и восточными балтами (верхняя карта). К. Буга определял период языкового обособления западных и восточных балтов серединой первого тысячелетия д.н.э. Окончательная дифференциация материальной культуры западных и восточных балтов, по данным археологических находок, примерно - 5 в.н.э. Предки восточных балтов не только представители к-ры штриховой керамики, но и более северная АК Жемайтийско-Жемгальская курганная АК (вроде, правильно перевёл), учитывая периферийные миграции и смежные территории этой АК, контакты восточных балтов с финами никогда не прекращались. Владимир пишет: Хотелось бы узнать каким видится сценарий (географически и хронологически) взаимодействия предков северян с (днепровскими) балтами. Общая картина, примерно, такая: в конце 4 в.н.э., после вторжения гунов, славяне продвигались по Днепру, Сожу, Десне, это продвижение подтверждается повторением гидронимов верховья Буга, среднего течения Днепра, Днестра в бассейнах Сожа, Десны, от части и Сейма (нижняя карта). Славянские элементы гидронимии Днепра древнее донского бассейна. От Днепро-Двинского верховья славяне двигались по направлению совр. Псковской и Новгородской областей, достигли их, примерно, в 5-6 вв, тут вошли в соприкосновение с финами. На территории балтийских племён образовался глубокий клин, отделивший исторические территории прусов, литовцев, латышей от остального массива балтийских племён. Славизация гидронимов в бассейне Сейма по мнению Трубачёва-Топорова была более поздней и не такой массовой. К тому же отмечается, что поздние продвижения славян и славянизация гидронимов носила специфических характер, предположительно, по причине меньшего числа славян и вхождения в их состав групп ассимилированных балтов. Сохранение балтийских гидронимов указывает на процесс постепенного растворения балтийского населения среди нового славянского этно-культурного массива, преемственность названий при этом сохранялась. P.S. Неплохая карта по Седову: Этноконтактные зоны северо-запада Русской равнины в I – начале II тысячелетия н.э. Буквами обозначены ареалы археологических культур в середине I тысячелетия н.э. (Седов, 1995, с. 220): а – летто-литовских племён; б – каменно-земляных курганов IV-V вв.; в – тушемлинско-банцеровской культуры; г – культуры псковских длинных курганов; д – колочинской культуры; е – позднедьяковской культуры; ж – мощинской культуры; з – пражско-корчакской культуры; и – пеньковской культуры; к – эсто-ливских племён; л – веси; м – мери; н – муромы; о – рязанско-окских могильников; п – мордвы. Цифрами обозначены ареалы восточнославянских племён в IX-XII вв. (Седов, 1995, с. 362): 1 – словен ильменских; 2 – кривичей псковских; 3 – кривичей смоленско-полоцких; 4 – ростово-суздальской ветви; 5 – радимичей; 6 – вятичей; 7 – северян; 8 – дреговичей; 9 – волынян; 10 – древлян; 11 – полян.

Владимир: Deli2 пишет: балто-финские контакты более древние. Но не древнее появления самих финов в Европе, а на этот счет сейчас существуют различные предположения и прежде всего приход финов в Европу не ранее конца бронзы - начала железного века. Deli2 пишет: К. Буга определял период языкового обособления западных и восточных балтов серединой первого тысячелетия д.н.э. Окончательная дифференциация материальной культуры западных и восточных балтов, по данным археологических находок, примерно - 5 в.н.э. Точную дату не скажу, но через некоторое время от начала дьяковской кул-ры, её начальные круглые полуземлянки сменяются прямоугольными. Можно отметить и еще ряд схождений с днепро-двинской кул-рой, напр. по составу стада. Я не встречал, но думаю наверняка есть исследование о балтах среди носителей дьковской кул-ры. Deli2 пишет: Общая картина, примерно, такая.... Спасибо. Ваша картина совсем неучитывает современных результатов, полученных в частности А.М.Обломским см. напр. его книгу "Днепровское лесостепное Левобережье в позднеримское и гуннское время (середина III - первая половина V в.)" Deli2 пишет: На территории балтийских племён образовался глубокий клин Балтской она является на Вашей карте, где в число балтских записанна колочинская и предшествующие ей позднезарубинецкие группы. Так полагал В.В.Седов, но он много чего пологал и много в чем ошибался, как показывает время. Обломский показал, что эти культуры являются праславянскими. А О.Н.Трубачев показал, что область славянских гидронимов архаических типов охватывает лесостепное и степное Левобережье до Дона включительно. Как известно, антропологический состав населения Литвы к началу второго тысячелетия был довольно однородным. Основной антропологический тип – долихокранный европеоид с широким и несколько удлинённым лицом. Этот же тип мы видим и на карте Алексеевой у западных кривичей, можно полагать, что этот тип был свойственен и всем древним балтам. В противоположность ему у вятичей отмечается долихокранный узколицый тип и нет оснований предполагать иного, кроме того, что этот тип принадлежал предкам вятичей, т.е. населению роменской и предшествующих кул-р, вплоть до левобережных постзарубинецких. Учитывая что зарубинецкая кул-ра формировалась в основном за счет выходцев из Центральной Европы, этот тип, видимо, был типом основного населения ЗК. Как показывают материалы археологии, в 7-9 вв. отмечается перемещение в Поднепровье групп среднедунайских славян, которые в течении одного-двух веков находились в интенсивных контактах с болгарами и аварами, а также вероятно ассимилировали на Дунае остатки сармат (что может выражатся в племенных названиях хорваты и сербы). С этой миграцией, предположительно, можно связать уширение лица поднепровских славян, т.е. отмечаемый у родственных вятичам северян долихокранного среднелицего типа.

Deli2: Владимир пишет: Но не древнее появления самих финов в Европе, а на этот счет сейчас существуют различные предположения и прежде всего приход финов в Европу не ранее конца бронзы - начала железного века. В таком случае сложно объяснить финские гидронимы на территории совр. Литвы и далее на запад (свой Ильмень есть и в Литве). Владимир пишет: но думаю наверняка есть исследование о балтах среди носителей дьковской кул-ры. Эта АК считается балто-повожскофинской (см. карту), тем боле, что соседствует с Верхоокской АК, т.е. балтийской. Примерно в том же регионе, позднее - Мощинская АК, т.е. восточные галинды (летописная голядь). Стоит учитывать и предполагаемую миграцию носителей Зарубинецкой АК по Десне, Жиздре к Упе, она тоже указывает на этническую характеристику переселенцев, поздней голяди. Владимир пишет: Обломский показал, что эти культуры являются праславянскими. Не вижу в этом противоречия, т.е. невозможности праславянами считать перифейриных западных балтов. По-моему, для 2-3 вв.н.э. это нормально. Хотя книгу Обломского не читал, посмотрю, что он об этом пишет. Владимир пишет: А О.Н.Трубачев показал, что область славянских гидронимов архаических типов охватывает лесостепное и степное Левобережье до Дона включительно. Правильно, и тут нет противоречия. Дело в сравнении частоты архаических гидронимов в бассейнах Днепра и Дона, в первом она выше, во втором - ниже, об этом и речь. P.S. Некоторые сомнительные моменты из схемы Конецкого (учитывая, что миграция славян была обусловлена поиском свободных земель): ЕШЕ РАЗ О КУЛЬТУРНОМ ОБЛИКЕ ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПРИИЛЬМЕНЬЯ: «В славяно-русской археологии Северо-Запада “общим местом” стал тезис о различной ландшафтной приуроченности памятников КДК и КС как свидетельстве дифференциации хозяйствования этих групп населения. В целом, являясь безусловно верным, на нынешнем уровне развития науки он нуждается в коррекции. Топографическое противопоставление постулировалось на основе погребальных памятников. Вместе с тем пространственное соотношение поселения и могильника для КДК и КС различно. В первом случае они могут отстоять друг от друга на километры, во втором - находятся в непосредственной близости. Т. о. несовпадение могильников не означает невозможности совпадения мест поселений которые располагаются у водоемов. Для КДК местоположение поселений и могильников диктуется потребностью в различных угодьях: береговых участках необходимых для скотоводства и сосновых борах - местах подсечного земледелия. Последние и маркируются курганными группами. Нуждается в коррекции и тезис о невозможности пашенного земледелия на всех участках занятых ныне сосновыми борами. Боровая растительность существует не только на бесплодных песках, но и на достаточно плодородных супесях речных и озерных террас. Это означает, что места освоенные носителями КДК на берегах ледниковых озер были небезразличны и пашенным земледельцам-славянам. Более того, в условиях лесной зоны, свободные пространства на берегах озер, образовавшиеся в результате жизнедеятельности поселков носителей КДК (заготовка дров, выпас скота) являлись наиболее удобными плацдармами для внедрения пашенного земледелия.» ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ВТОРОЙ ПОЛ. I ТЫС. Н. Э. НА СЕВЕРО-ЗАПАДЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ ХОЗЯЙСТВА: «Культурно-демографический кризис определялся не только хозяйственными причинами, хотя они, безусловно, были главными. Дисперсное расселение носителей КДК на огромной территории от восточных районов Эстонии и Латвии до Мологи делало затруднительными контакты между отдельными общинами, что ограничивало потенциальный круг брачных связей. Между тем (на это обстоятельство обратил внимание К. Г. Самойлов), данные математического моделирования, полученные зарубежными исследователями, свидетельствуют, что реальные шансы выжить имеют лишь брачные объединения, насчитывающие не менее 200-300 человек. Более мелкие популяции (100-150 чел.) обречены на неизбежное вымирание» Дисперсное расселение на огромной территории в схеме Конецкого мирно уживается с идеей о конкурентном использовании с.-х. угодий. В таком случае остаётся неясным вопрос о расстояниях дисперсного расселения. Если это сотни километров, то снимается вопрос о с.-х. конкуренции представителей КДК и КС, а если это всего лишь десятки километров, то спорна догадка автора об вымирании изолированных популяций.

Владимир: Deli2 пишет: В таком случае сложно объяснить финские гидронимы на территории совр. Литвы и далее на запад (свой Ильмень есть и в Литве). А они финские? Т.е. имеющие абсолютно надежную финскую этимологию? Ильмень не финский. Deli2 пишет: Не вижу в этом противоречия, т.е. невозможности праславянами считать перифейриных западных балтов. Это уже терминология. Назвать можно как угодно, но глоттохронология относит время разделения балтов и славян в более древнее время. Например Старостин датировал распад балтославянских языков рубеж 1-2 тыс.л. днэ http://altaica.narod.ru/LIBRARY/glotto.pdf с тр.17. Deli2 пишет: учитывая, что миграция славян была обусловлена поиском свободных земель Думается не только. В.В.Седов рассматривая исход славян из Подунавья в 7-9 вв. (в книге Древнерусская народность) в качестве причин называет внешнее воздействие со стороны авар, болгар, франков. Наиболее массовый исход был связан именно с ударом франков по Аврскому Каганту, в то время уже преимущественно населенном славянами. Посему искались не просто свободные, но и безопасные земли. Хоть мне и не очень хочется обсуждать статьи Конецкого, лучше это делать с его учеником Самойловым Кириллом, давайте все-же попробуем разобратся. В статье ЕШЕ РАЗ О КУЛЬТУРНОМ ОБЛИКЕ ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ПАМЯТНИКОВ ПРИИЛЬМЕНЬЯ: речь идет вот о чем: за последние десятилетия ситуация заметно усложнилась. Был открыт и отчасти исследован ряд памятников содержащих материалы, относимые к третьей четверти I тыс. н. э., т. е. синхронных КДК, но, при наличии некоторых сходных элементов, к ней не относящихся. .... представления о едином пласте раннеславянских древностей на Северо-Западе пока не сформировалось. .... В данной связи большой интерес представляют материалы, полученные при исследовании комплекса памятников у деревни Заозерье (Окуловский район Новгородской области) расположенное в микрорегионе занимающем срединное положение между вышеотмеченными районами исследований. Полученные данные так же очень важны и для правильного понимания вопроса о соотношении КДК и древнейшего этапа КС. Deli2 пишет: Дисперсное расселение на огромной территории в схеме Конецкого мирно уживается с идеей о конкурентном использовании с.-х. угодий. Совсем не усматриваю здесь конкуренцию. Речь лишь идет об освоении славянами тех-же участков которые ранее эксплуатировались и были оставленны (по причине усыхания климата) носителями КДК. В данном случае речь идет о берегах озер. свободные пространства на берегах озер, образовавшиеся в результате жизнедеятельности поселков носителей КДК (заготовка дров, выпас скота) являлись наиболее удобными плацдармами для внедрения пашенного земледелия. Освоение этих земель славянами носило мирный характер. Просто придти и поселится рядом с поселком КДК, с целью использовать их земли, было невозможно, да и свободных площадей было в избытке. Эти земли (освободившиеся после "испарения" носителей КДК) использовались просто потому что они были свободны (или почти свободны) и готовы к использованию, не требовалась трудоемкая расчистка. Но я далек от мысли что носители КДК и Славяне совсем не встречались. Встречались, ведь гидронимы переданы, но отсюда не следует конкуренция. Нечто подобное существует (или существовало недавно) сейчас в России. Найдется немало деревень где население либо не осталось вовсе, либо остались старики, либо заселены отсилы пара домов. Приезжай и селись, хоть немец, хоть китаец (если власти разрешат). И элементы старой культуры налицо, и в принципе есть кому передать старую топонимику.

Deli2: Владимир пишет: Ильмень не финский. По-моему найболее вероятна этимология: Proto: *ilma English meaning: sky, weather; god German meaning: Himmel, Wetter; Gott Finnish: ilma 'Luftkreis, Luft; Wind; Wetter, Witterung' ( > Saam. N il'bme -lm- 'world; air') Estonian: ilm (gen. ilma) 'Welt; Wetter, Witterung' Saam (Lapp): a^l'bme -lm- (N) 'heaven, sky; heavy snowfall', al'mē (L), ailme (T), ailm (Kld.), øilm (Not. A) 'Himmel (A auch Welt)' Udmurt (Votyak): in (inm-) (S), iń (ińm-) (K) 'Luft; Himmel', in (inm-) (G) 'Himmel', inmar 'Gott' Komi (Zyrian): jen (jenm-) (S P) 'Gott; Himmel', jen (je.nm-) 'Gott') Khanty (Ostyak): itǝm (Ko.) 'Welt, Himmelsstrich', ilǝm (O) 'trübe, wölkig (Tag); Witterung', jeлǝm (Kaz. folk.) 'Welt, Himmelsstrich' ( > Mansi N jēlǝm), num-itǝm (Ko.), num-ilǝm (O) 'Himmel, Himmelsgott' Mansi (Vogul): jelėm, jēlǝm, ēlm (LU), ilėm (LM), ēlėm (N) 'Wetter, Luft' Sammalahti's version: *ilma K. Reshetnikov's notes: Cf. Finn Ilmari(nen) 'god of heaven' and Udm. inmar 'god' - reflexes of an old derivative? References: FUV; MUSz. 785; Donn. VglWb. 1:107, 2:31; SKES; ИВПЯ 135 Но есть и другие. Мы уже однажды эту тему обсуждали. Владимир пишет: Это уже терминология. Назвать можно как угодно, но глоттохронология относит время разделения балтов и славян в более древнее время. Например Старостин датировал распад балтославянских языков рубеж 1-2 тыс.л. днэ В любом случае это длительный процес, одно дело когда определяется начало распада (в этом нет единого мнения) и другое, когда фиксируем первые бесспорно славянские АК. Владимир пишет: Совсем не усматриваю здесь конкуренцию. С.-х. конкуренция, как основополагающий момент в терии ХКТ Конецкого проходит красной нитью, вот, напр.: РАННЕСЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА СЕВЕРО-ЗАПАДА: ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ. «В условиях догосударственных отношений, при отсутствии действенных политических факторов, межэтническое воздействие происходило, прежде всего, в ситуации и посредством прямого контакта конкретных коллективов (общин). Очевидно, имели место и факты, когда социальные структуры аборигенов подвергались слому. Но в любом случае, уже переход их на тип хозяйства свойственный славянам сам по себе не мог не сопровождаться каким-то уровнем славянизации. После этого темпы ассимиляции существенно ускорялись, поскольку полностью исчезал, обусловленный отнюдь не только идеологическими, но и хозяйственно-культурными причинами барьер для межэтнических браков.» Без концепции прямой хозяйственно-социальной конкуренции ХКТ между "пашенниками" и "ручными земледельцами" теряют смысл все теоретические построения Конецкого насчёт женской субкультуры, работорговли и др. Владимир пишет: Но я далек от мысли что носители КДК и Славяне совсем не встречались. Встречались, ведь гидронимы переданы, но отсюда не следует конкуренция. Встречами нельзя объяснить весь пласт керамики, украшений и т.д. Да и сам Конецкий говорит о другом: «что же касается антропологического вклада, то включение «длиннокурганного» элемента за весь период суще-ствования КС имело большие масштабы» Большие масштабы автором не определяются, но как им стать большими без интенсивных контактов.

Georgivs Novicianvs: ...могут быть генетически связаны с киевской культурой и относиться к числу культур, восточнобалтского ареала, хотя уже и разбавленных славянским влиянием. Хотя вопрос колочинцев - предмет для отдельной дискуссии. К примеру: http://www.ac.by/publications/belling/hista13a.html Мядзведзеў А.М. (Мінск) *) Да пытання аб паходжанні беларусаў (па дадзеных археалогіі і мовазнаўства) ...складаней справа для астатняй частцы Беларусі. Справа ў тым, што абедзве асноўныя археалагічныя культуры (днепра-дзвінская і штрыхаванай керамікі) знікаюць у 5 ст. н.э. У гэты час на тэрыторыі паўночнай, цэнтральнай і ўсходняй Беларусі (І - ІІІ регіёны) (мал. 1а) распаўсюджваюцца помнікі банцараўскай, тушамлянскай і калочынскай культур, а атаксама носьбіты культуры пскоўскіх доўгіх курганоў (атокінскі варыянт) (Штыхаў, 1992). Помнікі первых трох культур раней аб'ядноўвалі ў адзіную культурную еднасць тыпа Банцараўшчыны-Тушамлі-Калочына. Але ў апошні час стала відавочна, што яны яўляюцца рознымі культурамі і адрозніваюцца па асаблівасцях узнікнення (розны час і розныя культуры, на выснове якіх яны складаюцца), па рысах матэрыяльнай культуры (асаблівасці пахавальнага абрада, керамічны комплекс). Пра банцараўскую і тушамлянскую культуры можна сцвярджаць, што яны ўзніклі на аснове папярэдніх культур (банцараўская як вынік развіцця культуры штрыхаванай керамікі ў 5 ст. н.э., тушамлянская - з старажытнасцей днепра-дзвінскай культуры Смаленшчыны ў 3 - 4 стст. н.э.(Шмидт, 1996)). Калочынская культура ўзнікае на выснове развіцця насельніцтва кіеўскай культуры ў 5 ст. н.э.

Владимир: Это старая точка зрения, которую поддерживал В.В.Седов. Третьяков же считал иначе, а теперь А.Обломский своими исследованиями показал принадлежность колочинской и киевской кул-р праславянам.

Georgivs Novicianvs: А не допускаете, что на перифериях, которой, так сказать, "Киевщина" и "Колочинщина" и являлись, к тому моменту еще не произошло окончательного разделения балто-славянского континуума? Тогда и вся картина балто-славянского этнического взаимодействия в регионе выглядит по-другому. Но это так, идея вскользь. Вообще же, возвращаясь к СПДК, аргументы ваши (антропология, гидронимика, способы земледелия) - полностью легитимны, хотя и не абсолютны. Но, я, например, не отрицаю присутствия славянского элемента в СПДК, как и невозможно отрицать там наличие элемента балтского. Показателен в этом смысле дрейф взглядов Седова и Штыхова. Оба признавали генетическое происхождение культуры от предшествующих балтских культур; оба перешли к отстаиванию большей роли славян в ней, но никто не отрицал присутствие обоих элементов. Весь вопрос - в их соотношении. При всем богатстве аргументов, ни один из них не может быть настолько весом, чтобы окончательно решить вопрос до сбора и анализа качественно новой фактической информации. Понятно одно. Ни военное поражение, ни кризис подсечного земледелия нее могли привести к полному исчезновению тушемлинского, банцеровского и колочинского населения, а значит его потомки присутствовали в составе последующих культур, включая СПДК.



полная версия страницы