Форум » Не историей единой (архив1) » По просьбе Полковника Хантера, об аспирантуре в США. (1#2) » Ответить

По просьбе Полковника Хантера, об аспирантуре в США. (1#2)

Mikhail: Прошу прощения за задержку, очень занят был на работе в последнее время. Graduate Education в США называют получение докторских и мастерских степеней в академической или профессиональной сфере. Для поступления на докторскую или мастерскую программу, необходимо иметь позади колледж (как правило 4 года) и степень бакалавра. В колледже необходимо прослушать необходимые для той или иной специальности курсы, и желательно ряд курсов, знакомство с которыми облегчит дальнейшее обучение в graduate program. Кроме того, сдаются стандартные экзамены-тесты - единые для всех, в специальных тест-центрах. Например, тест GRE (Graduate Record Examinations) - требуется для большинства академических программ. GRE general test проверяет аналитическое мышление, способность к пониманию и критическому разбору сложных текстов, аргументации и т.п. GRE subject test оценивает знания по необходимым, в зависимости от требований той или иной программы предметам. Есть и другие тесты, например, бизнес-школы требуют GMAT — Graduate Management Admission Test. Преимуществом американской системы является то, что результаты тестов - объективны, критерии оценки - единые для всех и тестирующая организация никак не связана с конкретными университетскими программами. При поступлении в мастерскую или докторскую программу учитываются: результаты тестов, оценки в колледже, практический опыт работы в данной области, рекомендации конкретных людей, мнение тех или иных профессоров graduate program. Последнее - наименее важное, хотя и учитывается. Таким образом, в американские докторские и мастерские программы существует реальный конкурс и реальный, а не формальный отбор. Прием документов и их рассмотрение занимает долгие месяцы кропотливой работы специальной комиссии, члены которой внимательно изучают все бумаги, обсуждают, спрашивают мнение коллег, звонят и беседуют с некоторыми кандидатами. Т.е. отбор весьма и весьма объективный. С единственной оговоркой - в последние четыре-пять лет более охотно принимают живущих в США, нежели приезжающих из за границы по студенческой визе. По разным причинам: оформить визу сейчас сложнее и дольше, живущего здесь легче оценить-проверить, у них, как правило, лучше английский. Обычно прием докумантов заканчивается поздней осенью, а весной объявляется список студентов, начинающих обучение с августа месяца. О мастерских программах много сказать не могу, ничего особенного: курсы, экзамены, затем оформление небольшой работы типа дипломного проекта. Закончить же академическую докторскую программу - большой труд и минимум пять лет работы-учебы. Результат - защита диссертации и получение степени Ph.D. Помимо этого существуют профессиональные докторские программы и степени: доктор медицины - MD, доктор юриспруденции - Jr.D. и так далее. Ph.D. программы в уноверситетах называются Graduate School, a студенты - Graduate Student. Т.е. если так говорят имеется ввиду Ph.D., профессиональные программы имеют свои названия, например, Medical School. Есть в Америке и такая обра-кадабра - получение двойной докторской степени. Например, Ph.D., MD - будущий врач, у которого вместо первых двух лет medical school - пять-шесть лет graduate school по какой-либо биомедицинской специальности, защита Ph.D. и затем только изучение клинических дисциплин. Другой вариант, MD, Jr.D. - докторские степени по медицине и юриспруденции.

Ответов - 4

Mikhail: Как учатся в graduate school, т.е. на Ph.D.-программе? Примерно так. Первые два года студент никому из профессоров не принадлежит, своей темы не имеет, а только ходит на лекции, семинары и занятия, пишет контрольные и экзамены, учится делать презентации. Контрольные и экзамены бывают домашние, и сдаваемые в классе. Подробно я о них рассказывать не буду, так как специфика зависит от специальности. Остановлюсь на двух наиболее важных моментах. Первый: в американской graduate school весьма драконовскими методами человека учат самостоятельно работать с научной литературой. Никакого формализма, никакого зазубривания лекций, никакой халявы: сидите, молодые люди в библиотеке и копайте, копайте, копайте литературу. На выходе - умение быстро и эффективно ориентироваться в море научной информации. Вторй момент: исключительно важное значение придается умению презентовать собственные результаты или резыльтаты научного поиска. Я работаю здесь достаточно долго и вижу, как студенты выглядят в начале обучения и какими они выходят на защиту диссертации. Я не видел ни одного, кто-бы плохо держался на защите или плохо продумал доклад. Помимо учебы, в первые два года студент выбирает тему и научного руководителя. Для этого предусмотрены специальные семинары, где факульти (т.е. профессора) рассказывают о своих лабораториях и исследованиях, а также т.н. research rotations. Research rotation - работа студента под руководством выбораемого им профессора в течение одного семестра (обычно 3-4 месяца). Да, забыл сказать, - всего в году три семестра, между ними небольшие каникулы. Для research rotation можно выбрать любого профессора, но только один раз. Всего - три ротации. Обычно у одного из факульти студенту нравится больше всего и он там и остается делать Ph.D. С третьего года учеба ослабевает, хотя и остается сдать ряд экзаменов, в том числе - final exam по специальности, который сдается несколько дней и проверяет не столько знания фактов, сколько умение работать с информацией. Большую же часть времени, начиная с третьего года обучения, студент проводит уже занимаясь своими собственными исследованиями, и в итоге пишет и защищает диссертацию. Научный руководитель с третьего года должен обеспечивать своему студенту зарплату. Как и в России, здесь есть "предзащита", примерно за полгода до защиты. Сама защита проходит сходным образом, только доклад - не 20 минут, а один час. По завершении доклада члены комисси (7 человек обычно) обязаны (а не как кому захочется) задать вопрос соискателю и оценить ответ. Все остальные (зрители) задают вопросы сразу после доклада, а члены комиссии молчат. Затем соискатель с комиссией удаляются и выясняют отношения в отдельной комнате, а публика расходится в неведении. Лишь где-то через час по кафедре рассылаются е-мэйлы: "такой-то и такой-то защитился успешно!" Все радуются. Несмотря на всю строгость, я не видел случаев провала на защите. Т.е. как и с России, если уж человека на кандидатскую выпустили - быть ему Ph.D.

Colonel Hunter: Единственный минус - ваш постинг опоздал ровно на 24 часа: круглый стол "Зарубежный опыт подготовки кадров высшей научной квалификации" (я был на нем одним из докладчиков-модераторов) прошел сегодня... Но, на самом деле, это не принципиально - меня тема интересует сама по себе, конкретное мероприятие было только поводом актуализировать свой интерес. Тем более, что этой осенью я впервые осуществлял набор аспирантов - т.е. посмотрел на нашу систему с другой строны парты. В общем, из вашего изложения следует, что американская система организована разумно-рационально и весьма эффективна. С удовольствием бы ее прошел... Интересно, что американская система ближе к российской, чем к европейской (там другие квалификационные требования к поступающему в докторантуру и, соответственно, работа в докторантуре основана на других принципах). Некоторые вопросы: 1) Ph.D.-титулы как-то делятся на отдельные специальности, гуманитарные и технические? Как корректно пишется в соответсвующих документах? 2) В чем специфика работы именно докторантов-гуманитариев (если вы с ними сталкивались-пересекались)? 3) Каковы требования к опубликованности результатов, в каком виде презентируется-публикуется само диссертационное исследование? 4) Есть ли базовые структуры-положения, регулирующие докторантуру в рамках всей системы, или это сфера компетенции вузов? От имени кого выдается документ о присуждении ученой степени? 5) В чем (обобщая-упрощая) главная сила и главная слабость американской системы? (Силу я уже понял, в чем именно слабые строны?) Удачи, Л.

Mikhail: Ph.D. диплом выдается университетом, где выполнялась работа (там же проводится и защита). Дизайн диплома может немного отличаться от университета к университету. Для примера: http://www.mec.puc-rio.br/~meggi/diploma/Diploma_PhD.jpg В Ph.D. титуле пишется область науки, к которой относится данная работа. В личном CV или биографическом скетче принято указывать: область науки, университет, где получена степень, и название диссертации. Требования к диссертации, в общем-то сходные с российскими: диссертация должна представлять оригинальное и самостоятельно выполненное исследование. Насколько я знаю, требования о предварительной публикации основных положений диссертации нет. После сдачи финального экзамена и завершения исследований, студент пишет специальную заявку, т.н. application for candidacy, по форме: http://www.gsbs.utmb.edu/forms/forms/phdcandidacy.pdf Форма с визой директора программы отправляется в офис graduate school и далее назначается комиссия. В Техасском уноверситете комиссия должна включать не менее пяти человек, из которых один должен быть из другого университета, а еще один - не иметь отношения к данной graduate program. При оформлении диссертации следует руководствоваться определенными инструкциями. Они достаточно подробны, для примера: click here Надеюсь я ответил на 1-й, 3-й и 4-й вопросы. По остальным вопросам: Colonel Hunter пишет: цитата2) В чем специфика работы именно докторантов-гуманитариев (если вы с ними сталкивались-пересекались)? Боюсь не смогу ответить, общаться-то я общался, но подробно не расспрашивал об аспирантуре по гуманитарным специальностям. Чисто внешне все похоже, деталей же не знаю. При случае спрошу и тогда расскажу. Очевидно, Глеб Бараев гораздо лучше меня осведомлен по данному вопросу. Colonel Hunter пишет: цитата5) В чем (обобщая-упрощая) главная сила и главная слабость американской системы? (Силу я уже понял, в чем именно слабые строны?) Я-бы выделил следующие недостатки: 1) Студентам НЕгуманитариям все же весьма полезно прослушать кое какие гуманитарные курсы. Для повышения общеобразовательного уровня. Ну, например, историю науки, философию. Конечно, не в том виде, в каком это было в СССР. 2) Слишком многое отдано на откуп конкретному университету. С моей точки зрения, должно быть больше независимых экспертов-членов комиссии. Можно было-бы организовать нечто вроде review board. 3) Явно недостаточная материальная компенсация студентам. Сейчас стипендия Ph.D.-студента около 23 тысяч долларов в год. Это очень мало, учитывая то, какой объем работы он выполняет уже с 3-го года обучения. И учитывая то, что учеба и подготовка диссертации занимает 5-6 лет. А у многих ведь между школой, колледжем и graduate school - перерывы. Т.е. заканчивает работы над диссертацией человек когда ему уже под тридцать, а то и за тридцать. Далеко не каждый согласится до таких лет жить на 23 тысяч в год. А когда я начинал здесь работать, в 1999 году стипендия и вовсе составляла 16 тысяч долларов в год. И это во времена компьютерного и телекоммуникационного бума, когда молодой человек закончивший колледж легко находил работу на 50-60 тыс. в год. Неудивительно, что в те годы в аспирантуре заметно преобладали иностранцы. Сейчас ситуация изменилась и, напротив, американцев больше. Но все же, ради будущего науки достойная компенсация студентов просто необходима.


Colonel Hunter: Прочитал с большим интересом и буду использовать в своей педагогической и просветительской деятельности. Удачи, Л.



полная версия страницы