Форум » Рядом с историей » Неизвестный поход Амира Тимура, или взятие Москвы убзекскими гастарбайтерами » Ответить

Неизвестный поход Амира Тимура, или взятие Москвы убзекскими гастарбайтерами

Colonel Hunter: Держу в руках превосходно выполненное издание: "Зафар-наме" ("Книга побед") Шараф ад-Дина Али Йазди (Ташкент: издательство журнала "SAN'AT", 2008. - 486 с. Перевод, предисловие и комментарии д.и.н., профессора Ашрафа Ахмедова). (Пользуюсь случаем выразить благодарность уважаемому Р.П. Храпачевскому, обратившему мое внимание на сие произведение полиграфического искусства) Действительно прекрасное издание - на мелованной бумаге, с цветными иллюстрациями и т.д. Глубокий и искренний респект и профессору Ахмедову, взявшему на себя гигантский труд по переводу [первому полному!] на русский язык этого важнейшего исторического источника. Есть, однако, и несколько забавных эпизодов, на которые нельзя не обратить внимание. Конечно, "Зафар-наме" - это произведение апологетическое. Для тимуридовского летописания Амир Тимур - это справедливый и благочестивый правитель par excellence. Современная узбекская государственная идеология и официальная историография стилизовали Амира Тимура еще и в качестве "первоузбека" и "мудрейшего всех человек". Интересно наблюдать за теми апологетическими акцентами, которые расставляют автор начала XV века (придворный писатель Шараф ад-Дин Али Йазди) и автор начала века XXI (профессор А. Ахмедов). Если первый не боится "устрашающих эпизодов" - главное чтобы все сопровождалось цитатами из Корана, то второй обязательно сопровождает такие эпизоды научно-морализаторскими вставками, что все, мол, "было в духе эпохи, и вообще в этих башнях из черепов не было ничего особенного". А иногда еще и социально-экономическое обоснование под эти башни подводит. Что ж, у каждой эпохи свой стиль - в том числе апологетический. Больше всего позабавил такой момент. В научной литературе давно уже было обращено внимание на тот факт, что в тимуридовском историописании вообще, и в "Зафар-наме" в частности, описывается ЗАХВАТ Тимуром Москвы во время похода 1395 года. Восточная апологетика во всей своей красе - собственно, такое же украшение летописи, как и восточные миниатюры. Профессор Ахмедов пытается в этом случае сесть на шпагат между научной корректностью и чувством "национальной гордости великоузбеков". По его мнению (комм. 877) Амир Тимур "лично не заходил в Москву", в Москве "был" (т.е. взял её - Л.) лишь его внук Мухаммад Султан с десятитысячным отрядом (обратим внимание и на это снисходительное "лишь": достаточно, мол, для Москвы и этого). Очевидно, что это виртуальное взятие Москвы должно потешить современное национальное узбекское самолюбие. Бедный, бедный Амир Тимур - он выступает здесь в качестве простого орудия мести Москве. Мести за все: за "имперский колониализм", за "советское угнетение", за сегодняшних "гастарбайтеров". "Масква был, Масква взял", - будут теперь рассказывать друг другу Равшан и Джумшут в перерывах между шпаклевкой стен. Вот такая вот получается забавная история. Кросс-пост в ЖЖ, с картинками.

Ответов - 2

Ваксман: Colonel Hunter пишет: в тимуридовском историописании вообще, и в "Зафар-наме" в частности, описывается ЗАХВАТ Тимуром Москвы во время похода 1395 года Чего-то там он все-таки захватил. Как в тех частушках, хотели кока а съели Кука. Впрочем Фоменко сказал бы что Москва подобно В.Новгороду была в 14 веке совсем не там где теперь.

Colonel Hunter: Захватил он там множество ордынских городов и русский пограничный Елец.



полная версия страницы