Форум

Интеллигенция на рынке - административном и не только

b-graf: http://www.polit.ru/resea...ch/2004/09/07/kordon.html Интеллигентность как административно-рыночный товар Глава из книги «Административные рынки СССР и России» Симона Кордонского

Ответов - 2

a_e_g: цитата Необходимым компонентом структуры российского интеллигентского пространства были и продолжают быть евреи. Совпадение интенций интеллигенции и представителей еврейской диаспоры в России характерно для времен, когда интеллигенция противостоит государству. При этом интеллигенты стремятся реализовать вечные интеллигентские ценности и преобразовать государство в идеальную иерархию-утопию, а евреи пытаются сохранить свою, также утопическую, культурную самобытность, выторговывая свой особый статус на локальных административных рынках науки, образования, здравоохранения и торговли. Евреи, потерявшие связи с диаспорой и получившие общее и профессиональное образование, становятся типичными интеллигентами, озабоченными проблемами соотношений российского государства и общества, несправедливого распределения, но конечно в их еврейском контексте. На первых этапах перестроек российские интеллигенты и интеллигентные евреи в своих стремлениях к утопии оказываются в одной социальной нише. И интеллигенты, и евреи стремятся к тому, чтобы сделать государство удобным для той жизни, которая представляется им естественной. В начале ХХ века это был социализм, в конце века — капитализм. В итоге очередной либерализации их пути расходятся. Российская национальная интеллигенция стремится при этом переложить вину за очередную неудачу на своих бывших союзников-интеллигентных евреев. Возникает (возобновляется) интеллигентский антисемитизм. В сознании обычных (неинтеллигентных) россиян образы еврея и интеллигента почти идентичны. Недовольство нарушением привычного порядка вещей, связанное с перестройкой (либерализацией) проецируется неинтеллигентным народом на интеллигентов. В том случае, когда интеллигентский антисемитизм и народное неприятие интеллигентности сливаются в одно движение, оформляется черносотенная утопия — как альтернатива интеллигентской утопии. Особенно пикантной становится ситуация, когда во главе «черной сотни» оказываются новые русские патриоты, интеллигентные евреи-антисемиты. Интересно, это провокация или автор на самом деле так думает ? IMHO он путает интеллигенцию с образованщиной... regards, aeg

b-graf: именно покоробило ? Про интеллигентный антисемитизм и черносотенную утопию («возрождение» их) - видимо, имеется в виду 60-е г.г. и далее («Особенно пикантной становится ситуация, когда во главе «черной сотни» оказываются новые русские патриоты, интеллигентные евреи-антисемиты») В принципе, у него в схему хорошо ложатся стадии: складывание интеллигенции как побочного продукта образовательной и кадровой политики государства (оба раза, т.е. в XIX и после 1917 г.), появление собственных, отличных от государственных, идеалов у нее, активность и разочарование в кризисный период. Интересно также наблюдение о склонности к олитературиванию (окинематографичиванию) у интеллигентов (очевидно предполагается, что у неинтеллигентов этого нет). Но если стоять рядом с весами и секундомером, то вопросы возникают (не очевидно, что одна природа у дореволюционной и советской интеллигенции, раз скорость и масштаб процессов разные). В общем, если в новой России возникнет через некоторое время еще одна, 3-ая интеллигенция (скажем, с обинтернечиванием и окомпьютериванием восприятия :-)), то модель, можно сказать подтвердится...



полная версия страницы