Форум

Алексей Иванов. Сердце Пармы.

Лена М.: Я пожалуй еще не встречала столь насыщенного историческими-этнологическими-культурологическими- терминологическими и особенно мифологическими реалиями исторического романа. Недаром многие литераторы назвали его Книгой 2003 года - действительно впечатляет. И при том - русская история со стороны... Рекомендую.

Ответов - 9

Олег: Любопытный текст в тему: Алексей Фанталов: Обские угры. Часть 1. Кроме индоевропейских мотивов, общих со славянами, некоторые балтийские предания носят явно дуалистический характер (цикл литовских и латышских легенд о Диевасе и Велсе). Видимо, здесь проявилось соседство финно-угров, во многом повлиявших на весь восточноевропейский фольклор. И поэтому логичным будет для нас рассмотреть и их мифологию. Переходя от ласковой балтийской земли в область обитания финно-угров, мы вступаем в мир яркий и своеобразный, во многом не похожий на европейский. Перед нами открываются Север и Сибирь с их дремучими лесами, покинутыми городищами и селениями, древними народами, хранящими в преданиях память о великом прошлом. А история финно-угров действительно заслуживает внимания. Они сыграли важную роль в Великом переселении народов. Угры стали тогда основной боевой силой гуннов, покоривших пространства от Галлии до Арала и соперничавших с Римской империей и Ираном. Уже много позже, когда гунны канули в Лету, семь угорских племен, обитавшие в зауральских степях, проникли в Европу и навели там такой страх, что даже появилась специальная молитва, в которой европейцы просили «уберечь от стрелы мадьяра». Это были венгры, ближайшие родичи наших хантов и манси. У венгров, кстати, средневековые рыцари частично заимствовали тяжелое вооружение для конницы. Другие племена финно-угорской группы устремились на Север. Лопари-саами преодолели глухие леса и чуть было не покорили Скандинавию. Не осталось без внимания и южное направление. Савиры (по имени которых и названа Сибирь) заняли весь Северный Кавказ и были остановлены лишь персами. Наконец, финно-угры, оставшиеся в Заволжье (так называемая Великая Венгрия), оказали необычайно сильное сопротивление монгольским армиям, неоднократно выигрывая сражения, пока не заключили договор о дружбе и союзе. Этот экскурс в прошлое показывает, что народы финно-угорской группы играли в ранней истории такую же важную роль, как скажем, германцы и славяне. При рассмотрений финно-угорской культуры сразу обращает на себя внимание институт шаманства, в чистом виде не присутствующий у индоевропейцев. У народов же Северной и Восточной Евразии (а также Северной Америки) - он был исключительно развит. Шаманизм - это не примитивный архаизм, а сложное учение о многослойности мира и избрании духами отдельных личностей. Шаман обладал разнообразными функциями - жреца, хранителя преданий, гадателя и врачевателя. Обязательными атрибутами его были использование галлюциногенов (например, мухоморов) с целью приведения себя в экстатическое состояние для общения с духами и бубны (по-русски кудесы, отсюда кудесник, чудеса). Интересно отметить, что скандинавские викинги, также употребляли сушеные мухоморы, но с иной целью - лишить себя страха перед битвой. Шаман же провожал душу умершего до места упокоения. Кстати, обские угры выделяли целых пять видов душ: душа-тень; уходящая душа; сонная душа, путешествующая во время сна; реинкарнирующаяся душа; душа-сила. Шаман является также и певцом-сказителем. Знание преданий считалось необходимым при исцелении больного. Например, Вяйнямейнен, легендарный герой карелов и прародитель шаманов, чтобы исцелить рану, нанесенную ему железным топором, должен был вспомнить историю происхождения железа и стали. Вообще слову, мысли, образу прилагалось особое значение и следствием этого явилась относительно хорошая сохранность священных преданий финно-угров. Другая характерная особенность данной культуры - это ее дуализм. Возможно, он развился под влиянием традиций, восходящих к зороастрийскому Ирану (с которым, кстати, угры могли познакомиться во время гуннских походов). В основе всех мифологий финно-угров лежит предание о близнецах - добром и злом богах, творцах всех полезных и вредных вещей. При этом типичен сюжет, в котором злой бог, приняв облик водоплавающей птицы, ныряет на дно океана и выносит на поверхность землю. Сходные мифы есть у соседей финно-угров - восточных славян и балтов, но нет у других индоевропейцев. В связи с тем, что финно-угорские народы расселились на огромной территории и у них сформировались самостоятельные мифологические и эпические традиции, мы ограничимся рассмотрением мифологии обских угров (как ярких представителей угорской линии) и «Калевалы» - знаменитого эпоса карелов (народа финно-пермской ветви). Продолжение следует.

a_e_g: и даже Учебник по рисованию сочинил. regards, aeg

калина: Человек по имени Алексей Иванов случайно, не понятно каким образом увидел то, что было на самом деле. И это было действительно так. Это нельзя понять это можно почувствовать!


Странник: Что то странноватое чтиво для ученой дамы. То Перумов с параноидальной Империей, то портяночное фэнтези.

Лена М.: По мере взросления легко придете к пониманию - люди различны и посему предпочтения литературные у них ве-е-есьма различаются. А еще замечу - по жанру своему произведение Иванова что-угодно но только не fantasy.

Странник: Скажи мне, что ты читаешь, и я отвечу с кем ты спишь.( Шутка ). Предпочтения, которые вы выказываете характерны для переходного возраста, который иногда затягивается. Не ищите глубину в луже.

Лена М.: цитатаПредпочтения, которые вы выказываете характерны для переходного возраста И вы сможете сей тезис хоть как-нито обосновать? :-)

Странник: Фантастика Перумова очень жиденькое фэнтезийное мыло, очень стебное только по мнению молодежи. Молодежь с проходными прыщами балдеет от Толкиена и ему подобных, к которым примыкает и Перумов. Это примерно, как на эстраде, вечно юные Иванушки льют елей на уши поклонницам. Насчет А.Иванова, могу сказать, что отношу его к категории «посконных и исконных портяночников» от литературы, как есть еще такие «деревенщики». Я лично предпочитаю фэнтези от Фоменко, Бушкова итп.

Лена М.: цитатаНасчет А.Иванова, могу сказать, что отношу его к категории «посконных и исконных портяночников» от литературы, как есть еще такие «деревенщики». Даже при подобной постановке (с коей я нисколь не согласна) совершенно неясно - каким образом интерес к Абрамову-Белову свидетельствует о пубертатном периоде? цитатаФантастика Перумова Мало знакома - кроме имперской дилогии толком и не читала ничего. Перумов не мой писатель. цитатапредпочитаю фэнтези от Фоменко, Бушкова Я честно говоря боле предпочитаю западное fantasy - Глен Кук, Робин Хобб, Харри Харрисон и т.п. Наши же попытки в сем жанре видятся мне вторичными-провинциальными. Хотя и есть приятные исключения - цикл Бушкова о Свароге и вейский цикл Латыниной, но это именно те исключения что подтверждают правило.



полная версия страницы