Форум » Рядом с историей » Кодекс Ботурини. Доацтекский эпос или «приключения» Лоренцо Ботурини в Новой Испании » Ответить

Кодекс Ботурини. Доацтекский эпос или «приключения» Лоренцо Ботурини в Новой Испании

authoressay: Кодекс Ботурини (codex Boturini) – ацтекская рукопись, повествующая в пиктографической форме о путешествии ацтеков в долину Мехико. Рукопись изготовлена из коры фикуса, размерами 549 на 19 см, сложенная «постранично» классической для месоамериканских кодексов «гармошкой». Имеет двадцать одну «страницу» заполненную пиктограммами. Последняя двадцать вторая «страница» заполнена частично. Рукопись не окончена. Кодекс назван в честь историка, этнографа и коллекционера Лоренцо Ботурини, жившего в первой половине 18-ого века, изучавшего Новую Испанию и являющегося первым владельцем рассматриваемого источника. По мнению исследователей, кодекс повествует о путешествии мешиков (самоназвание ацтеков) с эпизодами остановок и «приключений» с начала 12 по 13 век, еще до момента основания Теночтитлана и, соответствия становления государства ацтеков. Я не буду останавливаться на содержательной части источника, так как не являюсь специалистом по расшифровке месоамериканской пиктографии. В любом случае, толкование кодекса широко распространено, а сам источник в деталях можно прекрасно рассмотреть в роликах и изображениях. Хотелось бы обратить внимание пытливых читателей на другие факты, связанные с рукописью Ботурини. Во-первых, кодекс Ботурини сделан преимущественно черными рисунками пиктограмм, записанных на носителе неплотно. Такая форма пиктографии несколько отличается от многих месоамериканских источников. Во-вторых, составление рукописи датируется двадцатилетним периодом, следующим сразу за моментом падения Теночтитлана от «рук» конкистадоров (с 1521 по 1540гг.). Лично мне любопытно узнать подробное основание и аргументацию, на которое опираются исследователи в своих выводах о данном периоде создания источника. А в-третьих, начинается все самое интересное. Обратимся к самому Ботурини, а точнее к его жизненному пути. Свободная энциклопедия Википедия предоставляет конспективный и в тоже время минимально достаоочный материал для размышлений на счет этого кодекса. Я понимаю, что некоторые не воспринимают Википедию как серьезный источник. И, тем не менее, эти сведения во многом базируются на достаточно серьезных источниках, к тому же можно всегда проверить информацию посредством перекрестного сравнения фактов. Далее, цитируемые выдержки будут излагаться прописью с комментариями от моего лица. Особенно интересные места будут выделяться. Итак… Лоренцо Ботурини Бенадуччи родился в небогатой семье в Северной Италии, учился в Милане, затем переехал в Австрию. Желая сделать карьеру при дворе императора Карла VI, взял фамилию старинного рода венецианских дворян и составил себе новую генеалогию. Начиная с того времени подписывался именем Лоренцо Ботурини Бенадуччи, рыцаря Священной Римской империи. Интересная подробность биографии. И на что он еще готов ради собственной карьеры и материального благополучия? [quote]Жил в Триесте и Вене, но, предположительно, был вынужден покинуть Австрию из-за войны с Испанией и перебрался через Англию в Португалию. Закрепиться при Лиссабонском дворе ему не удалось, и Ботурини отправился в Испанию, надеясь предложить свои услуги королю Филиппу V. Поскольку его хлопоты не привели ни к каким конкретным результатам, Ботурини, будучи ревностным почитателем Девы Марии, предпринял паломничество в церковь Пиларской Божьей Матери в Сарагосе. Там он встретился с арагонцем Мануэлем Кодальосом, прожившим некоторое время в Новой Испании. Возможно, именно Кодальос впервые рассказал Ботурини о покровительнице Мексики Деве Гваделупской.[/quote] Гм… Ботурини перебежал во «вражескую» Испанию… Ревностный почитатель Девы Марии… И, конечно, карьерист. Ладно. Но кто же такая Дева Мария Гваделупская? На поверку оказывается Дева Мария Гваделупская - это образ широко известной в христианстве Девы Марии (Богородицы), только адаптированный под новую мексиканскую колонию Испании. Смелый вывод? Ничуть. История возникновения мексикаснкого культа типична в своем прецеденте. Кратко. Некоему мексиканскому «Ивану», а если точнее - мексиканскому крестьянину Хуану Диего Куаухтлатоатцин на вершине холма в 1531 году четырежды привиделась «таинственная смуглая незнакомка» и торжественно поручила сообщить о чуде своего явления епископу города Мехико. Опуская незначительные детали, далее все было, как обычно. Место было признано святым, где позже построили католический храм и т.п. С одним интересным нюансом: [quote]На холме был построен храм в честь Богородицы Гваделупской, куда стали стекаться миллионы паломников со всей Америки. И только после всех этих событий язычники-ацтеки стали массово креститься, причём совершенно самостоятельно, без необходимости прибегать к помощи миссионеров.[/quote] Неким странным образом после сего явления ацтеки-язычники сами активно начали переходить в христианство, без всякой помощи извне. Идиллия прям. Обращаю внимание читателя на один существенный идеологическо-политический момент начала формализации культа Девы Гваделупской – это 1531 год, то есть всего лишь через 10 лет после падения Теночтитлана и где-то посреди периода, которым датируется создание кодекса Ботурини. Весьма интересное совпадение, не находите? Однако, вернемся к Ботурини: [quote]Вернувшись в Мадрид, Ботурини познакомился с графиней де Сантибаньес, старшей дочерью графини де Моктесума, происходившей из рода ацтекского правителя Моктесумы II (Мотекусомы Шокойоцина). Графиня де Сантибаньес доверила ему получить для неё пенсион, назначенный испанской короной потомкам легендарного правителя.[/quote] И это тоже весьма любопытное обстоятельство вызывающее вопросы. Далее: [quote]Ботурини отправился в Новую Испанию в феврале 1736 года. Достигнув порта Веракрус, корабль, на котором плыл Ботурини, потерпел крушение. Своё спасение учёный приписал заступничеству Девы Гваделупской. После прибытия в Мехико он занялся тщательным изучением документов, свидетельствовавших о чудесном явлении богородицы индейцу Хуану Диего в 1531 году. В дальнейшем Ботурини собирался написать историю культа Девы Гваделупской, которая, впрочем, так и осталась незаконченной.[/quote] В самом деле, не индейского же Кетцалькоатля почитать заступником. [quote]В ходе своих поисков Ботурини пришел к выводу, что самые надёжные свидетельства исходили от индейцев — современников чуда, но испанские историки оставили их без внимания, так как не владели доиспанской письменностью, которой туземцы пользовались ещё несколько десятков лет после конкисты. Следовательно, для достижения цели Ботурини требовалось изучить язык и письменность этих народов, чтобы перевести необходимые ему источники. В 1736—1742 годах он много путешествует по вице-королевству, находя в коллекциях и архивах всевозможные документы, повествующие не только о чудесных явлениях, но и об истории, обычаях, календаре и религии древних обитателей Месоамерики, главным образом в виде копий XVI и XVII веков на испанском, науатле и других туземных языках. Со временем в его «Музее», как он назвал свою коллекцию, накопилось около 300 рисунков, карт, рукописей и кодексов. Он скопировал более 500 доколумбовых надписей и собственноручно зарисовывал памятники и скульптуры. Помимо исторических исследований, Ботурини задумал ещё одно благочестивое дело: торжественно короновать образ Девы Гваделупской, хранящийся в базилике на холме Тепейак. В 1742 году он получил разрешение Ватикана на церемонию и, чтобы не откладывать своего замысла, объявил сбор денег среди священнослужителей и народа, дабы изготовить для Девы великолепную золотую корону. Это привлекло к нему внимание колониальных властей, которые заподозрили у иностранца нечестные мотивы. После расследования 2 июня 1743 года вице-король Новой Испании Педро Себриан-и-Агустин поместил учёного в тюрьму и конфисковал его собрание древностей.[/quote] Таким образом, Ботурини сумел своей неуемной активностью попасть в немилость даже к колониальным представителям Ватикана. Тем не менее, менее чем через год он был реабилитирован, однако коллекцию Ботурини так и не возвратили. Интересный момент причин невозврата. И что же коллекция?: [quote]После ареста Ботурини в 1743 году коллекция была конфискована властями Новой Испании и передана в секретариат вице-королевства. Долгие годы документы находились в небрежении и разворовывались. Новый вице-король Хуан Франсиско де Гуэмес-и-Оркаситас передал историку и антиквару Фернандесу де Эчеверрия-и-Вейтия (мадридскому другу Ботурини) документы, которые он запросил для своих изысканий. После смерти Фернандеса де Эчеверрия-и-Вейтия они перешли к Антонио де Леон-и-Гама, который умер в 1802 году и завещал их своим наследникам. Примерно в то же время шестнадцать документов попали в руки Александра фон Гумбольдта, путешествовавшего по Мексике в 1802—1803 году. … Часть коллекции попала к падре Хосе Пичардо, страстному антиквару. В 1827 году французский историк Жозеф Алексис Обен приобрел ещё несколько фрагментов коллекции из разных источников, а затем продал их Эжену Гупилю, собирателю и филантропу франко-мексиканского происхождения. Сегодня они находятся в парижской Национальной библиотеке под названием «Коллекция Обена-Гупиля». Незадолго до обретения Мексикой независимости остальная часть коллекции была передана в библиотеку Мексиканского университета, а оттуда в 1823 году в Хранилище древностей. Впоследствии собрание переехало в Национальную библиотеку, а затем заложило основу будущего Национального музея антропологии в Мехико, в библиотеке которого и находится в данный момент.[/quote] Подытожим…. Таким образом, видно, что «похождения» кодекса Ботурини не менее приключенческие, нежели чем насыщенная жизнь его первого хозяина. Во всей этой истории с «созданием» и «хождением» коллекции месоамериканских артефактов много «тумана», ватиканских тайн и недоговрок. Даже, если не брать в расчет весь последующий период после конфискации коллекции у Ботурини (когда она частично и терялась и «ходила» по рукам), то и это не добавляет источнику достоверности. Биография Ботурини, помимо прочего, местами показывает его мягко говоря, не с лучшей стороны, особенно, в части работы с документами. Как может характеризовать Ботурини хотя бы одна его «подделка» своего генеалогического древа, с которой он фактически пытался начать свою карьеру? Многочисленные попытки пристроится при дворе разных государств и странные связи с потомками последнего правителя ацтеков. Глубокая религиозная пристрастность (Дева Мария Гваделупская) еще до начала сбора древностей и источников Месоамерики. Причем, «пристрастность» странно совпадающая с идеологическо-политической линией испанских конкистадоров по отношению к местному населению. Далее, непосредственный сбор артефактов, связанный большей частью, с собственноручной записью и копированием копий неких документов преимущественно послеколониального происхождения. Странный факт «сбора денег» на некую золотую корону, возмутивший даже колониальное духовенство. И это на фоне практически двухсотлетнего промежутка времени с момента завоевания ацтеков испанцами, когда конкистадоры уже изрядно потрудились, дабы создать всяческие условия для «переформатирования» месоамериканского общества под католические рамки. За двести лет можно было вырастить немало поколений мексиканских аборигенов, считающих именно христианство своей религией. С учетом изложенного, возникает обоснованный вопрос о степени достоверности источника туманного генеза, фактически появившегося через 200 лет у человека с весьма противоречивой биографией. Я бы относился к подобным как бы ацтекским источникам с весьма большой долей осторожности, ни коей мере не принимая их за априори истинные. Аналогичные темы по истории Месоамерики на канале: https://zen.yandex.ru/profile/editor/id/5c507dba4d5f1400ad919860

Ответов - 0



полная версия страницы