Форум » Материалы » Фантастика и вокруг 4 » Ответить

Фантастика и вокруг 4

Лена М.: Продолжение темы, что предназначена для обнародования материалов, так-иначе посвящённых тем-иным аспектам фантастики и вокруг неё...

Ответов - 3

Лена М.: Е.В. Галанина, Д.А. Батурин. Фэнтези как неомифологическая реальность // Вестник Челябинского государственного университета, 2016, №3 (385), Философские науки. Вып. 39, с. 41-45. В статье исследуется жанр фантастической литературы - фэнтези, ставший значимым феноменом массовой культуры XXI века. Фэнтези рассматривается в первую очередь не как сказка и художественный вымысел, а как неомифологическая реальность, обладающая собственными онтологическими основаниями. Описаны характеристики фэнтезийного неомифа, показана мифологическая сущность фэнтезийного мира. Ключевые слова: фэнтези, миф, неомиф. http://www.fantlab.ru/blogarticle62803 Галанина Екатерина Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации, Томский политехнический университет Батурин Даниил Антонович – кандидат философских наук, преподаватель кафедры культурологии и социально-культурных технологий, Тюменский государственный институт культуры

Лена М.: Павленко Т.Д. Черты феминизма в репрезентации женских образов Дж. Мартина // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых: традиции и новаторство. Отв. ред. А.В. Курочкина. Уфа: Башкирский государственный университет, 2019, с. 129-134. Исследование, материалом для которого послужил цикл романов Дж. Мартина “The song of Ice and Fire”, посвящено способам репрезентации женских образов в названном произведении. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что ключевые мужские образы интерферируются в женские, и заключает, что произведение имеет феминистический лейтмотив. Ключевые слова: образ, фэнтези, женщина, феминизм, мир фэнтези, герой с. 129-130: Первые черты феминизма в литературе появляются еще в произведении Шарлотты Бронте «Джейн Эйр», где женщина впервые способна вести с мужчиной «диалог на равных», пока не социально, но уже интеллектуально и эмоционально. Этот мотив находит свое отражение и в произведениях Джордж Элиот и Вирджинии Вулф и достигает своего пика в произведении Бетти Фридан «Загадка женщины». Книга выходит в свет в 1963 году и часто именно ее называют точкой отсчета «гендерной революции». После этого момента образ женщины в литературе приобретает феминистические черты и именно такой образ с течением времени и под влиянием социальных изменений становится все более актуальным. В рамках данной работы мы рассмотрим женские образы в цикле романов Дж. Мартина “The song of Ice and Fire”. Вступив на литературную арену, Джордж Мартин привнес свое видение мира в жанр фэнтези, переосмыслил каноны и создал оригинальное произведение, цикл романов “The song of Ice and Fire”, который стал самым популярным фэнтези романом XXI века. Мартин удачно совмещает собственные решения и видения с нормами жанра, образуя оригинальное произведение. Проблематика этого произведения актуальна и сегодня, в романе поднимается ряд социально-философских вопросов таких как: падение нравов общества, социальное и гендерное неравенство, также в романе затрагиваются и вечные темы любви и ненависти, добра и зла, смерти и судьбы. Мартин умело показывает столь реальные проблемы в абсолютно нереальном мире. с. 131: Следует отметить, что роман изобилует женскими образами, что не свойственно произведениям жанра фэнтези. Это образ женщины-воительницы, женщины-правительницы, женщины-лидера. Героини его романов часто находятся в центре событий и их судьбы значительно влияют на сюжет произведения. Такая система образов придает роману феминистический настрой, что только подтверждается при более подробном анализе произведения. Женщины–правительницы типичный образ для произведений Мартина, но не типичный для произведений жанра фэнтези в целом Так к концу 5 книги, из шести правителей Великих домов, пять были женщинами, Серсея Ланнистер, Дейнерис Таргариен, Оленна Тирелл, Элария Сэнд, Яра Грейджой. Здесь хотелось бы отметить, что Яра Грейджой стала правительницей Железных островов не по праву рождения, т. к. у нее есть старший брат, железнорожденные, суровые, жестокие воины выбрали своим лидером — женщину. с. 132: Еще одним ярким женским образом в романе является образ матери. Мартин отмечал, что фэнтези изобилует героями и их приключениями, но исключает переживания их матерей, их историю, что по его мнению является большим упущением, так в романе появляются Серсея Ланнистер, жена короля семи королевств, дочь самого богатого человека Вестероса и Кейтилин Старк, северная Леди из благородного рода с рыжими волосами. с. 133: Хотелось бы отметить, что с главными мужскими персонажами в произведении соотносятся женские. Так, например, герои Джона Сноу и Дейнерис Таргариен, оба проходят путь становления от незначительных фигур в Мире Игры Престолов до ключевых персонажей в борьбе за семь королевств. Дейнерис Таргариен, последняя из своего рода, законная наследница семи королевств, яркий пример образа женщины-лидера, на протяжении цикла мы видим ее становление от 13-летней девочки, которая терпит унижения от собственного брата, до воинствующей королевы с тремя драконами. Ее мужской прототип, Джон Сноу, будучи бастардом одного из северных лордов, в последствии борьбы со злом, становится предводителем Ночного Дозора, войска охраняющего мир людей от зла. Они оба обладают лидерскими качествами и стремлением к справедливости. с. 134: Подобные аналогии можно проводить и дальше, но все это говорит о том, что таким образом Мартин показывает, что любой мужской образ может быть интерферирован в женский, и при этом он не потеряет своей значимости и зачастую становится более ярким и запоминающимся, что вновь подтверждает феминистический лейтмотив произведения. Павленко Татьяна Дмитриевна - студентка, Оренбургский государственный университет, факультет иностранных языков, направление «Зарубежная филология: английский и французский языки»

Лена М.: Р.Ф. Гимазов, М.А. Оганян. Джо Аберкромби: в обход штампам фэнтези-мира // Всероссийская с международным участием конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (г. Томск, 25–29 апреля 2011 г.). Материалы конференции в 6 тт. Том II. Филология. Часть 2. Актуальные проблемы современной лингвистики и методики изучения иностранных языков. Томск: Томский государственный педагогический университет, 2011, с. 210-214. с. 210-211: Джо Аберкромби… Уже одна фамилия приковывает к себе внимание своей нестандартностью на фоне привычных английских Смитов, Браунов и Джонсонов. Будущий сотрясатель «общих мест» жанра фэнтези родился в последний день 1974 г. в Ланкастере. Учился в школе, где большую часть времени он провел, играя в компьютерные игры, бросая кости и рисуя карты несуществующих местностей. Затем поступил в университет Манчестера, где изучал психологию. В 2002 г. Джо вернулся к своей давней мечте – в одиночку переосмыслить устоявшиеся жанровые клише, и всерьёз принялся писать первый роман «The Blade Itself» (в русском переводе получивший название «Кровь и железо»). В 2007–2008 гг. Аберкромби с блеском довершил начатое, выпустив романы «Before They Are Hanged» и «The Last Argument of Kings» (продолжение) и, соответственно, завершение трилогии «The First Law», в определённом смысле, одной большой книги. После выхода книг рецензенты не скупились на похвалу. с. 211: Итак, чем же привлекает этот автор, помимо фамилии и броских фраз знаменитостей и различных брендов? Многим. Например, обложками. Весь литературный мир восхищается тем, какие рисунки украшают переплеты книг Джо. Причём надо заметить, что обложки хороши как в англоязычных изданиях, так и в русскоязычных. Так же стоит отметить некоторые мелочи. В их число входят красочные названия томов («Кровь и железо», «Прежде чем их повесят», «Последний довод королей», «Лучше подавать холодной»), а также наличие названий к каждой главе. Бесспорно, далеко не за это мы знакомимся с литературой. Но такие маленькие дополнения всегда внушают некоторое уважение. с. 211-212: Джо выписал интересный фэнтези-мир, который полон крови, фальши, предательств и железа. Но всё это подаётся в крайне ненавязчивой форме. Очень интересным мы находим тот факт, что магия играет малую роль в ходе сюжета. И здесь необходимо подчеркнуть, что это новый виток фэнтези. Никто особо не старается придумать ему название, но между слов проскальзывает «реалистичное фэнтези». Иными словами, это довольно историчный мир, в котором очень мало волшебства. Однако же все эти достоинства книг Аберкромби явно меркнут перед героями «Первого закона» (так называется трилогия). Во-первых, это не герои в привычном нашем понимании. В центре нашего взора – простые, нисколько не добрые, нисколько не злые люди. Но при этом они не скатываются до серости, чем грешит сейчас литературный мир. с. 213: Нельзя не сказать и о «приправах», которые использовал автор. Здесь особняком стоит юмор. Его много, он заставляет хохотать в голос. Так же важна атмосфера. На страницах есть войны, эпические сражения, детективные расследования, побеги, походы, поиски вещей. Всё это проходит в рамках нагнетания различных чувств. с. 213-214: Многие ругают творения Джо за отсутствие идеи. Здесь спорить трудно – каких-то высших материй автор не раскрывает, однако же это и не было целью его дела. Аберкромби, прежде всего, хотел показать человека, который находится в тяжелой ситуации. И тут необходимо вспомнить, что Джо – психолог. Его профессия помогает понять всю важность нашего окружения. Кстати, несколько статистических данных. На московском сайте, который посвящен фантастике и различным её ответвлениям, книги автора оценены очень высоко. Так, например, «Кровь и железо» имеет оценку 8,57 при 764 прочтениях. Второй же роман имеет больший успех внушительными цифрами: 8,95 при 529 чтецах. Любопытно, что «Первый закон» не является строго гендерной книгой. Прекрасная половина тоже любит книги британца, пусть и их оценок много меньше. Не забывайте, что их не отпугнули странные названия, жестокие обложки. с. 214: Подводя итог, можно смело заявить, что Джо Аберкромби – это талантливый британский писатель, который решил достаточно серьезно пройтись по всем клише и штампам мира фэнтези. У этого автора довольно смелый взгляд на мораль, он не делает своих героев суперменами, для него важно показать, как будет действовать тот или иной персонаж под воздействием тяжелейших условий. И именно в этом заключается психологизм в творчестве Джо. Руслан Фаридович Гимазов - Томский государственный педагогический университет, факультет психологии, связей с общественностью, рекламы Милена Ашотовна Оганян - Томский государственный педагогический университет, кафедра лингвистики




полная версия страницы