Форум » Новости-новинки » "Княжеский и народный суд в Древней Руси" » Ответить

"Княжеский и народный суд в Древней Руси"

b-graf: Автореферат на сайте С-Пб.ГУ: http://www.spbu.ru/Disser/history/ ЧЕБАНЕНКО СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ "Княжеский и народный суд в Древней Руси" 07.00.02, исторические науки Надо ли понимать, что С-Пб. ГУ столь поздно стал выкладывать авторефераты (в мае этого года) или их на сайте оставляют недолго после защиты (а были и ранее) ? Это я в развитие темы об авторефератах http://historiae.borda.ru/?1-5-10-00000041-000 Если стирают (хотя вроде не должны), то надо отслеживать регулярно...

Ответов - 22

b-graf: диссертации, докторской http://community.livejournal.com/old_rus/93046.html Интересно, а диссертация С.Б.Чебаненко - тоже в рамках петербургской школы ? (автореферат ее я не скачал)

Лена М.: Интересно, а диссертация С.Б.Чебаненко - тоже в рамках петербургской школы ? Ну, а как может быть иначе, ежли руководитель Майоров...

Николай Ф.: Или может мне объясните смысл: (?) "Научная новизна работы, по мнению диссертанта, определилась ракурсом рассмотрения темы, авторскими решениями проблемы в целом и образующих её вопросов и представлена в концепции истории «усобиц» и вечевого уклада Новгорода Великого XI — первой половины XV в., осмысленной в общем русле движения средневековой Руси от язычества к Христианству". "В главе развивается и конкретизируется концепция, согласно которой корни кончанского деления и традиционных отношений между сторонами и концами тянулись к архаической дуальной организации".


Лена М.: "Научная новизна работы, по мнению диссертанта, определилась ракурсом рассмотрения темы, авторскими решениями проблемы в целом и образующих её вопросов и представлена в концепции истории «усобиц» и вечевого уклада Новгорода Великого XI — первой половины XV в., осмысленной в общем русле движения средневековой Руси от язычества к Христианству". "В главе развивается и конкретизируется концепция, согласно которой корни кончанского деления и традиционных отношений между сторонами и концами тянулись к архаической дуальной организации". На мой взгляд, всё тут яснее ясного... Что вам конкретно непонятно?

Николай Ф.: Как, например, может кончанское деление Новгорода происходить из дуальной организации (родового строя насколько я понял)? Самой диссертации нет. Я (неуч) не вижу ни одной приблизительной возвожности...

Лена М.: Как, например, может кончанское деление Новгорода происходить из дуальной организации Ну это не новость в сей историографии, если не путаю, стоит полистать: М.Б.Свердлов. О названии новгородского Славенского конца // НИС 7(17). СПб: ДБ, 1999, 15-17.

Николай Ф.: Хорошо полистаю, раз не хотите раскрывать секреты...

Дмитрий Беляев: Николай Ф. пишет: Как, например, может кончанское деление Новгорода происходить из дуальной организации (родового строя насколько я понял)? Да никак и не может :-))) Как и другие яркие работы "петербургской школы" эта имеет дело полностью с виртуальной реальностью (как древнерусской, так и "общеархаической")

Николай Ф.: Петров А.: "Во взаимоотношениях новгородских сторон определённо угадываются контуры ритуального противостояния дуальных половин первобытного целого.16 «Родимые пятна» архаической дуальной системы в виде обычая вражды и соперничества между частями города не исчезали чуть ли не до самого конца новгородской независимости. Конечно, городские междоусобия на берегах Волхова проделали длительную и сложную историческую эволюцию.17 Однако отношения вражды и соперничества, издавна существовавшие между сторонами и концами и унаследованные ими от ритуалов дуальной организации, служили традиционным фоном для позднейших распрей территориальных боярских группировок из-за власти. Нельзя не обращать внимания на то, что древнерусские летописцы столкновения жителей сторон на мосту через Волхов напрямую связывали с языческими верованиями и обычаями. В рассказах о Крещении Новгорода Новгородской IV, Псковской I и некоторых других летописей воспроизводится весьма красноречивая на сей счёт древняя легенда, согласно которой свергнутый в Волхов Перун «пловя сквозе великии мост, верже палицу свою на мост, ею же ныне безумнии убивающеся утеху творят бесом».18 Безусловно, бои подобного рода гораздо древнее Крещения (равно как самого моста через Волхов). «Предание это показывает, — подчёркивал ещё Н. И. Костомаров, — что в памяти Новгородцев их раздоры были очень древними. Народ этим как бы хотел сказать, что по его понятию, то же и при дедах делалось, что после». Однако в отмеченных летописных известиях важна связь традиционных драк с религией. А. М. Золотарёв не сомневался в том, что «эти побоища носили когда-то ритуальный обрядовый характер и проистекали, вероятно, из соперничества двух фратрий, селившихся по разным берегам реки». И «как бы не менялось в дальнейшем социальное содержание» новгородских половин «и какими бы причинами не вызывались побоища между ними» вполне вероятно, что первоначально данные половины «были просто двумя фратриями словенского племени».19 Связь раздоров между жителями сторон с достойными порицания языческими обычаями отразилась и в записанных в XVI в. устных рассказах о двух новгородских юродивых – Николе Качанове и Фёдоре, живших в XVI столетии. Один из них — Николай — юродствовал на Софийской стороне, другой — Фёдор — на Торговой. Своей жизнью, исполненной добровольных лишений и тягот, они подавали пример христианского смирения и кротости. Стремясь отвратить новгородцев от их усобиц, память о языческом прошлом которых хорошо сохранялась на берегах Волхова, юродивые высмеивали и пародировали эти усобицы, выступая по выражению Н. И. Костомарова, «сатириками общества». Стоило Николаю забрести на Торговую сторону, как его тотчас гнал за реку Фёдор, и, наоборот, когда Фёдор ступал на левый берег, его вынуждал к отступлению Николай. И само прозвище Николы – «Качанов», возникло из-за того, что последний, стоя, согласно легенде, на самой волховской стремнине, бросал в своего условного противника качаны капусты.20 Память о языческом происхождении новгородских распрей дожила даже до XVII века. Какие-то «перуновы палицы», по преданию повинные в этих распрях, до середины XVII столетия хранились в Борисоглебской церкви Новгородского детинца. И лишь Никон, в бытность свою новгородским владыкой, «палицы у святого Бориса и Глеба взем… пред собою сожже, и тако преста бесовское то тризнище…».

Николай Ф.: Если возможно, выскажиите тект по поводу сего отрывка. Мое вряд ли будет считаться адекватным по определению...

Ваксман: Удивительный текст. В каждой русской деревне вопль типа "айда бить зареченских" (мат опускается) созывает пьяную драку "фратрий словенского племени" через два дня на третий. Оказывается, в основе всего "ритуалы дуальной организации"...

Николай Ф.: 1. Может с точки зрения этнографии. Вспомним в тексте упоминается тризна (поминки), связь боев с Перуном и "поминками" по нем (“Пусть ею поминают меня новгородские дети”). А также о прекращении тризн после уничтожения палиц Никоном... А также о том, что кулачные бои наряду со стравой - элемент тризны (обычай «дратися по мертвеци»). Что массовые кулачные бои связывались с масленницей и началом весны (смертью старого и началом нового года). Что был еще Волох, по которому тризну творили (и был он выброшен на Перыни)... А также о превращении Иванушки в волохатого зверя-Медведя в сказках... 2. Или археологии Три поселка - видимо разные этносы (кривичи, словене, меря), а не фратрии одного племени. Или... Есть что-нибудь серьезное?

b-graf: было в диссере о дьяковской культуре (пару лет назад). Автор пришел к такому выводу по географическому расположению поселений, не знаю, насколько достоверному.

Николай Ф.: В принципе возможно. Но в данном случае неприменимо. Имеем в середине 10 века два маленьких поселка - на Людином и Неревском конце (предположительно - кривичи и меря). И оба поселка - на одной стороне реки. В 970-е гг. появляется застройка на Торговой стороне (Славенский конец). 989-990 г. крещение. Это означает, что древняя языческая традиция побоищ между населением Торговой и Софийской, о которой ведет речь Золотарев имеет продолжительность около 10-15 лет.... )))))

Дмитрий Беляев: несостоятельность всей этой бредятины про архаическую дуальную организацию. Пользуясь знаниями материала и логикой. Пердон, но с Вашего позволения свою часть критики изложу позднее - сейчас нет времени.

Николай Ф.: >>несостоятельность всей этой бредятины про архаическую дуальную организацию Но самое главное даже не это. Золотрев, концепция которого здесь критикуется подметил все же интересные детали (поставил проблему). Меня взбесил Петров. Текст его реферата представляет собо цепь правильно построенных (из научных терминов) предложений, смысл в которых присутствует в отнятом состоянии. Эта неосмысленность текстов - явление не уникальное. Вчера купил сборник. Читаю статью за статьей (с карандашом) и вижу, что в большинстве нет ни целей ни выводов, объект исследования рассмотрен неполностью и посему из соображений логики нельзя взять из них никакой информации (сделать карандашные выписки). Куча прохиндеев усвоила научную лексику и хвалят друг друга как кукушки и петухи... Для таких работ я б ввел понятие "научного бреда". И с этим надо бороться. Вот только не представляю как. Ибо в текстах обычно все верно. Разве только находить как в данном случае примеры бездумного переписывания чужого....

Лена М.: Вчера купил сборник. Читаю статью за статьей (с карандашом) и вижу, что в большинстве нет ни целей ни выводов, объект исследования рассмотрен неполностью и посему из соображений логики нельзя взять из них никакой информации (сделать карандашные выписки). А что за сборник?

Николай Ф.: Восточная Европа в Древности и Средневековье, XVIII, 2006.

Лена М.: Восточная Европа в Древности и Средневековье, XVIII, 2006. Ну это же сборник материалов XVIII Пашутовских чтений - для самостоятельной работы он и не предначзначен...

von Frauenholz: Более того, это сборник ТЕЗИСОВ. Прежде чем "беситься", надо понять, с чем имеете дело. Естественно в тезисах не может быть развёрнута вс\ аргументация.

Maxlit: ... с Майоровым? Мне читанные его работы оч. хорошо зашли.

Лена М.: Яркий-признанный представитель означенной школы...



полная версия страницы