Форум » Новости-новинки » Успенский Ф.Б. Новый взгляд на этимологию древнескандинавского названия Киева » Ответить

Успенский Ф.Б. Новый взгляд на этимологию древнескандинавского названия Киева

b-graf: via http://community.livejournal.com/old_rus/54867.html (см. там ссылку) + Русский язык в научном освещении, полный текст №№ 1-5, 7, 8 http://community.livejournal.com/old_rus/54500.html (тоже)

Ответов - 8

Владимир: Первое, что обратило на себя моё внимание в этой статье, была гипотеза Томсена, о возможной трактовке у скандинавов названия Киева как "города лодок", на что сразу же в памяти всплыли параллели, которые ниже обнаружились в сноске 10: 10 Возможно, что некоторый дальний отголосок этой «лодочной» семантики древнескандинавского наименования Киева мы находим в позднейшей древнерусской эпонимической легенде, где летописцу приходится опровергать молву о том, что основатель города, Кий, был перевозчиком [ПСРЛ. Т. I. Стб. 9–10; Т. II. Стб. 7–8]. Разумеется, еще более интересно неоднократно упоминавшееся исследователями в этой связи свидетельство Константина Багрянородного о Киеве как о пункте сбора лодок-однодеревок, изготовленных славянами для росов (скандинавов) [Константин Багрянородный. Гл. 9. С. 45–46]. Но что касается отказа от славянской этимологии для Kønugarðr то оно поспешнок, как и объявление неубедительной реконструкции древнего славянского названия Киева - *Киян-город, поскольку не принято во внимание обилие сходных топонимов и, что более важно, гидронимов см. Етимологічний словник літописних географічних назв Південної Русі / Відп. ред. О. С. Стрижак. Київ, 1985. см. здесь стр. 78 Приведу список: топонимы - Кияны (Харьковск., Литва, Польша), Киянивка (Виницк.), Киянове (Ворошил.), Кияныця (Сумск.), Киянка (Житом.) и другие. реки - бывшая Кияна, в последствии Киянки, начиналась из-под Старокиевской горы, приток реки Глыбочицы, впадающей в реку Почайну. две современные Киянки, приток Гуйвы притока Тетерева и приток Рокача притока Ирпеня. В словаре приводится ряд доводов против отантропонимического происхождения названия. Я бы к перечисленным отнес и великое множество (неск. десятков) иных Киевов и подобных топонимов по всей славянской территории (за исключ. Словении), что говорит скорее об ойконимной модели, на что возможно и указывает названия рек. Применительно к названию реки, может быть стоит обратить внимание на то что от слова кий - палка, происходит ряд названий речного-болотного растения рогоза - киях, киёвка, киёвник см. 2- том http://www.litopys.org.ua/djvu/etymolog_slovnyk.htm и тогда речка киевка это 'рогозная речка'. Хотелось бы также обратить внимание на лексему дополнительную к кий - киян "большой кузнечный молот" , носящую экспресивный, усилительный характер. Аналогично этой паре могла существовать и топонимическая пара (и если я не прав отвергая отантропонимическую модель, то и пара имен Кий - Киян ( Коля - Колян :) ) ). Что касается былинного Окияного, то он вероятно происходит из Киянова, см. пример в указанном словаре: "по городу по Киянову" и "по городу да Окиянову".

Ваксман: Все же древнейшие дошедшие до нас известия (арабы, КБ) дают здесь В а не Н. Отсюда мне кажется надо исходить в реконструкции более подзних славянских и возможно скандинавских версий

Владимир: Но есть (была, а сейчас она течет под землей ) речка текущая как раз под Замковой горой, т.е. местом древнейшего Киева и называется она не киева, киевка, киевлянка и т.п., а киянка, а ранее кияна. Это название определенно связанно с Киевом и, либо надо объяснить происхождение её названия от Киева, либо считать, что само название Киева происходит от этого гидронима или какого-то другого, исходного и общего для них ойконима, напр. исходного названия Замковой горы, *?Киян(). Но учитывая типологию образования названий населенных пунктов по названиям притоков, на стрелке слияний которых стояло поселение, следует предпочесть модель образование от названия реки (так напр. образованны названия Пскова, Руссы, Полоцка). Киевская Киянка не одинока. В Польше есть 5 мест http://www.mapquest.com/maps/map.adp?formtype=address&country=PL&addtohistory=&city=kijan Kijanka, Kijanki и 3 Kijany. И если относительно Киян можно предположить что они могли бы быть связанны с киянами, выходцами из Киева, то не предполагать-же, что киянки основанны киянками? Скорее здесь следует учесть, что в польском языке 'киянка' (kijanka) это 'головастик', повидимому из-за своего сходства с очертаниями дубинки-булавы. Переход *Kijanov > Kijov можно объяснить лексически поскольку Кий-Киян два варината названия одного и того-же (кузнечного моота), второй лишь экспресивный усиленный. Может быть варинат с -н- был иноязчным. Так в армянской легенде Хориву соответсвует Хореан.


Ваксман: Всё же в отличие от курицы и яйца следует считать что одна из форм, т.е. либо с Н либо без Н, была первичной. Две древнейшие достоверно зафиксированные формы Н не содержат. Таким образом прямая гипотеза это такая: исходная форма (что бы она ни означала) Н не имела, и Н появилось только через обозначение жителей (типа кияНе, киевляНе). Дальше без образования разобраться трудно

Сибиряк: Всё же в отличие от курицы и яйца следует считать что одна из форм, т.е. либо с Н либо без Н, была первичной. здесь все же настойчиво напрашивается мысль о первичности основы kij, а вопрос только в том, какой суффикс и в каких случаях на эту основу навешивался.

Владимир: Ваксман пишет: Н появилось только через обозначение жителей Формально есть и второй механизм появления Н, экспресивной усиление: Кий > Киян, со смысловыми соответствиями молот - большой молот, дубина - дубинище и т.п. Это позволяет расматривать и пару Киев-Киянов. Для меня основная проблема - образование названия реки. Реки могут образовывать свои названия от местностей, от городов, но механизма образования от названия жителей я пока не встречал. Кияне это по структуре не название жителей города (правильно киявляне или киевцы) , а принадлежность, в данном случае принадлежность Кию, но Кий если и был реальным персонажем, то как мне кажется, какой-то один (или плюс одноименные потомки) общий для всей Славии, ибо как-то надо объяснить возникновение множества Киевов во всех славянских землях. Другая возможность - кий, киян являются общеславянским аппелятивом, это объяснило бы название реки, а за ней и название города. Здесь бы помогли бы данные по другим славянским Киевам. В качестве аналогии - чешский Kyjov на реке Kyjovke http://cs.wikipedia.org/wiki/Kyjov http://cs.wikipedia.org/wiki/Kyjovka Но наш Киев (его начальная стадия), на реке Киянке.

Ваксман: Оставим в стороне сказочного Кия. Исторический Киев возник в конце 9 века на Подоле, где находятся остатки деревянных домов "ладожского" типа (приход руси-словен-кривичей Олега либо Аскольда-Дира). От пред-Киева, погибшего около 830-840 г. (нашествие венгров и/или ранней до-рюриковой руси), исторический Киев отделяют десятилетия запустения. Топоним Киев мог быть внесен новым славянским населением в конце 9 в. либо если он существенно более ранний - то пережить этот период запустения. Возможно в форме гидронима - но тогда Киянка точно не подходит поскольку новый город был бы Киянов, Киянск (ср. Псков, Полоцк), а самые ранние упоминания Н не содержат. Поэтому речка должна была быть Киява, Киова. На тропе фантазий можно предположить речку Каялу, далее вспоминаем поляков читающих л как в, и т.д.

Николай: "Известен способ переправы через реку на лодках и плотах, когда вместо весел используют кий (жердь), которым отталкиваются от дна. Таким образом, можно перевозить груженые телеги, скот. В некоторых местах на Украине занятие таким перевозом является промыслом и называется "киюванням". http://www.lah.ru/text/yanovich/g11.htm Кыяне = "перевозчики", т.е. люди, занимавшие "киюванием". Перевоз через широкую реку вряд ли мог конечно осуществяться на лодках и плотах киями-жердями. Вследствие этого прозвание Старокиевского холма вероятнее следует вести от Кияны, то есть мелкой, поросшей тростником и ивняком речки. Впоследствии (уже в 11 веке) при попытке объяснить название Киева возникло видимо 2 гипотезы: а) был некто Кий-родоначальник б) был перевоз, то есть место где обитали люди, которые занимались "киеванием" Из этих двух могла возникнуть легенда третья, о том, что Кий из легенды а. собственно и занимался перевозом. Ее опровергал Нестор, на основании известного ему факта (городище на Дунае).



полная версия страницы