Форум » Рядом с историей » «Слово о полку Игореве» против Игоря Святославича » Ответить

«Слово о полку Игореве» против Игоря Святославича

Олег: Антон Кизим. «Слово о полку Игореве» против Игоря Святославича // Урал, 2022, №3. Итак, вышеперечисленные факты дают основание считать, что «Слово о полку Игореве» было написано весной 1196 года, во время разгорающейся усобицы. При этом, несмотря на симпатии к Святославу Киевскому, автор находился в лагере, враждебном по отношению к Ольговичам, которых считал виновниками начавшегося конфликта. Он рассчитывал своим произведением повлиять на князей, чтобы они прекратили конфликтовать и снова, как во времена Святослава Всеволодовича, стали воевать с язычниками-соседями. Поэтому он в конце пишет: «Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых!» Если данная гипотеза верна, то, возможно, «Слово…» было написано не зря и имело какой-то эффект. Автор огорчался, что Рюрик и Давыд не могут согласовать действия, причем Рюрик действовал как «пригвожденный к Киеву». А Рюрик в какой-то момент перестал бездействовать и послал посольство Ярославу с угрозами. Автор призывает Ярослава Черниговского прекратить боевые действия. А Ярослав в какой-то момент отступил в родной Чернигов. Боевые действия на время прекратились, хотя полностью остановить усобицу не удалось. Впрочем, пока это только гипотеза. Антон Кизим — родился в Москве. Окончил Московский институт электроники и математики и исторический факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Работает учителем истории в Филипповской школе.

Ответов - 2

Олег: Андрей Ранчин. Крайности, которые сходятся: две книги о «Слове о полку Игореве» // Новый мир, 2022, №10, с. 202-207. Рецензия на историко-филологическое исследование А.Н. Ужанкова «Слово о полку Игореве» и книгу А.А. Уткина «Магия и религия в «Слове о полку Игореве». В одной рецензии сошлись две очень разные, казалось бы, книги: в одной «Слово» предстает памятником религиозным (при этом А.Н. Ужанков постоянно сравнивает сюжетные повороты и образы «Слова» с ветхозаветными), а в другой – напротив, шедевром светским, отражающим ещё языческие, дохристианские верования (здесь А.А Уткин обращается прежде всего к «прародительскому» древнескандинавскому эпосу – «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде»). Вместе с этим оба исследования несут в себе оригинальный, даже несколько сенсационный «месседж», по-новому интерпретируя многие элементы, казалось бы, вдоль и поперек изученного «Слова о полку Игореве». Обе рассмотренные книги вопреки воле авторов доказывают, что «Слово о полку Игореве» – уникальный памятник, создатель которого никогда не будет найден и ключ к которому утерян. Сказанное не значит, что в «Слове…» нельзя ничего понять и что все попытки его интерпретации обречены. Непонимание и незнание тоже по-своему плодотворны: они указывают пределы нашим истолкованиям и побуждают задуматься, почему возникли эти преграды.

Ходына: Кажется, автор Слова недавно уже найден А.Н. Ужанковым: https://www.youtube.com/watch?v=5EzI1sCXcsI И эта статья в целом согласуется с его выводами о сей противоречивой личности. Один из 15 воинов Игоря, избежавших гибели в походе, стал Выдубицким Игуменом Моисеем, автором Слова и Киевского свода 1199 г. Он был одновременно и воином Ольговичей и впоследствии настоятелем крупного монастыря, пользовавшимся покровительством их противника Рюрика Ростиславича. Мог посмотреть на все, как говорится, со всех сторон...



полная версия страницы