Форум » Новости-новинки » EME 15(2)2007: Florin Curta. Some remarks on ethnicity in medieval archaeolo » Ответить

EME 15(2)2007: Florin Curta. Some remarks on ethnicity in medieval archaeolo

Олег: Florin Curta (University of Florida). Some remarks on ethnicity in medieval archaeology // Early Medieval Europe, 2007, 15, 2, 159–185. Recent critiques of the culture-historical approach to ethnicity have denounced the idea that archaeological cultures are ‘actors’ on the historical stage, playing the role that known individuals or groups have in documentary history. But the critique has gone as far as to claim that, because archaeologists supposedly have no access to the meaning of cultural traditions, medieval ethnicity cannot be studied by archeological means. Ethnicity should be banned from all discussions, if medieval archaeology is to make any progress in the future. The paper examines the theoretical malaise at the root of this scepticism verging on nihilism. The understanding of the archaeological record not as an imprint, but as a text allows for much learning about meaning in the past. Symbols, style and power are the key concepts that currently guide anthropological research on ethnicity as a ‘social construction of primordiality’. As several archaeological examples show, medieval ethnicity was a form of social mobilization used in order to reach certain political goals. Ethnic identity was built upon some pre-existing cultural identity, in a prototypic manner.

Ответов - 7

Rosser: У этого Флорина Курти есть очень любопытная книга (на английском, естественно) о славянах в Нижне-Дунайском регионе, изданная, по-моему, году в 2000-2001. Там эти идеи подкрепляются большим археологическим и нарративным материалом.

Лена М.: Ну вообще-то у нас принято передавать фамилию сего славного адъюнкт-профессора как Курта... А выходные данные упрминаемой книги таковы: Florin Curta The making of the slavs: history and archaeology of the Lower Danube Region, ca. 500-700 Cambridge; New York: Cambridge University Press, 2001. 463 p. hardback ISBN 0-521-80202-4.

von Frauenholz: Да. Она есть в Москве в Историчке в зале всеобщей истории, если кому интересно. А насчёт фамилии непонятно. Может, и Куртя. Он ведь румын, и первые публикации у него по-румынски. Кстати, большим его достоинством является то, что он очень хорошо знает русскоязычную историографию (особенно археологическую) и тем самым вводит её в общенаучный оборот.


Лена М.: Может, и Куртя. Curtea = Куртя Curta = Курта Так обычно транслитерируются румынские фамилии...

Глюкоза: Румынский дифтонг "ea" передаётся на русском языке посредством "я", за исключением буквосочетаний "cea", "gea", где "ea" передаётся через "а". Примеры: Florea (Флоря), Mircea (Мирча). Но правильней будет "Курта", поскольку латиницей его фамилия всегда пишется "Curta". На одном македонском сайте так и есть: Како доказ на својата теорија, др. Флорин Курта ја приложува генетиката на денешните „словенски“ балкански народи, чии гени одговараат на балканските жители од палеомезеонеолитичките миграции, некаде 5000-6000 години стари ( The Making of the Slavs : History and Archaeology of the Lower Danube Region, c. 500-700 (Cambridge Studies in Medieval Life and Thought: Fourth Series) by Florin Curta, Rosamond McKitterick (Series Editor), Christine Carpenter (Series Editor), Jonathan Shepard (Series Editor) Cambridge University Press (July 12, 2001). http://skrsenitrski.blog.com.mk/node/50932

b-graf: http://historiae.borda.ru/?1-3-0-00000008-000 я тоже когда-то давно видел рецензию иностранную + какие-то комментарии давал ST (что-то давно его не видно), но может не к этой работе, не нашел (что-то было насчет славянского как "языка межнационального общения" :-), который первоначально использовала небольшая группа)

von Frauenholz: Ну что же, рецензия нормальная. Я внимательно там читал только главу, посвящённую этносоциальным вопросам. Она мне показалась интересной. Производит очень хорошее впечатление стремление уйти от схематизма, свойственного нашей историографии, да и такому мэтру, как Ловмяньский. Его блестящая конструкция ("малые племена"-"большие племена"-этносы) отнюдь не во всём отвечает реальности. Это соответствует сделанным в последние годы наблюдениям, например, Душана Тршештика или Кароля Модзелевского. Жаль только, что до нас это всё доходит плохо и, если доходит, то зачастую в искажённом виде. Весьма перспективно и применение этнологических моделей к изучению прошлого славян. Это касается, в частности, образования государства, где Курта на конкретных примерах прослеживает наличие у славян руководителей, близких по типу не только к военным вождям (как они обычно изображаются в наших учебниках), но и бигменов, а также грейтменов. Напомню, что два последних понятия были предложены соответственно Маршаллом Салинсом и Морисом Годелье. Так что рекомендую всем любителям славянских древностей в качестве средства для очистки сознания от всяких генезисов феодализма и т.п. Тем более, книга написана на доступном языке. Те же Модзелевский и Тршештик пишут в основном на своих родных польском и чешском (у Модзелевского есть статья по-французски в "Анналах", а у Тршештика - кое-что по-русски, но старое).



полная версия страницы