Форум » Не историей единой » Владимир Сорокин. День опричника » Ответить

Владимир Сорокин. День опричника

Лена М.: Сорокин В. День опричника М.: Захаров, 2006. 224 с. Пер. 15 000 экз. 5-8159-0625-5. [quote]Благолепие будущего Владимир Сорокин написал роман про будущее... Уже страшно? Совершенно напрасно – будущее (весьма, кстати, недалекое – середина XXI века) светло и прекрасно. Государство Российское стоит крепко, под властью самодержавною и верою православною крепнет и богатеет. От Запада прогнившего отгородились мы Великой Русской Стеной (они, поганцы, у нас еще и газ воруют), товары западные из экономики изгнали, покупает простой люд в «Народных ларьках», где каждого продукта, по мудрому государственному замыслу, ровно по два наименования, «ибо народ наш, богоносец, выбирать из двух должен, а не из трех и не из тридцати трех. Выбирая из двух, народ покой душевный обретает, уверенностью в завтрашнем дне напитывается, лишней суеты беспокойной избегает, а следовательно – удовлетворяется». Да что продукты – и слова теперь повсюду только наши, русские: челядь, сотник, столбовые, земские, приказ торговый, приказ тайный. И имена исконные – Сиволай, Поярок, Посоха. И одежда стала наша исконная, и обычаи, только техника все дальше развивается – шоссе десятиполосные, лучестрелы огневые, пузыри новостные, что тебе любую передачу на заказ расскажут-покажут, наркотики хитроумные. Правда, все это китайское – все производство мировое в Китай переметнулось. Но мы с Китаем дружим. Что еще сказать про светлое будущее? От матерщины народ отучили просто – введением за нее публичных телесных наказаний. А для более серьезного опричники имеются – врагов-то ведь у государства великого ой как много. В общем, технический прогресс в гармонии с мощным духовным началом, нанизанные на твердую вертикаль власти, – благолепие. Жаль только, что большинство сторонников такой модели не смогут насладиться отображением оной в романе Сорокина, потому как твердо усвоили из своих новостных пузырей, что Сорокин – порнограф, калоед и позор российской литературы. Тем более обидно, что и калоедства-то в «Дне опричника» нет, и некрофилии нет, и даже содомии всего-то одна массовая сцена. И сюрреализм фирменный, сорокинский, весьма умеренно представлен – расстарался, видать, писатель для нужд государственных. Хотя, впрочем, недостает этой правильной книге идеологической четкости. Как же это мы ухитрились в столь короткое время дойти до жизни такой, откуда взялась новая царская династия, что за коллапс постиг мировую экономику – писатель объяснять и не думает. Впрочем, объяснять происходящее в своих произведениях вообще не в стиле Сорокина. Его дело представить читателю картину стилистики да эстетики невиданной, а почему комсомольцы дерьмо едят, тот пусть сам разбирается, если сможет. А теперь наш порнограф-калоед и над жанром тоталитарной антиутопии посмеялся. Жанр-то жесткий – и «Мы», и «1984», и «9,11 по Фаренгейту» все об одном: как жил-был в идеальном государстве идеальный гражданин, да вдруг заставили его задуматься, такое ли уж государство идеальное, – и началось... А вот в «Дне опричника», ждите-не ждите, не начнется ничего: опричник Комяга благополучно проводит весьма насыщенный день в усердной службе любимому государю – и засыпает сном младенца. Вот такое незамутненное благолепие. Любуйся, читатель, красными «меринами» с собачьей головой на капоте да метлой на багажнике и думай про российскую государственность что хочешь. Или что можешь. [/quote]

Ответов - 1

Colonel Hunter: ... во Взгляд.ру, у мення сложилось такое мнение: Задумка интересная, но все испорчено тем, что автор совершенно не умеет писать. Причем видно, что он старается, ищет новые формы (я без сарказма: вся скандальность С. - от ясно осознаваемого неумения писать и попытки заменить это чем-нить другим). Но не дано ему и все. Трагикомический случай.



полная версия страницы