Форум » Рядом с историей » Глеб Володьевич (о историческом прототипе былины) » Ответить

Глеб Володьевич (о историческом прототипе былины)

Николай Ф.: Тема поднимается в связи с выходом статьи Азбелев С.Н. Походы русских князей на Херсонесв былинной интерпретации//Средневековая Русь, 7, 2007. Странно, что после блестящей работы А. Толочко, наглядно объяснившей происхождение Татищевских известий (и в частности "Волынцевского/Симонова" летописца на который ссылался В.Н. в данном вопросе) их фальсификацией, С.Н. продолжает верить в реальность описанного Татищевым похода Глеба Святославича на Корсунь в 1070-е гг. И еще раз на более широком круге источников подтверждает гипотезу А.В. Маркова (конец 19 века) о происхождении былины о Глебе Володьевиче из предания об этом походе. Хотя совокупность представленных в статье данных (при отказе от данных Татищевских "манускрыптов") позволяет видеть еще одно возможное решениепроблемы. Данные сии следующие: 1. А.В. Марков установил, что прозвище Володьевич вероятнее всего - искажение Всеволодович через форму "Володович". Эта форма была позднее реально обнаружена в древнейшей и наиболее близкой к первоначальному преданию записи былины (Новиков Ю.А.). 2. В сей же древнейшей былине имя князя не Глеб, а Лев. А содержание рассказа о походе Льва Володовича (Всеволодовича) на Корсунь выдает явное знакомство автора предания с летописным рассказом о взятии Корсуни Владимиром Святославичем (ходы подземные и проч.). 3. Отчество Володович/Всеволодович позволяет судить, что с рассказом о взятии Корсуня Владимиром Святославичем в данном случае слилось предание о походах Владимира Всеволодович Мономаха. Поход Мономаха на Корсунь не имел места в действительности. Однако о нем и поединке Мономаха с "кафским" богатырем упоминает Мацей Стрыковский. Павел Алеппский в 17 в. бывший в Новгороде связывал на основе местных преданий появление в Новгородской Софии "Корсунских врат" с походом князя этого города на Корсунь, другое название которой якобы Кафа. 4. Прочитав в хронике Стрыйковского об этом (Владимира Всеволодовича) походе, Татищев приурочил его к 1095 г. т.е. к году освобождения зятя Владимирова Льва Диогена. Однако о походах Владимира на Корсунь летопись не упоминала. Зато под 1116 г. сообщала о походах Льва Диогена и, вероятно, русских отрядов против греков на Дунай (после смерти Диогена, Владимир высылает видимо дополнительно на Дунай своих воевод и посадников). Вывод: Основой для составления предания о Глебе/Льве Володьевиче/Володовиче послужило широко известная на Руси история борьбы с империей зятя Владимира Всеволодовича Мономаха (женат на дочери Марии) Льва Диогена, сына Романа IV Диогена. Рассказ о походах Владимировых воевод на Дунай со временем и благодаря тождеству имен двух Владимиров (Всеволодовича и Свтославича) обросло доп. подробностями, а именно баснословной историей похода Владимира Мономаха на Корсунь видимо (в одной из редакцией) совместно с бежавшим из Корсунского плена Львом. С эпизодом пленения Льва Диогена, сосланного в Корсунь по приказу императора можно связать эпизод былины с арестом русских судов. Еретический и "торгово-пошлинный" характер Корсуни (православного города) в былине можно объяснить ассоциацией этого города с генуэзской Кафой (ср. Павел Аллепский). В 17 веке имя жены Льва Мария было заменено более еретическим "Маринка" (Мнишек). В первоначальном предании 15 века мифический поход Владимира Всеволодовича на Корсунь вероятнее всего заканчивался наказанием Корсунцев и свадьбой Льва Диогена и Марии, а не гибелью последней. Т.е. первоначальные герои сказки - Владимир Всеволодович Мономах, его дочь Мария и Лев Диоген. Из их имен при устранении Марии из числа положительных героев появился князь Лев Володович (Лев, зать Всеволодовича) и еретичка Маринка Кайдаловна. Далее, как это случается часто в былинах имя Льва было заменено созвучным именем почитаемого святого Глеба. В этой былинно-лубочной редакции предание возможно стало известно Татищеву, сделавшему выод, что помимо похода самого Владмира был поход на Корсунь еще некоего князя Глеба, которого ему не с кем было связать, кроме как с Глебом Святославичем.

Ответов - 6

Colonel Hunter: Слишком много допущений и замен-перестановок: Глеб/Лев/Владимир и Володьевич/Всеволодович/Святославич/Диогенович - какой-то пазл получается.

Georgivs Novicianvs: Дак ведь так и бывает. Тут Адриан, тут Мариан, а в голове - Мандриан... :)

Николай Ф.:


Николай Ф.: >>Глеб/Лев/Владимир и Володьевич/Всеволодович/Святославич/Диогенович Лев Володович - наиболее архаичный список дает соединение Всего двух имен Льва Диогеновича и Владимира Всеволодовича а не 7-ми указанных Вами. Оба персонажа связаны тесными историческими узами с Корсунью (первый в ней был пленен, второй ходил на нее в поход хот и виртуально, в народном предании) и семейными друг с другом. Глеб/Святославич из этой компании устраняется вместе с Татищевым. Володьевич - обоснованным происхождением из Всеволодович через архаичную форму Володович.

Colonel Hunter: ... былинных персонажей считаю просто блестящей старую работу Б.А. Рыбакова (видимо, наряду с "Ремеслом" это одна из лучших его книг) - так вот из нее как бы следует вывод, что для такой идентификации не требуется чрезмерных многоступенчатых композиций. У вас же слишком много разных имен, отчеств, персонажей и мест действия (Корсунь и Дунай) для того, чтобы можно было сделать более-менее определенный вывод.

Николай Ф.: кое в чем блестящую, а кое в чем нет... За образец явно не пойдет. Кстати какое конкретно отождествление Б.А. Вы имеете ввиду? >>У вас же слишком много разных имен, отчеств, персонажей и мест действия (Корсунь и Дунай) для того, чтобы можно было сделать более-менее определенный вывод. Место действия одно - Корсунь. Вы не совсем верно видимо представляете исходное сюжетное поле былины. Это поле, вопреки мнению Б.А. Рыбакова не прямолинейно историческое. Былины - НЕ разложившиеся за столетия саги и песни. Это отдельные произведения, поводом к созданию которых является известный исторический миф. В данном случае этот миф - группа преданий 15 в., возникшая на основе Корсунского сказания (сказание о Льве Всеволодовиче, о Корсунских вратах, о походе Мономаха на Корсунь, Бравлина на Сурож, "старых холопов" на Царьград).



полная версия страницы