Форум » Рядом с историей » Дмитрий Володихин "Опричнина: трагедия и фарс" » Ответить

Дмитрий Володихин "Опричнина: трагедия и фарс"

Глюкоза: http://www.katehon.ru/html/top/topics/0009.htm [quote] Последние три-четыре года слово «опричнина» резко набрало популярность в среде патриотической оппозиции. Непримиримо-радикальные группы православного направления в русском национальном движении выходят на молитвенные стояния со стягами, на которых вышиты слова «Александровская слобода». Дугинцы пристрастились к митинговым растяжкам «Слава опричнине!» Публикуются одна за другой книжки, написанные горячими патриотами в духе: «Святого царя Ивана Грозного оболгали! Опричнину оклеветали враги России!» Допустим, каким «святым» был царь Иван Васильевич, я уже писал неоднократно, больше нет желания. А вот явление опричнины стоит того, чтобы на нем остановиться поподробнее. Прежде всего, стоит выяснить, откуда взялась “новая опричнина” наших дней. ... Стоит ли слово «опричнина» писать на стягах общественных движений и групп, представляющих сегодня православие? Нет, не стоит, ни в коем случае. Ведь это своего рода вирус, незаметно искажающий суть всего нашего дела. В русской истории есть немало образцов, гораздо более достойных подражания, чем опричнина. И надо крепко обдумывать, какие «кирпичики» брать для возводящегося здания православной державности. Чтобы потом не пришлось извлекать наших братьев и сестер из-под развалин... [/quote]

Ответов - 28

Акимов В.В.: Уважаемая Глюкоза! =Последние три-четыре года слово «опричнина» резко набрало популярность в среде патриотической оппозиции. Непримиримо-радикальные группы православного направления в русском национальном движении выходят на молитвенные стояния со стягами, на которых вышиты слова «Александровская слобода». Дугинцы пристрастились к митинговым растяжкам «Слава опричнине!» Публикуются одна за другой книжки, написанные горячими патриотами в духе: «Святого царя Ивана Грозного оболгали! Опричнину оклеветали враги России!» = Увы, уже было. Достаточно вспомнить сталинскую трактовку Ивана Грозного и опричнины и постановление ЦК по поводу второй серии известного эйзенштейновского фильма. Все это наводит на размышления... С уважением - Акимов В.В.

Глюкоза: И не только Ивана Грозного. Как-то на истфаке МГУ читала одну книгу 1949 г. издания, посвящённую положительной оценке подобной же деятельности императора Нерона. Доносчики против сенатской оппозиции. Весьма интересная трактовка, нигде подобного больше не видела :)

Aelfred: Прошло примерно 500 лет со времен Ивана Васильевича, но состояние российского общества такое же, что и было тогда (имхо, конечно). Если бы ВВП захотел повторить опыт опричнины, он не встретил бы серьезных препятствий со стороны общества.


Ibicus: Aelfred пишет: Если бы ВВП захотел повторить опыт опричнины Половину депутатов Тверской думы отправили под суд

Aelfred: Да не, это не опричнина, а так, мелкие свары.

Ibicus: Aelfred пишет: мелкие свары. Нет, это именно современная "опричнина" в значении "централизация". Сначала президент получил право предлагать губернаторов к утверждению местным думам и распускать их после трехкратного отклонения предложенной кандидатуры, а недавно право распускать местные думы получили непосредственно губернаторы (или я не прав?)

Aelfred: Ibicus пишет: Нет, это именно современная "опричнина" в значении "централизация". Сначала президент получил право предлагать губернаторов к утверждению местным думам и распускать их после трехкратного отклонения предложенной кандидатуры, а недавно право распускать местные думы получили непосредственно губернаторы (или я не прав?) Все же это скорее обычная централизация по российски, без особых перекосов. Опричнина подразумевает опору на некий новый слой и уничтожение старых слоев. Например (кроме непосредственно опричнины), комитеты бедноты и уничтожение зажиточных крестьян в ХХ веке. ИМХО, конечно.

Лена М.: Да, тема актуальна-востребована: И.Я.Фроянов Драма русской истории: На путях к опричнине СпбГУ; ответ.ред. Ю.Г.Алексеев. М.: Парад, 2007. 952 с. Пер. В центре объёмного исторического труда – предыстория введения царём Иваном IV опричнины. Автор полемизирует с теми, кто, исследуя истоки этого учреждения, не идёт дальше середины XVI столетия, т.е. периода реформ Избранной рады. По мнению учёного, корни опричнины «уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Эта война, продолжавшаяся почти целый век, создала в стране такую религиозно-политическую неустойчивость, которая угрожала самому существованию Русского государства. И опричнина стала своеобразной формой его самозащиты». Утверждая позитивное значение и эффективность опричнины, автор вступает в спор со многими известными и авторитетными специалистами по эпохе Ивана Грозного. Завершает том газетное интервью с И.Я. Фрояновым «Сталин и Грозный», где даётся оценка их деятельности и проводятся параллели между этими историческими фигурами.

Deli2: Лена М. пишет: И опричнина стала своеобразной формой его самозащиты Форма, конечно, своеобразная. Но по сути такие институты существовали во многих восточных деспотиях и суть направления "реформ" Ивана Грозного в этом смысле понятна.

Deli2: Кобрин В. Б., Юрганов А. Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (к постановке проблемы) http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Article/Kobrin_StanDesp.php «Едва ли под властью Орды могли свободно развиваться дружинные отношения, ведь князья сами были “служебниками” монгольских ханов. Русские князья, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю Орды, не могли уже примириться с независимостью старшей дружины, с ее былыми правами. Существенна и политика ордынских ханов, которые переносили на Русь отношения жесткого подчинения, характерные для Монгольской империи. Так, А. Н. Насонов обратил внимание на то, что хан Менгу-Тимур пытался утвердить в положении служебной зависимости от ярославского князя Федора Ростиславича не только бояр, но и князей: “Ему же вдасть князи и боляре русь на п о с л у ж е н и е” ... Тип подданства в холопской форме способствовал возникновению и длительной стабилизации крепостничества. Именно поэтому освобождение народа от крепостной зависимости произошло тогда, когда иным стал господствующий класс: ведь первые проекты отмены крепостного права появляются почти сразу после указа о вольности дворянства 1762 г.»

Georgivs Novicianvs: При всем уважении к И.Я., привлечение теории заговоров в качестве аргумента - верный знак слабости любых построений.

Ibicus: Образом Ивана Грозного до сих пор детей пугают, хотя по сравнению со своими "цивилизованными" современниками он был просто пай-мальчик.

Georgivs Novicianvs: Конкретные политические интересы всегда прикрывались идеологическим убранством. Где, однако, факты, позволяющие заключить, что Московская Русь была избрана Западом (чье политическое и идеологическое единство было бы тоже неплохо доказать для начала) как мишень некой продуманной и целенаправленной идеологической кампании?

Aelfred: Ibicus пишет: Образом Ивана Грозного до сих пор детей пугают, хотя по сравнению со своими "цивилизованными" современниками он был просто пай-мальчик. Нифига себе пай-мальчик. И чем собсно отличились его современники?

Глюкоза: Французы отличились во время религиозных войн с гугенотами. А у англичан большая часть старой элиты ко времени Ивана Грозного уже была уничтожена Йорками и Ланкастерами во время войны Роз.

Aelfred: Да, конечно. Но почему Иван Васильевич выглядит пай-мальчиком на этом фоне? Чем истребление новгородцев лучше истребления гугенотов? Да, и кстати чем полное истребление Дома Ивана Калиты/Даниила Московского (правда не Иван Васильевич его начал) лучше войны Алой и Белой Розы?

Ibicus: Aelfred пишет: И чем собсно отличились его современники? Генрих VIII и Карл IX? :)

SeaSpirit: корни опричнины «уходят во времена правления Ивана III, когда Запад развязал идеологическую войну против России, забросив на русскую почву семена опаснейшей ереси, подрывающей основы православной веры, апостольской церкви и, стало быть, зарождающегося самодержавия. Прям со времён Ивана III всё не спит и козни плетёт ...

Ibicus: SeaSpirit пишет: Прям со времён Ивана III всё не спит и козни плетёт ... Почему с Ивана III? Намного раньше. Против Литвы козни плели, а что язычники, что "схизматики" - различали не особо. Кстати, крещение Литвы ей не особо помогло, пока она не помогла сама себе.

Aelfred: Следует ли рассматривать различные религиозные течения (например Реформацию), как козни одних стран против других? Это интересная интерпретация событий. Например, когда французские протестанты бежали в Восточную Европу, было ли это злонамеренными действиями французских властей по раздроблению, допустим, польского общества (с целью ослабления Речи Посполитой)?

b-graf: там высказывается по вопросу о составе аристократии и споре Кобрина и Скрынникова ? (поддержанного специальной работой ученика - Корзинин А.Л. Суздальская знать и ее роль в управлении Русским государством во второй половине XV - начале XVI в.в.: Авт. к.и.н – СПбГу, 2003 – 25 с. – 150 экз. В линии своего научного руководителя Скрынникова о суздальской знати как особой прослойке аристократии против Кобрина и Крамми). Или это публицистика - в ответ А.Янову и др. ?

Акимов В.В.: Уважаемые господа! Дабы не быть обвиненными в каких-то конкретных политических пристрастих и симпатиях-антипатиях-патриотизмах-антипатриотизмах, рассмотрим ... некую абстрактную страну Х. Эпоха, национальный или цивилизационный тип Х, экономический уклад, форма правления, и пр., и пр., значения не имеют. Итак, как говорят в математике - ДАНО: 1) - экономика в Х в затяжном плохопроходящем кризисе. 2) - в Х коррупция, произвол и казнокрадство региональных баронов (бояр, губернаторов и пр.), разгул уголовщины. 3) - народ Х в массе своей нищ, разочарован, озлоблен, и пр. 4) - богачи (олигархи, набобы) в Х начхали на все и жируют. Народ верит, что богатство жирующих - это украденное у него, народа. 5) - государственная власть в Х, плохо справляющаяся со всеми этими проблемами, подогревает убеждения в некоем заговоре, изменах, зловещих происках забугорных темных сил из стран Y и Z. 6) - народ Х стихийно мечтает о некоей "сильной руке" и о каком-то корпусе кристально чистых и бескорыстных опричников (преторианцев, янычар, хунвэйбинов), с помощью которых "сильная рука" расчистит эти авгиевы конюшни и приведет народ к благоденствию, а стране Х обеспечит роль великой и непобедимой державы. ТРЕБУЕТСЯ ДОКАЗАТЬ, ЧТО: - Сознание корпуса подобных кристально чистых и беспощадных к "врагам народа" опричников и начало чистки способны достичь вожделенных целей - реально прекратить в Х коррупцию, реально избавить Х от подлинных (а не фантомных) врагов, реально оздоровить экономику Х и нравственный климат в ней. Ну, и обеспечить Х мировой авторитет и величие. И причем есть гарантия, некий страховой государственный механизм (или просто обоснованная уверенность), что это не выльется в очередной раз в полосу бессмысленного беспощадного террора,в новое "отнять и поделить", в новый ГУЛАГ, в новую карточную систему. Фактически - в новую войну с народом, как таковым - тем самым народом, который вновь и вновь наивно мечтает о "сильной руке" и оздоровительной опричной чистке. Уважаемые коллеги-историки! Кто-нибудь возьмется доказать возможность этого? Кто-нибудь сумеет привести исторические примеры, когда бы такое удавалось? Можно отыскать и привести исторические примеры того, что ни к чему, кроме нового общенационального кровопускания, новой колючей проволоки по периметру страны, и пр., это не приводило. А вот отыщет ли кто-нибудь, так сказать, позитивный пример? Пример благотворности введения опричнины? Поищем? Желающие будут? С уважением - Акимов В.В.

Ibicus: Tous pour le mieux dans ce meilleur des mondes possibles, если я не переврал цитату.

Акимов В.В.: Уважаемый Ibicus! = Вольтер доказал = Цитату Вы не переврали, но в качестве ответа на моq вопрос она не подходит. Абстрактным философствованием можно доказать все, что угодно. Но разбираемыq нами вопрос - вопрос практической, реальной жизни. С уважением - Акимов В.В.

Farnabaz: :)

Герард Миллер: ... предметом околонаучных политизированных спекуляций. Не будем поддаваться этим спекуляциям - в частности, совершенно вздорным параллелям а ля Иван Грозный и Владимир Путин (по-русски это называется сравнили [непечатн.] с пальцем). Государственный смысл опричнины исчерпывающе раскрыт мной тут: http://janaberestova.narod.ru/iv.html Личность же грозного царя Иоанна Васильевича и глобальные последствия его деятельности для истории России являются вечной темой русской историографии и историософии - и единого вывода по этому вопросу не может быть в принципе. Удачи, Л.

Ibicus: Герард Миллер пишет: Государственный смысл опричнины исчерпывающе раскрыт мной тут: Именно эти тексты мне постоянно вспоминаются, когда речь заходит об Иване Грозном, с ними трудно не согласиться в основном. Но, мне кажется, никакого уникального шанса воссоединить Русь у него не было. Казань, Ливония, тем более Астрахань, не говоря уже о Сибири - просто карлики в военном отношении, по сравнению с тогдашней Республикой Обоих Народов, при всех ее недостатках. Даже когда она была уже при последнем издыхании, трем великим континентальным державам пришлось объединиться для ее ликвидации, но даже и этим дело не закончилось.

Акимов В.В.: Уважаемый Герард Миллер! = Государственный смысл опричнины исчерпывающе раскрыт мной тут: = Исчерпывающе?! Оооооднако... С великим уважением и благоговением - Акимов В.В.



полная версия страницы