Форум » Рядом с историей » Норманская проблема и вокруг » Ответить

Норманская проблема и вокруг

Лена М.: Александр Волков. Страна без порядка // Знание-сила, 2022, №9, с. 101-104. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. Очерк истории призвания варягов.

Ответов - 4

Олег: Фомин В.В. Варяго-русский вопрос и условия его разрешения // Вопросы истории, 2022, № 6-1, с. 4-33. Ключевые слова: норманизм, ультранорманизм, антинорманизм, археология, лингвистика, история, комплексный и междисциплинарный подходы В зарубежной историографии, включая украинскую и белорусскую, безраздельно господствует норманская версия ключевого вопроса нашей истории - варяжского. Преобладает она и в отечественной науке. В её развитии и упрочении главенствующую роль с начала ХХ в. играют археологи, весьма предвзято интерпретирующие артефакты и на основе этого представляющие ошибочную историю Руси, некритично повторяемую за ними лингвистами и историками. Автор на конкретных примерах показывает, что археологи в решении варяжского вопроса не могут быть носителями абсолютной истины, прежде всего по причине своей норманистской предубежденности, поверхностного знания богатейшей историографии этого вопроса и неумения работать с письменными источниками. Фомин Вячеслав Васильевич - дин, профессор, Липецкий государственный педагогический университет, исторический факультет, заведующий кафедрой отечественной истории. Исследование выполнено при финансовой поддержке Фонда Русской цивилизации «Светославъ» в рамках научного проекта № 2/2022 «Варяго-русский вопрос в системе современных наук: итоги дискуссии и перспективы изучения».

Олег: Петрухин В.Я. Классика филологии в свете историографии начальной Руси. В связи с выходом книги: А. Стендер-Петерсен "Варангика: историко-филологические изыскания // Славяноведение, 2022, №2, с. 27-38. Опубликованные в 1930-1950-х годах работы датского классика славистики А. Стендер-Петерсена не потеряли своей актуальности. Начальные сюжеты русской истории (летописные деяния первых князей, призвание варягов, походы на Царьград) рассматриваются в контексте, не ограниченном односторонней проблемой варяжского воздействия на эту историю. Автор стремился понять начальную русскую историю с позиций взаимодействия культур славян, хазар, скандинавов и Византийской империи. Этот подход способствует не только пониманию роли варягов в создании системы трансконтинентальных коммуникаций, но и плодотворному развитию поисков исторического начала в книжных сюжетах. Ключевые слова: Варяги, Русь, славяне, хазары, Византия, Начальная летопись, трансконтинентальные коммуникации.

Лена М.: Фукс А.Н., Ковригин В.В. Концепции генезиса Древнерусского государства в учебниках истории Украины // Вестник Московского государственного областного университета, серия: История и политические науки, 2022, №4, с. 27-31. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. PDF Цель. Изучить ключевые концепции происхождения и развития Древнерусского государства в школьных учебниках истории Украины за последние 10 лет. Особое внимание уделено специфике освещения призвания варягов и образования государства у славян. Процедура и методы. В основе исследования – материалы сравнительного анализа изданных в Украине школьных учебников за последнее десятилетие. Результаты. Выявлены серьёзные различия трактовок ключевых фактов генезиса и развития Древнерусского государства в украинских учебниках в сравнении с российскими. Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы специалистами в области историографии школьных учебников, школьными учителями при подготовке к урокам. Ключевые слова. Древнерусское государство, генезис Руси, история Украины, древние славяне, Киевская Русь. с. 27: История России и современной Украины имеет большой общий отрезок – Древнерусское государство со столицей в Киеве. В советских учебниках это единство особо подчёркивалось – государство ранних Рюриковичей именовалось в школьных учебниках Киевской Русью. Сегодня в условиях серьёзных геополитических и идеологических трансформаций вопрос обоснования общих корней приобретает иное звучание. Созданные в результате распада Советского Союза государства пытаются удревлять свою историю и монополизировать отрезки общего исторического пути. Эта проблема особенно ярко стала в последние годы проявляться на Украине. Украина сегодня позиционирует себя в геополитическом плане как соперник России. Воспитание исторического сознания подрастающего поколения украинцев осуществляется в этом контексте, отсюда – попытки противопоставления истории Украины историческому пути России [Манюхин И.С. История России и Украины в украинских школьных учебниках // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Архитектура и дизайн: сборник статей / под ред. М.И. Бальзанникова, К.С. Галицкова, Е.А. Ахмедовой. Самара: Самарский государственный архитектурно-строительный университет, 2015. С. 402–406]. Некоторые исследователи прямо говорят о намеренной фальсификации истории в украинских учебниках [Писяева Э.В. Фальсификация событий Второй мировой и Великой Отечественной войн в школьных учебниках истории Украины и Беларуси // Педагогический форум. 2020. № 2(6). С. 48–51]. Особенно это касается событий, переломивших эпоху [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185]. с. 29: Специфичной выглядит периодизация украинской истории: 1. «древняя история: наиболее продолжительный период, охватывающий события от момента появления людей на территории Украины до Великого переселения народов; 2. средневековая история: повествует о событиях, происходивших в период от Великого расселения славян и до конца XV в.; 3. новая история: характеризует развитие украинских земель в XVI–XIX вв.; 4. новейшая история: знакомит с событиями от начала XX в. и до наших дней» [Турянская О.Ф. Учебники на Украине: фальсификация истории Великой Отечественной войны и насаждение национализма в школьном образовании // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны: материалы международной научной конференции. Смоленск: ООО «Свиток», 2020. С. 178–185]. с. 30: Заключение Таким образом, отражение генезиса Древнерусского государства в учебниках для школ Украины весьма специфичное. Отмечается попытка удревления истории, особенно это касается культурных артефактов и государственных символов. Авторы учебников выводят развитие государства из внутренних причин, отмечая его зарождение уже в начале IX в. Значимой темой является противопоставление разных восточнославянских племён и выделение полян. Факт призвания варягов не является каким-либо значимым событием. Поход Олега на Киев, по мнению создателей учебников Украины, завершил процессы складывания «Руси-Украины». «Русь-Украина» противопоставляется в дальнейшем Московской России. Фукс Александр Николаевич – доктор исторических наук, профессор, директор Историко-филологического института, заведующий кафедрой методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета. Ковригин Вадим Валерьевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания истории, политологии и права Московского государственного областного университета.


Олег: Рюрик // Дилетант, сентябрь 2022, №81, с. 10-39. - Чужой среди своих. Или не чужой?, с. 10-11. - Валерий Брагинский. Норманны vs славяне. 300-летняя война, с. 12-19. - Максим Кузахметов. Викинги-государственники, с. 20-21. - Михаил Карчик. В поисках Рюрика, с. 22-29. - Тимофей Животовский. "Люди мы русские, имена же наши Карл, Инегельд, Фарлоф...", с. 30-33 - Олег Федотов. Неугасимый род, с. 34-35 - Владислав Мусто. В борне и бронзе, с. 36-37 - Максим Кузахметов. Отцы-основатели из завоевателей, с. 38-39.



полная версия страницы