Форум » Рядом с историей (архив2) » "С-м-к-р-ц" русских былин » Ответить

"С-м-к-р-ц" русских былин

Николай Ф.: Со времени опубликования Пространной редакции письма хазарского царя Иосифа, в котором среди 13 подвластных ему городов упоминаются К-р-ц и С-м-к-р-ц, последний принято отождествлять с Тмутороканью. Так как первый из них явно тождественен расположенной на другом берегу Керчи. С таким мнением не согласны всего несколько исследователей, но лишь недавно А.В. Гадло (1937-2002) удалось привести довольно убедительный аргумент в пользу той версии, согласно которой в Пространной редакции письма Иосифа поздним редактором ошибочно продублировано название одного и того же города - Керчи (древнего Боспора). В ряде редакций русского варианта Жития Стефана Сурожского наряду с обычным названием Керчи (Корчевъ) приводятся формы Скурцев или Скуруев ("В лето 6300 ходили Русь ... и повоеваша Греческую землю от Херсона до Скурцева и Сурова"). Последняя часть фразы в других местах передается как "до Корчева и Сурожа". То есть в русском источники видим форму, которая образовалась из С-М-К-Р-Ц через выпадение согласного "м". Это недавнее мнение дает нам повод вернуться к рассмотрению известной былине о Вольге и Микуле Селяниновиче, в которой со времени А.А. Шахматова, находят довольно архаические элементы, восходящие к историческим реалиям 10 века. Так например, Микула, отговариваший Вольгу ехать к неким курцевским мужикам, предсказывает ему гибель на шатком мосту . Именно так(поддельные мостки то подломились), по летописи погиб Олег Святославич при отступлении в Овруч. Приняв реалии былины за отголоски исторических воспоминаний, А.А. Шахматов, а вслед за ним Б.А. Рыбаков попытались отождествить упоминаемые в былине Курчевец, Олеховец и Крестьяновец с мелкими погостами и городками Древлянской земли (князем которой был Олег Святославич), а в образе Микулы нашли воспоминание о сыне Свенельда (Селяниновиче, первонач. Свенельдовиче) Люте. Т.е. о, как предположил А.А. Шахматов, сыне Свенельда Мстише (Мстиславе) Лютом. Такая расшифровка былины не лишена противоречий. В былине Микула герой, похваляющийся победой над курцевскими (т.е. по мнению указанных авторов древлянскими) мужиками. Однако юный сын Свенельда Лют никого не покорял, а лишь самонадеяно решил поохотиться в древлянских лесах, за что и был сразу же убит Олегом. Отождествление Курцевца былины с Корчевым-Керчью (Скурцевцем-Курцевцем) ставит все на свои места. Курцевские мужики ("разбойные") прославились в былинах тем, что "собирали гроши подорожные". Тем же самым занималась лишь Корсунская владычица Маринка. До утверждения в Корчеве русских там была хазарская таможная и сидел хазарский тундун, наместник Боспора, собиравший подорожные с купеческих караванов. Что объясняет мотив о "грошах". Ореховец в этом контексте - ничто иное как еще один важный русский южный порт город Олешье. Третья "деревня" былины (Крестьяновец, Череповец и проч.) не требует отождествления, так как по моему наблюдению устойчиво упоминание лишь двух первых пунктов. Русские дважды пытались овладеть Керчью-Курцевец. Первая, неудачная попытка была предпринята около 940 г. Вещим Олегом. Вторая удачная видимо около 1016 г. в результате похода русско-византийского войска, возглавляемого, по византийским источникам братом киевского князя. После этих событий в Тмутаракани (и очевидно в Керчи) утвердился брат Ярослава Мудрого Мстислав Храбрый. Уже А.А. Шахматов заметил, что уже в летописном предании образы Мстислава Храброго и Мстислава Лютого (Мстиши Свенельдович) сливались. Мстислав, как заметил А.Шахматов, в летописях именуется не только Храбрым, но и Лютым. Не отвергая (пока) совсем доводы А.А. Шахматова, мы тем не менее, всвязи с открытыми обстоятельствами вынуждены "выввернуть их наизнанку". И предложить следующую трактовку былины: Былина явилась результатом интерпретаций цикла дружинных песен о Мстиславе Владимировиче Храбром (Лютом). В этих песнях Мстислав, хозяин Приазовской Руси, усмиривший Керчь и видимо властвовавший и над Олешьем, противопоставляется известному старшему герою Вольге (Вольху), который хотя и смог захватить Курцевец (Царство Индейское-Иудейское былин, С_М_К_Р_Ц Кембриджского документа), но не смог в нем удержаться. Потерпел поражение от хазарского наместника Булшицы Песаха ("курчевских мужиков"). Впоследствии к былине искусственно были добавлены (несоменно из летописи воспоминания о гибели Олега, но другого Олега Святославича). Дружинные песни, повествующие о победах Мстислава Храброго (Лютого) над курцевскими разбойниками с переносом его княжения в Чернигов попали в Черниговскую землю, были приурочены к г. Корачеву на Брянщине. Добавление: Нехристианское имя Мстислав-Мстиша в былинах со временем было вытеснено как и полагал Шахматов именем Никиты (Никита Заолешанин, Микита-князь, Никита из Корачева). Т.е. известного былинного воина-калики Никиты (Великомученика Никиты). Известная в текстах форма прозвища Никиты "Заолешанин" (с "о" в середине) - очевидно первоначальная форма прозвища = За-Олешанин, т.е. властвующий за пограничным русским Олешьем. Былин о Заолешанине почти нет. Отголосок одной из них встречаем в былине об Илье Муромце и Голях кабацких (Образ Ильи с 16 века вытеснял из эпоса дргуих "некрестьянских" богатырей). Сохранился однако и обрывок былины собственно о Заолешанине. Там рассказывается о явлении Никиты в Киев в гридницу Киевского князя. Никита (т.е. как мы догадались Мстислав) ногой открывает дверь, бес спроса пьет вино и уходит. Киевские богатыри как малые воробьи боятся слова молвить и шелохнуться - не дай бог услышит их и убьет Никита Иванович (тот же страх кстати и у Буслаева по отношению к мужикам-залешанам). Эта былина - несоменно сложена по мотивам дружинных песен о походе Мстислава на Киев в 1024 г. Однако устал. Для доказателства "добавления" следовало б завести еще одну тему.... С ув. Ник.

Ответов - 2

Николай Ф.: 1. В принципе при отождествлении С_М_К_Р_Ц не с Керчью, а по традиции с Тмутороканью, изложенные соображения остаются в силе. 2. Сказано, что Мстислав утвердился в Керчи. Вернее сказать русские совместно с Византией в 1016 г. усмирили Боспор (Керчь). 3. О хазарской таможне в Керченском проливе нет прямых упоминаний. Но С_М_К_Р_Ц (Самкуш) упоминается как конечный или обязательный пункт на пути русских купцов. Там торговали, и несомненно платили пошлины.

Colonel Hunter:



полная версия страницы