Форум » Рядом с историей » Клятва Святослава » Ответить

Клятва Святослава

Gurga: Почему Святослав дал тюркскую клятву? ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... для сравнения: http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/ "Книги городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани (начало X в.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду"

Ответов - 30

Георгий: А золото перестало быть желтым? А золото перестало быть ценным для людей?

Gurga: В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много оттенков. Например, для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "будем желты, как золото" имеется ввиду такая хворь, как желтуха. На фоне тюркской прически Святослава и тюркской формулировки клятвы "будем желты, как золото" возникает вопрос о том, где Святослав проходил "курс молодого бойца"? Судя по сведениям из ПВЛ и былин, Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей брата и сестру - Добрыню и Малушу при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана, княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского кагана.

Георгий: Gurga пишет: На фоне тюркской прически Святослава и тюркской формулировки клятвы "будем желты, как золото" возникает вопрос о том, где Святослав проходил "курс молодого бойца"? Судя по сведениям из ПВЛ и былин, Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей брата и сестру - Добрыню и Малушу при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана, княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского кагана. Это не тюркская прическа, а прическа кочевников. Желтуха и на Руси могла быть. В ПВЛ нет такого, чтобы Добрыня и Малуша были воспитаны при дворе Ольги. А былины это не исторический источник, а фольклор. И в записках Ибн-Фадлана нет такого. Вы выдумываете.


Георгий: И для начала 10 века болгары уже не тюрки, а славяне.

Gurga: "-Видишь суслика? - Нет! - А он есть" (из кинофильма) Ибн Фадлан "Записки..." "...Сын царя славян(царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар."

Георгий: Gurga пишет: Ибн Фадлан "Записки..." "...Сын царя славян(царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." И причем тут Алмуш до правителей Руси? Волжская Булгария и Русь не одно и тоже.

Gurga: Георгий пишет: И причем тут Алмуш до правителей Руси? Есть такой "Кембриджский докумет", в котором описана война русов и хазар. Хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава. То есть где-то с 940г по 965г русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником у царя хазар. Такие были нравы.

Георгий: Gurga пишет: Есть такой "Кембриджский докумет", в котором описана война русов и хазар. Хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава. То есть где-то с 940г по 965г русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником у царя хазар. Такие были нравы. А согласно Лиутпранда, Константина Багрянородного, ПВЛ и др. не было власти хазар на Руси в 10 веке. Поэтому бросьте в топку Кембриджский документ, который является сомнительным. Да и дат там нет, чтобы как-либо датировать какое-нибудь описываемое событие.

Gurga: Георгий пишет: бросьте в топку Кембриджский документ "-Девушка, Вы вышли бы замуж за радикала? - За ради чего????"(анекдот) "Русы и славяне служат хазарам" - это из какой песни? Давайте кинем в топку все документы, содержащие "негативные" сведения про русов и славян. Будут у нас русы и славяне белые и пушистые, мирные и не агресивные. Да-да, и в первую очередь ПВЛ, как сборник былин и сказок.

Георгий: Gurga пишет: "Русы и славяне служат хазарам" - это из какой песни? Давайте кинем в топку все документы, содержащие "негативные" сведения про русов и славян. Будут у нас русы и славяне белые и пушистые, мирные и не агресивные. Да-да, и в первую очередь ПВЛ, как сборник былин и сказок. Что-то вы не сказали о Лиутпранде и Константине Багрянородном. Они современники событий, и обязательно бы указали о дани хазарам. Но там такого нет. А ПВЛ состоит из сказаний, легенд, достоверных данных. Вы не умеете комплексно мыслисть. Когда все источники говорят, что нет там дани, а лишь один сомнительный документ. И вы доверяете лишь этому сомнительному документу, а остальным нет. То лучше не занимайтесь историей, а то вы подгоняете историю под свои измышления. К тому же Кембриджский документ дошел в отрывках, плюс к этому идет интерпретация названий, а интерпретация может быть и ошибочной.

Gurga: Георгий пишет: Вы не умеете комплексно мыслисть. Когда все источники говорят, что нет там дани, а лишь один сомнительный документ. И вы доверяете лишь этому сомнительному документу, а остальным нет. То лучше не занимайтесь историей, а то вы подгоняете историю под свои измышления. Знакомая песня. Последний довод королей: пушки. Уверен, что это первая фраза преподавателя на истфаке первокурсникам. Так и представляю его в третьей позиции в гордой позе Наполеона. Когда нечем крыть - это самый важный аргумент в устах историка. Это не аргумент. Аргументом считаю цитату с подобной клятвой, например, из какой-либо саги. Просветите меня, кто платит дань хазарам по Константину Багрянородному и Лиутпранду?

Георгий: Gurga пишет: Это не аргумент. Я вам предъявил аргументы, что про дань хазарам от русов не упоминают ПВЛ, Лиутпранд, Константин Багрянородный, Продолжатель Регинона, Ибн-Фадлан, Продолжатель Георгия Амартола, Симеон Магистр, Масуди и др. Изучайте источники и комплексно подходите к ним. А не выхватывая один источник и не учитывая другие источники, начинаете выдумывать.

Gurga: Георгий пишет: Я вам предъявил аргументы, что про дань хазарам от русов не упоминают ПВЛ, Лиутпранд, Константин Багрянородный, Продолжатель Регинона, Ибн-Фадлан, Продолжатель Георгия Амартола, Симеон Магистр, Масуди и др. Это лепет младенца, а не аргумены. Конкретно просветите меня, кто по Лиутпранду, Константину Багрянородному, Продолжателю Регинона, Ибн-Фадлану, Продолжателю Георгия Амартола, Симеона Магистра, Масуди платит дань хазарам. Например, по Ибн Фадлану (продолжение Йакута) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Если сможете, то перечислите этих правителей.

Gurga: Формулировки клятвы Олега и князя Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием. Клятва Святослава другая: ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото" Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Третья часть клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин 1000 лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. По всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва. Если Вы умеете комплексно мыслить, объясните, почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков?

Георгий: Gurga пишет: Если Вы умеете комплексно мыслить, объясните, почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? Вы сперва предъявите другие клятвы тюрков.

Gurga: Клятва или присяга с упоминанием семи предков не нарушалась тюрками. Нарушить ее означало лишиться поддержки предков, которые защищали человека от гнева богов. Каждый мужчина понимал, что его поступки будут оценивать и отвечать за них не только он сам, но и семь поколений его потомков. А его проступок или подвиг непременно будет связан с семью поколениями его предков и потомков. За хорошие и дурные поступки человека отвечают семь предков. Если упоминают предков за недостойное поведение человека, то сокращается жизнь будущих потомков. Если духи слышат слова благодарности, то они еще больше помогают своему потомку. Таким образом, каждый человек, имеющий детей, рано или поздно становится предком и, таким образом, объектом поклонения или наоборот. …Присягавшие повторяли за бием (князем) слова клятвы. Затем плевали в вырытую у стены ямку, засыпали ее землей, и бий восклицал "Ант чукъурда калгъай" — пусть клятва останется в яме. Побратимство у карачаевцев //Этнографическое обозрение. Москва, 2002. № 1. С. 108-125. Александр Юрченко Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию Оригинальная публикация: // Тюркологический сборник. 2007–2008. М., 2009. С. 410–423. ...Код ритуала был понятен всем участникам договора. И христиане грузины, и буддисты ильханы, и почитатели Вечного Неба истинные наследники Чингис-хана в равной мере принимали символическую значимость клятвы на золоте... Можно продолжить: Код ритуала был понятен и русам, и грекам-византийцам

Дядька: Gurga пишет: да будемъ злати, яко злато, Возможно злати и не значит желты.

Gurga: Дядька пишет: Возможно злати и не значит желты. Имеете ввиду дар/проклятие царя Мидаса? Это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять.

Дядька: Gurga пишет: Имеете ввиду дар/проклятие царя Мидаса? Это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Нет. Для настоящего витязя злато - презренный металл. Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Д.С. Лихачев, конечно, уважаемый специалист, но психологии витязей мог и не учесть.

Gurga: Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан(мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава.

Георгий: Gurga пишет: Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Вот какая двуличность. Когда я предъявляю ПВЛ, так вы ее называете сказкой и былиной, а когда вы предъявляете былины, так это важный для вас источник. Былины - это фольклор, былины были записаны в 18-19 вв., и не могуть быть письменными источниками. Поэтому хватит былина брать в расчет.

Mahmut: Gurga пишет: Есть такой "Кембриджский докумет", в котором описана война русов и хазар. Хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Например, 1. такое яркое деяние, как починение Руси иудейской Хазарии совершенно осталось неизвестно в средневековой еврейской литературе, как и сам полководец Песах. 2. сообщения об аланах занимают много строк текста, но информативность этих строк стремится к нулю, нет ни одного имени аланского царя и ни одного названия аланской столицы... создаётся впечатление, что автор так много пишет об аланах просто из желания "заполнить место" - ведь неправдоподобно, что хазарин не описал ближайших соседей... 3. Особенно настораживает использование арабских названий в последних строках "документа", например "Баб аль-Абваб" для Дербента, как будто у хазар, живших рядом задолго до прихода арабов не было своего названия.... Оч сомнительный документ....

Gurga: Mahmut пишет: 1. такое яркое деяние, как починение Руси иудейской Хазарии совершенно осталось неизвестно в средневековой еврейской литературе, как и сам полководец Песах. С Вами согласен: евреям неизвестно такое яркое деяние, как подчинение Руси иудейской Хазарии. Следовательно, хазары не отчитывались перед евреями, от кого они получали дань. Следовательно, хазары сами собирали дань и евреям дань на откуп не давали. Их трех докуменов, приписываемых хазарам, я считаю, что именно кембриджский документ наименее сомнительный: там есть тюркские слова. Еврей из Восточной Европы пишет еврею в Толедо и при этом использует тюркские слова: булшицу(помощник) и гомрук(сборщик таможенных пошлин).

Gurga: Клятва Святослава Почему Святослав при заключении мирного договора с греками дал тюркскую клятву? Повесть временных лет – Типографский список [4] (ПВЛ): ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... Перевод академика Лихачева Д.С. [3] : ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Для сравнения: "Книга городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани [1] (начало X в., ~903 г.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Влияние тюрков – кипчаков на монгольскую дипломатию (Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» [8] http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) Формулировки клятвы первых русских князей Олега и Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием [3]. Кстати, русские князья и их воины клялись на славянский лад, кладя обнаженный меч на землю. Германские же народы при клятве вонзали меч в землю. Клятва Святослава другая: “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” [3] Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото". Возможно имелось ввиду дар-проклятие царя Мидаса? Но это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Возможно, для настоящего витязя злато - презренный металл? Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" князю Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан (болгар-мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. (Лев Диякон “История”[15]) В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много разных оттенков. Для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, например, “терпение – желтое золото”, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "Будем желты, как золото" – очевидно, имеется ввиду такая хворь, как желтуха или желтая лихорадка. Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Формулировка третьей части клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" - прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин тысячу лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. Вывод: по всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва! На фоне прически Святослава (Лев Диакон "История"[14]) и тюркских формулировок клятвы "будем желты, как золото"(ПВЛ [3]) возникают ряд вопросов: 1.Почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? 2.Где Святослав проходил "курс молодого бойца"? 3.Какое действительное происхождение матери Святослава – княгини Ольги? Судя по сведениям из ПВЛ [3] и былин [11], [13], Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей, брата и сестру - Добрыню и Малушу, при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана [5], княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского царя. Есть ли основания для этого предположения? Ибн Фадлан "Записки..." (922 г.)[5]: "...Сын царя славян (царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." По Ибн Фадлану [5] (продолжение Йакута [6]) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя или, можно и так сказать, хазарский правитель был для них АТАЛЫКОМ или АТАБЕКОМ (ребенка поручали особому воспитателю (атабеку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю). Из дипломной работы (Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000))) [10]: “ М.Г. Халанский [9] (1902 г.) заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана. «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана». Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду. Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи с публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа [7] - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега?) на Тмутаракань. Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства (царства Иудейского) в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест. 1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно. 2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага. 3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных. С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.” По "Кембриджскому докумету" (ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА) [7] хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава (ПВЛ и Лев Диакон "История"[14]). То есть где-то с 940 г. по 965 г. русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником / воспитанником у царя хазар и прошел “курс молодого бойца”. Такие были нравы. Достаточно подробно вопрос взаимоотношений хазар и руси в этот период комплексно рассмотрен в коментариях к публикации «ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ» [2] http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [1] ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ “ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ” АХБАР АЛ-БУЛДАН (ГЛАВЫ "О ТЮРКАХ" И "О НЕКОТОРЫХ ТЮРКСКИХ ГОРОДАХ И ОБ ИХ ДИКОВИННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ" МЕШХЕДСКОИ РУКОПИСИ КНИГИ ИБН АЛ-ФАКИХА АЛ-ХАМАДАНИ «ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ») [2] ИБН МИСКАВЕЙХ “КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ” (http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm) [3] “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (в переводе Д.С.Лихачева) [4] “ЛЕТОПИСЬ ПО ТИПОГРАФСКОМУ СПИСКУ” [5] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу [6] Йакут “Географический словарь” [7] П.К.Коковцов “ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА” (Кембриджский документ) [8] Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» (http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) [9] Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304. [10] Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)) [11] Былины цикла “Добрыня” [12] Былины цикла “Вольга” [13] Былины цикла “Дунай” [14] Лев Диакон "История" По изданию "Наука" 1998г. серия "Памятники исторической мысли" http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm [15] Обсуждение на форуме “История” (Gurga, Константин, Дядька, Mahmut)

Mahmut: Gurga пишет: евреям неизвестно такое яркое деяние, как подчинение Руси иудейской Хазарии. Следовательно, хазары не отчитывались перед евреями, от кого они получали дань. Следовательно, хазары сами собирали дань и евреям дань на откуп не давали. Их трех докуменов, приписываемых хазарам, я считаю, что именно кембриджский документ наименее сомнительный: там есть тюркские слова. Еврей из Восточной Европы пишет еврею в Толедо и при этом использует тюркские слова: булшицу(помощник) и гомрук(сборщик таможенных пошлин). Видите ли в чём дело: "Кембриджский документ" написан по-еврейски с использованием того типа письма и того языка, который был известен и до 1912 г., использовать чистую старую бумагу и смытые старые (с какого-нить их многочисленных религиозных текстов) чернила для изготовления фальшивки дело обыденное... использовать тюркизмы фальсификатор был просто обязан - ведь в начале 20 века все были уверены, что хазары говорили по-тюркски. А вот то, что автор (якобы, хазарин) для обозначения Дербента использовал арабское "Баб аль-Абваб", выдает желание не ошибиться: мало ли выяснится, как на самом деле хазары называли Дербент (изучение северокавказских тюрок, горских евреев и проч. только начиналось и были, например, известны далеко не все диалекты кумыков или ногайцев...)...

Gurga: "Кембриджский документ" найден одновременно с другими документами, которые написаны одним почерком в стиле Xв. Документы считаются подлиными из канцелярии еврейского придворного. ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ (КНИГА ОПЫТА НАРОДОВ) ТАДЖ-АРИБ АЛ-'УМАМ (Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 г. = 943/4 г.) ...Вышли и Русы, начальник их сидел на осле; вышли и воины его и построились для битвы... А как Вы думаете, ИБН МИСКАВЕЙХ знал о патологическом страхе предводителя русов к лошадям?

Gurga: Клятва Святослава Почему Святослав при заключении мирного договора с греками дал тюркскую клятву? Повесть временных лет – Типографский список [4] (ПВЛ): ...да имеемъ клятву отъ бога, в негоже веруемъ, въ Пероуна и въ Волоса, скотиа бога, и да будемъ злати, яко злато, и своимъ оружиемъ да изсечени боудемъ... Перевод академика Лихачева Д.С. [3] : ...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем... Для сравнения: "Книга городов" арабского географа Ибн ал-Факиха ал-Хамадани [1] (начало X в., ~903 г.): "И когда хотят тюрки взять клятву с какого-либо мужчины, приносят медного идола, держат его, затем готовят деревянную миску, в которую наливают воду, и ставят ее между рук идола, затем в чашу кладут кусок золота и горсть проса, приносят женские шаровары и кладут их под миску, а затем говорят дающему клятву: „Если нарушишь свой обет или изменишь, или окажешься порочным, да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары, отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо, и да пожелтеешь ты, как это золото". Потом после клятвы он выпивает эту воду". Влияние тюрков – кипчаков на монгольскую дипломатию (Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» [8] http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) Формулировки клятвы первых русских князей Олега и Игоря, отца Святослава, практически совпадают. Они клянутся перед ликом богов на своем оружии. Конечная фраза: будем убиты своим оружием [3]. Кстати, русские князья и их воины клялись на славянский лад, кладя обнаженный меч на землю. Германские же народы при клятве вонзали меч в землю. Клятва Святослава другая: “...будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем...” [3] Формулировка: "будем желты, как золото" полностью совпадает с формулировкой по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да пожелтеешь ты, как это золото". Возможно имелось ввиду дар-проклятие царя Мидаса? Но это перевод с древнерусского академика Д.С.Лихачева. Академику, в общем то, надо доверять. Возможно, для настоящего витязя злато - презренный металл? Святослав имел ввиду - да будем презираемы... Кодекс чести во фразе "Иду на Вы" князю Святославу приписывает автор ПВЛ. А вот современник Святослава - Добрыня (я имею ввиду былины цикла Добрыня) в упор не видит подвигов Святослава. Настоящий витязь не будет тысячами сажать на кол и резать мирных граждан (болгар-мисян). Святослав не витязь, он чистой воды наемник, вышедший из под контроля. (Лев Диякон “История”[15]) В зависимости от примесей (лигатуры) золото имеет много разных оттенков. Для славян характерно выражение: красно злато. Судя по поговоркам и пословицам, например, “терпение – желтое золото”, для тюрок золото асоциируется с желтым цветом. "Будем желты, как золото" – очевидно, имеется ввиду такая хворь, как желтуха или желтая лихорадка. Формулировка: "своим оружием посечены будем" суть одно и то же фразы: "отдаст тебя во власть того, что разорвет тебя на мельчайшие кусочки, как это просо" Формулировка третьей части клятвы по Ибн ал-Факиху ал-Хамадани: "да превратит тебя Аллах в женщину, чтобы носил ты ее шаровары" - прозрачный намек на мужскую силу (импотенцию, кастрацию, мужеложество). У Святослава: "будем прокляты от бога, в которого веруем, - в Перуна и в Волоса, бога скота". Возможно проклятие богов для греков более весомый аргумент чем предмет женского белья. Может просвещенных греков не очень то убедишь женскими портками; и был ли этот предмет женского туалета у славянских или греческих женщин тысячу лет назад? Но с другой стороны возникает вопрос: в чем заключается проклятие богов? Может проклятие Перуна и Волоса именно направлено на мужскую силу, в том числе импотенцию, кастрацию, мужеложество? Что скорее всего так и есть. Вывод: по всем трем пунктам клятва Святослава совпадает с тюркской клятвой. Это тюркская клятва! На фоне прически Святослава (Лев Диакон "История"[14]) и тюркских формулировок клятвы "будем желты, как золото"(ПВЛ [3]) возникают ряд вопросов: 1.Почему Святослав предпочел клятве отцов клятву тюрков? 2.Где Святослав проходил "курс молодого бойца"? 3.Какое действительное происхождение матери Святослава – княгини Ольги? Судя по сведениям из ПВЛ [3] и былин [11], [13], Малк Любечанин, как вассал, воспитывал своих детей, брата и сестру - Добрыню и Малушу, при дворе княгини Ольги. Судя по "Запискам..." Ибн Фадлана [5], княгиня Ольга воспитывала сына при дворе сюзерена: хазарского царя. Есть ли основания для этого предположения? Ибн Фадлан "Записки..." (922 г.)[5]: "...Сын царя славян (царя булгар Алмуша) (находится) заложником у царя хазар." По Ибн Фадлану [5] (продолжение Йакута [6]) до 25 царей подвластны хазарскому правителю и, соответственно, с моей точки зрения, являются данниками хазар. Кроме того, дочери и сыновья подвластных правителей были заложниками или воспитанниками при дворе хазарского царя или, можно и так сказать, хазарский правитель был для них АТАЛЫКОМ или АТАБЕКОМ (ребенка поручали особому воспитателю (атабеку), и тот обучал его всему, что нужно было будущему государю). Из дипломной работы (Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000))) [10]: “ М.Г. Халанский [9] (1902 г.) заметил, что Ольга в поздних источниках называется иногда не только псковитянской, но и дочерью князя Тмутаракана. «Жена же ему Ольга, родом плесковитинка, дщи князя Тьмуторокана». Исследователь предположил, что известие о происхождении Ольги от князя Тьмутаракана или половецкого князя Торокана может свидетельствовать о ранее существовавшей связи между преданием о женитьбе Игоря и походе руссов в Тавриду. Догадка М.Г. Халанского получает действительный вес в связи с публикацией в 1912 г. так называемого Кембриджского документа [7] - письма хазарского еврея X века, упоминавшего о походе русского князя ХЛГУ (Олега?) на Тмутаракань. Кембриджский документ или документ Шехтера был доставлен в библиотеку Кембриджского университета Соломоном Шехтером в 1896 г. из генизы (хранилища рукописей) Каирской синагоги в составе коллекции еврейских и арабо-еврейских рукописей. В настоящее время подлинность письма не вызывает сомнений. Сравнение истории захвата Тмутаракани и столицы Индейского царства (царства Иудейского) в былине о Вольге Всеславиче приводит к открытию ряда общих мест. 1) Вольга в былине невидимым проникает во дворец царя Салтыка и подслушивает планы врагов. ХЛГУ овладевает городом, воспользовавшись отсутствием в САМКРЦЕ начальника местного гарнизона, о чем ХЛГУ разумеется заранее стало известно. 2) ХЛГУ Кембриджского документа захватывает город наездом, практически без сопротивления, ночью, «воровским способом». Вольга проникает в город с помощью колдовства, превратив своих воинов в муравьев и испортив вооружение врага. 3) ХЛГУ Кембриджского документа и Вольга былины захватывают в городе богатую добычу и пленных. С учетом гипотезы М.Г. Халанского о причинах появления «тмутараканской генеалогии» княгини Ольги можно сделать предположение о существовании в древние времена былинного предания о походе Олега на Тмутаракань с целью добывания невесты для Игоря, исторической основой которого послужил упоминаемый в Кембриджском документе поход ХЛГУ на Тмутаракань.” По "Кембриджскому докумету" (ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА) [7] хазары, победить не победили, но вынудили русов воевать против Византии. Обратно вернулось десяток ладей во главе с князем Игорем - отцом Святослава (ПВЛ и Лев Диакон "История"[14]). То есть где-то с 940 г. по 965 г. русь была под властью хазар и платила им дань. Соответсвенно, сын княгини Ольги (аналогично сыну царя Алмуша) должен был быть заложником / воспитанником у царя хазар и прошел “курс молодого бойца”. Такие были нравы. Достаточно подробно вопрос взаимоотношений хазар и руси в этот период комплексно рассмотрен в комментариях к публикации «ИБН МИСКАВЕЙХ КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ» [2] http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [1] ИБН АЛ-ФАКИХ АЛ-ХАМАДАНИ “ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ” АХБАР АЛ-БУЛДАН (ГЛАВЫ "О ТЮРКАХ" И "О НЕКОТОРЫХ ТЮРКСКИХ ГОРОДАХ И ОБ ИХ ДИКОВИННЫХ ОСОБЕННОСТЯХ" МЕШХЕДСКОИ РУКОПИСИ КНИГИ ИБН АЛ-ФАКИХА АЛ-ХАМАДАНИ «ИЗВЕСТИЯ О СТРАНАХ») [2] ИБН МИСКАВЕЙХ “КНИГА ИСПЫТАНИЙ НАРОДОВ” пер. А. Якубовского Текст воспроизведен по изданию: Ибн-Мискавейх о походе Русов в Бердаа в 332 г. = 943/4 г. // Византийский временник, Том 24. 1926 http://www.vostlit.info/Texts/rus13/Ibn_Miskawaich/frametext1.htm [3] “ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ” (в переводе Д.С.Лихачева) [4] “ЛЕТОПИСЬ ПО ТИПОГРАФСКОМУ СПИСКУ” [5] Ибн-Фадлан «Записка» о путешествии на Волгу [6] Йакут “Географический словарь” [7] П.К.Коковцов “ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА НЕИЗВЕСТНОГО ХАЗАРСКОГО ЕВРЕЯ Х ВЕКА” (Кембриджский документ) [8] Юрченко А. «Клятва на золоте: тюркский вклад в монгольскую дипломатию» (http://www.eurasica.ru/articles/library/aleksandr_yurchenko_klyatva_na_zolote_tyurkskiy_vklad_v_mongolskuyu_diplomatiyu/) [9] Халанский М.Г. К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем // ЖМНП 1902, август, с. 304. [10] Филин Н.В. “Об историческом прототипе Ильи Муромца” (Дипломная работа 1993. Опубликовано в историческом альманахе Армагеддон (весна 2000)) [11] Былины цикла “Добрыня” [12] Былины цикла “Вольга” [13] Былины цикла “Дунай” [14] Лев Диакон "История" По изданию "Наука" 1998г. серия "Памятники исторической мысли" http://www.ropnet.ru/sapsan/text/bizant/diakon/diakon.htm [15] Обсуждение на форуме “История” (Gurga, Константин, Дядька, Mahmut)

Дядька: Но воспитание Святослава в Хазарии, всего лишь предположение. Воспитателями знатных заложников должны бы заниматься грамотные иудеи. Соответственно и клятва должна была бы быть иудейской, а не тюрской.

Gurga: Совсем не обязательно, что воспитанием будущего правителя был бы назначен "грамотный иудей", то есть, если я правильно Вас понял, раввин - служитель культа. Есть такая былина, где Илья Муромец строит "индейский" храм, то есть "иудейский" храм. Прототип "Ильи Муромца" подходит на роль "грамотного иудея"? "когда состроил стар церкву индейскую, да начал строить церковь пещерскую, тутова стар и окаменел" http://www.a-nevskiy.narod.ru/library/27.html

Дядька: Gurga пишет: Совсем не обязательно, что воспитанием будущего правителя был бы назначен "грамотный иудей", то есть, если я правильно Вас понял, раввин - служитель культа. Я не имел в виду обязательно раввина. Но невозможно представить, что бы правитель (христианский, мусульманский, иудейский) взяв в заложники малолетних детей своих ненадежных вассалов или данников, назначил им в воспитатели язычника. За ссылку спасибо. Исследование интересное.



полная версия страницы