Форум » Рядом с историей » Шапка бедной Кончаки » Ответить

Шапка бедной Кончаки

Николай: Встретил в сети интересную версию происхождения Шапки Мономаха. Г.Ф.Валеева-Сулейманова / Кандидат искусствоведения, с.н.с. Института языка, литературы и истории АН РТ. "Царские шапки" "Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, не была принята во внимание сама шапка, которая первоначально имела несколько иной облик (не было опушки из меха и др.) и являлась по форме и характеру декора явно женской, о чем свидетельствуют археологические и этнографические материалы ряда тюркских народов, входивших в состав Золотой Орды". и "Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата - московского князя Юрия Даниловича. Принадлежала же она Кончаке - сестре татарского хана Узбека. Кончака, в крещении Агафия, была выдана замуж за Юрия московского. Он жил в Орде, "умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими...". Кончака умерла в Твери в 1317 году, попав в плен к тверскому князю Михаилу, где ее, по слухам, отравили. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 году, тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат - Иван Данилович - Калита". http://www.narodko.ru/article/ahat/vid/carckie_6apki.htm А КАКОВА РЕАКЦИЯ столичных (МСК и СПб) ученых?

Ответов - 10

Николай: Да и доказательства представлены: "По нашему мнению, шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе. Доказательством этого являются, во-первых, существовавшие ранее подвески (свидетельство С. Герберштейна), которые были характерными для женского головного убора тюркских народов. Во-вторых, детали золотоордынских женских головных украшений из знаменитого Симферопольского клада, находящегося в фондах Государственного исторического музея в Москве. В кладе были найдены фрагменты золотого женского головного убора и серебряного навершия от головного украшения, декорированные жемчугом и драгоценными камнями. Поражает сходство крепления камней к навершию и в гнезда шатонов, а также орнаментация шатонов скаными завитками в виде кругов на деталях головного убора из клада и шапки Мономаха". (Там же)

Ваксман: Шапка появилась до 1340. Версии с подарком Узбека или наследством Кончаки лежат на поверхности, однако имеются ли серьезные основания отвергнуть дотатарское (половецкое, хазарское) происхождение?

Николай: Почитал литературу. Очень много точек зрения, несогласных друг с другом. Но половецкое и хазарское никто не рассматривает. 13-14 век.


Лена М.: С сей версией Гузель Фуадовны лучше познакомиться по публикации: Г.Ф.Валеева-Сулейманова. Шапка Мономаха – имперский символ татарского происхождения // Золотоордынская цивилизация, 2008, №1, с. 22-28. с. 26: У русских князей шапка появилась, вероятнее всего, как результат закрепления брачного союза с представительницей знатного татарского рода. Известны, по крайней мере, две линии родства великих русских князей с золотоордынскими ханами. В 1260–1270-е гг. князь Федор по прозвищу Черный, сын Ростислава Мстиславовича – внук Владимира Мономаха, был в Орде и женился после смерти своей жены – ярославской княжны – на ханской дочери, имел от нее двух сыновей – Давида и Константина [25. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 164]. Сын Давида Федоровича – ярославский князь Василий – был женат на дочери Ивана Калиты [26. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 227]. Таким образом, генеалогическая связь с Владимиром Мономахом существовала через зятя, являвшегося внуком правнука последнего. Версия о происхождении шапки могла возникнуть по этой линии, если она, доставшись в наследство Василию от матери, через его жену попала к Калите. Однако отношения Ивана Калиты с зятем были враждебными; последний действовал заодно с тверским князем, помогая ему в Орде, за что великий князь московский опустошил тверские земли и, кроме того, зять пережил тестя [27. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 227]. Более достоверной представляется версия о том, что шапка попала в наследство к Ивану Калите после смерти его родного брата – московского князя Юрия Даниловича. Он был женат на Кончаке (в крещении Агафия) – сестра татарского хана Узбека. Юрий московский жил в Орде, «умел сблизиться с семейством хана и женился на сестре его, Кончаке... Ханский зять возвратился в Русь с сильными послами татарскими» [28. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 213]. Кончака умерла в Твери в 1317 г., попав в плен к тверскому князю Михаилу, где её, по слухам, отравили [29. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 214]. Юрий Данилович был убит позднее, в 1325 г., тверским князем Дмитрием Михайловичем, который, дабы оправдать себя, сообщил хану Узбеку, что Юрий собирал дань и удерживал ее у себя [30. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3–4. С. 217, 222]. Наследником Юрия Даниловича, поскольку у него не было детей, мог быть только его брат – Иван Данилович – Калита. Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка Мономаха принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания. К сожалению, без внимания исследователей оставались форма шапки и традиции её художественного оформления, не были привлечены археологические и этнографические материалы тюркских народов Поволжья. Миф о так называемой шапке Мономаха может быть развеян бесстрастными доводами и фактами, и бесспорно одно – она является достоянием Золотой Орды – некогда великого государства. Работа у меня есть (там весьма примечательные иллюстрации), обращайтесь в личку...

Лена М.: М.В.Горелик. Письмо в редакцию // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2015, № 1(17), с. 64-66. Автор подвергает критике теорию С.Н.Богатырева о происхождении шлема Ивана Грозного. Он считает, что в ней содержится старая, ошибочная идентификация слов-терминов «шишак» и упомянутого в завещании московского князя Ивана Красного «чечак». «Чечак золот» — это бляшка в форме цветка; шлем никогда не был инсигнией монгольских (чингизидских или тимуридских) монархов; шапка Мономаха была изначально золотоордынской короной с зубчатым венцом, скорее всего — даром Узбека своему верному вассалу Ивану Калите за подавление тверского восстания. Ключевые слова: Шапка Мономаха, Иван Грозный, Иван Калита, шлем с. 65: Не может «шапка» быть и такьей — девичьим головным убором, принадлежавшим сестре Узбека Кончаке. Ведь Кончака была замужней женщиной, когда ее имущество вместе с ней двигалось в Москву. А знатная замужняя монголка никогда девичий убор не носила, только бокку, чья форма не допускает присутствия пластин «шапки Мономаха». Горелик Михаил Викторович (1946–2015) — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Институт востоковедения РАН.

Николай: ==Не может «шапка» быть и такьей — девичьим головным убором, принадлежавшим сестре Узбека Кончаке. Ведь Кончака была замужней женщиной, когда ее имущество вместе с ней двигалось в Москву. А знатная замужняя монголка никогда девичий убор не носила, только бокку, чья форма не допускает присутствия пластин «шапки Мономаха». Это видимо не аргумент. Шапка не предмет повседневного обихода, а дорогой убор "из сундука", часть женского имущества. Его по большей части не носили, а передавали по наследству (видимо от матери к дочери). В остальном конечно важное уточнение. http://slavica-petropolitana.spbu.ru/files/2015-1/05-Gorelik.pdf

Лена М.: Также имеет смысл познакомиться со следующей публикацией по предмету: С.Н.Богатырев. Шапка Мономаха и шлем наследника: Репрезентация власти и династическая политика при Василии III и Иване Грозном // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2011, №1(9), с. 171-200. В статье предлагается новый взгляд на историю самого знаменитого символа российской монархии, Шапки Мономаха, которая традиционно датируется ХIV столетием. Впервые в историографии шапка изучается в связи со шлемами, которые заказывались московскими князьями для своих наследников, включая шлем Ивана Грозного (ныне хранящийся в Стокгольме) и шлем сына Ивана Грозного царевича Ивана из Музеев Московского Кремля. Шапка Мономаха и шлемы составляли единый комплекс династических головных уборов, идейная программа которых выражала основные приоритеты династической политики московских правителей: непрерывность и преемственность власти. Правление Василия III (1505–1533) было ключевым этапом в истории церемониальных головных уборов московской династии. Под влиянием династического кризиса, сопутствовавшего его восхождению на престол, и долгого отсутствия наследника в семье, Василий III (или его идеологи) развернули программу воссоздания древних церемониальных головных уборов, которые были по разным причинам утрачены ко времени правления Василия. При этом головные уборы, созданные при Василии III, наполнялись новым культурным смыслом, указывавшим на связь и преемственность с Византией и Киевом. На основе критического пересмотра письменных и визуальных источников о регалиях московских князей, в том числе завещаний московских князей, малоизвестного западного изображения Шапки Мономаха и династической иконографии Тимуридов, автор утверждает, что Шапка Мономаха была частью «реставрационной политики» Василия III. Она была создана между 1505 и 1526 гг. из частей парадного шлема, принадлежавшего ранее Дмитрию Донскому. Династические головные уборы московских князей восходят к монгольской и тюркской традициям репрезентации верховной власти. В царствование Ивана Грозного (1533–1584) в идеологической программе церемониальных головных уборов появились новые темы, связанные с православием и благочестием. Ключевые слова: династия, регалии, Василий III, Иван Грозный. Богатырев Сергей Николаевич - PhD in History, старший лектор Университетского колледжа Лондона. Рекомендую...

Лена М.: С.Н.Богатырев. Еще раз о Шапке Мономаха и казне московских князей // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana, 2011, №2(10), с. 251-254. В работе рассматривается проблема происхождения Шапки Мономаха и её связи с казной московских князей. Орнамент золотых пластин, составляющих тулью Шапки, показывает, что указанные пластины происходят из двух несохранившихся головных уборов. На основе анализа великокняжеских завещаний и предшествующей историографии делается вывод, что пластины Шапки изначально были частями двух парадных золотых шлемов, заказанных князем Иваном II Красным (1353–1359) для своих детей, княжичей Дмитрия (будущего Донского) и Ивана. Ключевые слова: династия, регалии, казна Богатырев Сергей Николаевич - PhD in History, старший лектор Университетского колледжа Лондона.

Николай: Спасибо. Нашел эту статью по Вашей наводке. http://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-shapke-monomaha-i-kazne-moskovskih-knyazey

Лена М.: Сергей Богатырёв, доктор философии (Лондон). Золото Шапки Мономаха: Тайна царского венца // Родина, 2012, №9, с. 132-135. Сверкающая золотом, богато украшенная драгоценными камнями, жемчугом и соболями, Шапка Мономаха неизменно привлекает внимание посетителей Оружейной палаты Московского Кремля. Самая заметная часть головного убора — это покрытые сканью золотые пластины, составляющие тулью шапки. Их нижние части закрыты меховой опушкой и почти не видны посетителям. Соболиный мех скрывает очень необычный орнамент. Он может многое рассказать о происхождении Шапки Мономаха, которое до сих пор покрыто тайной. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ДИНАСТИЯ, РЕГАЛИИ, ВАСИЛИЙ III, ИВАН ГРОЗНЫЙ с. 135: Шапка Мономаха была собрана между восшествием Василия III на престол в 1505 году и вторым визитом Герберштейна в Москву в 1526-м. Г. Н. Бочаров уже высказал предположение, что шапка была сделана в Москве, хотя он связывал её создание с венчанием на великокняжеский престол в Москве Василия II (1425–1462)14. Однако у нас нет никаких сведений об использовании каких-либо головных уборов при возведении на престол Василия II. Скорее всего, Шапка Мономаха была собрана в Москве во времена Василия III из различных золотых деталей, хранившихся в великокняжеской казне, включая пластины шлемов детей Ивана Красного, которые поступили в Москву в составе белозерской казны. Ко времени сборки шапки некоторые пластины уже были утрачены, поэтому великокняжеским мастерам пришлось использовать пластины из обоих шлемов с разной ориентацией орнамента по нижней кромке. Символ древнего происхождения великокняжеской династии, шапка Мономаха прекрасно отражает яркую и эклектичную культуру Москвы первой трети XVI века.



полная версия страницы