Форум » Рядом с историей (архив2) » О происхождении Балтов и Славян (ч 1,2) » Ответить

О происхождении Балтов и Славян (ч 1,2)

urbi: Не смотря на огромные усилия ученных, загадка происхождения Славян и ихних соседей - Балтов (Латыши, Литовцы,,,) до сих пор остается не решенной. Предлагались на карте Европы различные расположения истоков славян - польские ученные за прародину славян принимают верховъе Одры и Лабы, другие прародиной славян считают Панонию (територия нынешней Венгрии), лингвист Олег Топоров придерживается верховъя Дуная, есть отождествления прародины с Карпатами и скифами, а также некоторые исследователи прородиной считают середину и верховье бассейна Днепра. С последней точкой зрения вряд ли можно согласится, ввиду, лингвистами К.Бугой, В.Топоровым и тем же О Трубачевым обнаруженного огромного количества Балтских гидронимов на верховъях бассейна Днепра - от Смоленска до Бреста от Оки до Одры. Известный балтист проф. З.Зинкявичус рассказал мне как они вместе c Вл.Топоровым безуспешно пытались определить скопление славянских гидронимов соответствующие прародине славян. В чем же дело? Исследователи делают несколько методологических ошибок - ввиду множества исторических миграций - кельтов, скифов, готов, гуннов, аланов, аваров и др, - кончая мадъярами в 10 в. многие гидронимы по просту стерлись. Кроме зтого, славянские языки на перекрестках многих дорог Европы сильно зволюционировали, обновлялись ввиду торговли и технологических новшеств, позтому определение прародины по гидронимии, как следует из поиска и анализа произведенного крупными ученными, следует считать практически не разрешаемой задачей. Другой подход заключается в применении культурного исторического подхода о пользе которого писал и известнейший индоевропеист Дж. Мзллори. По моему мнению, определение прародины славчн вряд ли возможно без одновременного определения прародины их соседей. Установленно, что очень архаичный, древний балтский язык прусского племени имеет больше общего со славянскими языками, чем, например, литовский. Из этого следует, что славян и пруссы, в смысле предшественников, граничили с древнейших времен - например b с времен прихода земледелия и производства хлеба. Земледелие в центральную Европу, как новый образ жизни с небольшим количеством переселенцев в среду охотников и рыболовов пришло из Анатолии (територия нынешней Турции)примерно 5-6 тыс до р. Хр.. а отсюда было перенято и прабалтами ( я считаю - балтами). Пруссы сохранили ввиду своего когсерватизма и отдаленности архаичное названи хлеба - geitka - гейтка (отождествляю и с литовским gauti - получить, как и с английским - get родственным богу дающему - Gott God ). У славян жз архаизм geitka эволюционировад в слово - жито. Ввиду зтих причин и археологических данных о начале земляделия, следует как славянский так и балтский - прусский зтносы считать сформировавшихся не позднее начала земляделия, а все таки соседними - ввиду лингвистических общностей земляделия и существенных различий в охотничьем лексиконе.Зто важнейшая отдельная тема. C пруссами и западно южными балтами, по крайней мере, следует отождествлять наследие археологической культуры мегалитов (отсюда обычаи захоронения у пруссов и ятвягов с применением множества камней - у славян - песочные курганны) - разновидность культуры шароообразных амфор в басейне Вистулы (Вислы), а со славянами - культуру Эгера на верховъе Дуная, которая через века своеобразно контактировала и с Пражской культурой Известнейший лингвист Фасмер о слове хлеб приводит странные данные (странные -потому, что не опирается на данные архелогические данные и ее логику): хлеб род. п. -а, мн. хлеба́, укр. хлiб, блр. хлеб, др.-русск. хлбъ, ст.-слав. хлбъ ἄρτος (Остром., Еuсh. Sin., Супр.), болг. хляб (Младенов 669), сербохорв. хле ̏ б, х е̏ б, словен. hlẹ́b, род. п. hlẹ́ba, чеш. chléb, слвц. chlieb, польск. chleb, в.-луж. khle ̌b, н.-луж. chle ̌b, kle ̌b. Судя по интонации, следует говорить о заимствовании из герм., ср. гот. hlaifs "хлеб", др.-исл. hle ̇ ifr - то же, что более вероятно, чем родство с последними; см. Мейе, МSL 11, 179; Стендер-Петерсен 300; Мi. ЕW 87; Лиден, РВВ 15, 515; Уленбек, AfslPh 15, 486; 16, 381; Бернекер I, 389; Соболевский, AfslPh 33, 480 и сл.; ЖМНП, 1911, май, 166; Янко, WuS I, 95; Перссон 303; Хирт, РВВ 23, 338; Эндзелин, СБЭ 121; Брюкнер 179; Махек, "Slavia", 16, 210; Торп 109. В пользу заимствования говорит и заимствование др.-герм. слова в фин. lе iрä "хлеб" (см. Томсен, Einfl. 150; Сетэлэ, FUF 13, 59) и лтш. klà ips "буханка, каравай" (М. - Э. 2, 209). Другие допускают родство слав. *х le ̌b ъ с гот. hlaifs , реконструируя и.-е. *khl ōibhos или *skloibhos , куда иногда относят и лат. l ībum "пирог, лепешка" (Педерсен, IF 5, 50; KZ 38, 393 и сл.; Козловский, AfslPh 11, 386; Младенов 669), но в последнее время лат. слово связывают - как первонач. обозначение жертвенного хлеба - с лат. lī bā rе "совершать жертвоприношение, посвящать" и сравнивают с греч. λοιβᾶ ται σπέ νδει, θύ ει (Гесихий), λοιβή "возлияние", λε ίβω "лью"; см. Перссон 303; Вальде-Гофм. I , 796. Буга (ИОРЯС 17, I , 31 и сл.) ошибается, предполагая для лит. klie ̃pas "коврига хлеба" и лтш. kla ̀ips - то же исконнобалт. происхождение. Популярная урало-алт. этимология слова хлеб (Моль, МSL 7, 403) сомнительна; см. против нее Бернекер I, 389. •• [Можно упомянуть еще гипотезу Иоки ( FUF, 29, стр. 202 и сл.) о происхождении слав. слова из кит.; ср. др.-кит. gli̯ ǝр "рисовые зерна". - Т.] Археологи изучая инвентарь и травы и зерно (палинология) с помощью физического метода - с применением радиокарбона, определили даты и после этого - основные направления распространения земляделия. Общепринято славянов считать более южными, чем германов, поэтому, очевидно, сперва земледелие пришло в Панонию (что огонь пруссам то хлеб латинам и пан - который этим богат- славянам - гадаю), а лишь затем - к прусам и куршам. Историко культурный (с парадигмой ностратикума) подход дает инную картину - немогу отбросить даже свое -----колоть - kulti (лит.) - k ūlis (камень) lipa - (лезит поднимается хлеб) (i š kubilo duona ) (- lipdyti ) лепешку - klaips - хлеб ---- очевидное семантическое гнездо. Одно из основных правил ностратики (направления лингвистики об доисторическом изначальном развитии языка) - согласные составляют как бы основуб своеобразный позвоночник слова, т.ею они устойчивее и крепче чем гласные, которые более изменчивы и менее устойчивы, показывает что славянский кол кл - архаично к 15- 20 тыс. лет пр. р. Хр. и очень сильно укрепившись у славян и не только- вся логика процесса производства хлеба которую сохранили балты ввиду консервации и консерватизма показывает, что хлеб - содержит своеобразный семантический код или тайну его создания (наблюдал маленьким у бабушки на деревне) - колоть и затем лепить, а археология показывает, что это было перенято германами (в моем понятии) в близи Панонии у славян. Анализ проведенный литовским лингвистом Симасом Каралюнасом слова хлеб, как и этнонима готы явно недостаточен - не учтены обстоятельства распространения х(к)лебоводства в плане археологических данных (и что гововорить - нету у него упоминания государства готов у черного моря разгромленного гуннами). Вывод один - германы узнали про клеб у славян - как готового изделия, пруссы - изучили же всю технологию от житья (жгли ведь лес траву для поля - еще одно семантическое направление) и дали клебу свое название, Литовцы хлеб - дуону ( duona - лит. а daina doina - песня лит. и румын.) получили от траков (гипотеза), а klaips - клаипс латыши - (с межисом - майзе) - либо от скандинавов - либо позже от кривичей. Эти лексические общности образовались в регионе земледельческого пограничъя Балтов и Славян. Имеются важнейшие соответствия серп и kirpti (стричь), но коса и косить ( для козленка) прямых соответствий, кажется, не имеют. С наилутшими пожеланиями - математик Кястутис К. Урба

Ответов - 3

Ibicus:

Colonel Hunter: ... а еще - сразу в мусорную корзину. Удачи, Л.

Deli2: ... а то слишком много тексту, главная мысль ускользает :))




полная версия страницы