Форум » Не историей единой » Социализация наукой при массовом высшем » Ответить

Социализация наукой при массовом высшем

b-graf: образовании в современной России. Что преобладает, нормы http://www.chaskor.ru/p.php?id=3992 или антинормы ? http://www.chaskor.ru/p.php?id=4700 "Мы постоянно слышим рассуждения о том, что преодоление сырьевого характера российской экономики связано с инновациями, с образованием, с наукой, со знаниями. С другой стороны, мы не менее часто сталкиваемся с рассуждениями о том, что наше общество не способно к самоорганизации, к общественной и политической инициативе, не готово к демократии, но зато тотально склонно к коррупции и проч. и проч. Возникает вопрос: а где социализируется большинство наших граждан, потенциально способных выполнять все эти роли, где они овладевают максимумом навыков и компетенций для жизни в обществе? Семья давно перестала выполнять роль института социализации — ее место заняли общественные, прежде всего образовательные, учреждения. А сейчас в силу демографической ямы начала 1990-х сложилась ситуация, при которой высшее — наиболее научное по своему характеру — образование фактически становится всеобщим. Ситуация странная — вся молодежь, которая вообще этого хочет, получает в стране высшее образование. А что-то никаких прорывов, связанных с такой, казалось бы, гигантской капитализацией знания, в обществе не происходит. Равно как и незаметно, чтобы высшее образование каким-то благотворным образом отражалось на социальных или политических навыках этой самой высокообразованной молодежи. ... На эту ситуацию можно смотреть из административной перспективы: полагать, что коррупцию можно победить хорошими законами; что политическую сферу можно нормализовать партстроительством сверху, что инновационную экономику можно создать с помощью специальных институциональных инноваций (например, госкорпораций или венчурного финансирования) и т.д. А что если посмотреть на это иначе? Что если наше высшее, университетское образование дает нам на выходе людей, которые не способны к инновациям? Не способны к существованию в демократической политической системе? Не способны к самоорганизации? Воспринимают коррупцию как норму? Что там вообще, черт возьми, творится, если общество, освобожденное политически и экономически «сверху», остается коррумпированным, ориентированным на потребление готового, а не на созидание нового, соглашающимся с авторитарно-бюрократическим характером своей жизни?"

Ответов - 1

Colonel Hunter: ... но исполнение несколько плакативно. Что же касается высшего образования, то, ИМХО, оно у нас давно уже выполняет функцию среднего. И соответствует среднему по своему качеству. Что с этим делать и как это менять - сказать сложно.



полная версия страницы